Организаторы Площадки Медиа

Не учить, не лечить, не судить: зачем нужна медиация

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Не учить, не лечить, не судить: зачем нужна медиация
20 апреля 2017 года

    Как избавиться от конфликтов в школах и готовы ли родители отправлять своего ребенка к медиатору

    О медиации, как наиболее мягкой форме разрешения споров, узнают все больше россиян. Суть в том, чтобы обе стороны конфликта, опираясь на принципы медиации и навыки медиатора, в итоге самостоятельно пришли к взаимовыгодному решению. Сегодня медиацию активно используют для решения споров в банковской и страховой сфере, семейных и трудовых конфликтов, а также конфликтных ситуаций в школах и вузах. Какие проблемы поможет решить школьная медиация и какую роль в этом сыграют учителя корреспонденту expotrade.ru рассказал медиатор Центра медиации и права, методист Федерального института медиации, участник II Всероссийской научно-практической конференции «Медиация: теория, практика, перспективы развития» Владимир Графский.

    Владимир, в чем основная задача медиации?

    Mедиация – понятие очень сложное и многоплановое. Я бы выделил два направления - коммерческую и социальную медиацию. Безусловно, школьная относится к социальному сектору работы. Сейчас в сфере образования очень много проблем, в том числе связанных с высоким уровнем агрессивности и нерешенных конфликтов. И даже специалисты в области образования с большим опытом зачастую не могут повлиять на ситуацию. Дело в том что современные условия порождают новые виды социальных взаимодействий, которые не соответствуют старым схемам работы. Мне кажется, что медиация для нашего общества как раз и может стать тем инновационным инструментом, который позволит разрешать возникающие проблемы.

    Какие проблемы в конечном итоге сможет решить медиатор?

    Спектр проблем может быть самым широким. Тут важно понимать, что медиация не приведет к полному исчезновению конфликтов, но сформирует более безопасную среду для позитивного разрешения различных спорных ситуаций. Ведь сами по себе конфликты — это нормально. Ненормально, когда они разрешаются деструктивно. Почему дети зачастую считают, что намного легче «дать в глаз», чем решить проблему словами? Не потому что они очень агрессивны, а потому что они не владеют инструментарием приемлемых социальных взаимодействий и действуют так, как умеют. Рядом с детьми не всегда есть специалисты, которые помогли бы им научиться грамотно выйти из сложных ситуаций.

    Получается, медиатор воздействует на рациональную сторону, а как же тогда быть с эмоциями?

    Медиация подразумевает работу на двух уровнях. На первом уровне мы проясняем суть проблемы, пытаемся понять, с чем связан конфликт, каковы интересы сторон. А на втором, эмоциональном, — отслеживаем, как развивается процесс взаимодействия. Медиатор воспринимает эмоции как некий индикатор, показывающий, в каком направлении движется ситуация и оперативно реагирует на них. Он не анализирует эмоции и не пытается их как-то трансформировать целенаправленно, как это делает психолог.

    В чем еще отличительные особенности медиации по сравнению с психологией?

    В медиации очень большое значение придается именно работе с интересами и потребностями человека. Один из постулатов медиатора: «Не учить, не лечить, не судить». Консультативная психологическая работа подразумевает, что специалист помогает человеку разобраться в себе. То есть психолог все же лечит душу, а медиатор этого никогда не делает. Он всегда предоставляет право выбора самим сторонам, создает некое безопасное и комфортное пространство, где можно начать поиск новых способов разрешения спорных ситуаций. Но сам специалист при этом никогда не ведет за собой клиентов.

    Если же мы говорим о медиации в рамках образовательных учреждений, то здесь, конечно, она выступает и как развивающий инструмент. Получается, что метод школьной медиации работает по трем направлениям: обучение, воспитание и личностное развитие детей.

    Разработчиком авторского метода образовательной программы «Школьная медиация», предназначенной для детей школьного возраста и трудных подростков, является руководитель ФГБУ Федеральный институт медиации; основатель и научный руководитель Научно-методического центра медиации и права; зав. кафедрой, автор и руководитель магистерской программы «Медиация в социальной сфере» факультета юридической психологии МГППУ, профессор Цисана Автандиловна Шамликашвили — всемирно признанный эксперт в области альтернативных способов разрешения споров.

    Какие новые компетенции появятся у учителей?

    Сейчас много говорят о компетентности педагогов. Достаточно много компетенций так или иначе связано с коммуникативными навыками. Что касается конфликтной компетенции, то она отдельно не обозначена. Хорошо бы ввести ее в стандарт отдельным пунктом, чтобы у будущих специалистов, которые обучаются в педагогических вузах, четко формировалось понимание, как справляться с конфликтными ситуациями в современном образовательном пространстве.

    Родители готовы к тому, что с их детьми будет работать медиатор?

    С их стороны накопилось очень большое количество претензий к образовательной системе. Проблемы коммуникации между детьми до сих пор не решены, это понимают и учителя, и родители. Разумеется, все ищут способы, как сделать систему лучше. И мы как раз предоставляем в качестве одного из эффективных методов школьную медиацию для удовлетворения этого родительского запроса.

    Я думаю, к медиаторам родители будут отправлять детей для разрешения конфликтов охотнее, чем к психологам

    По отношению к психологу есть все-таки некое предубеждение, нежелание признавать трудности психологического характера. Медиатор же воспринимается как более нейтральная фигура, к которой можно спокойно прийти для разрешения конфликтных ситуаций, в том числе и внутрисемейных.

    Ориентируется российская медиация на мировой опыт или у нас свой путь развития?

    С одной стороны, нам не обойтись без мирового опыта, но в то же время нужно обращать внимание и на наши национальные особенности. По-моему, одно из отличий россиян от западных европейцев – у нас менее четко прочерчены границы личности, чувствуется сильный коллективный момент. Мы, отстаивая свои интересы в споре, всегда помним и о том, как ситуация будет восприниматься обществом в целом. Для нас очень важно понятие справедливости. И в этом, возможно, проявляется особенность именно российской медиации.

    Что касается обучения преподавателей медиации, когда оно станет доступным и бесплатным?

    Государство уже проделало большую работу: были приняты президентская Национальная стратегия действий в интересах детей и правительственная Концепция развития служб медиации, в которых намечен план конкретных действий по реализации медиации и восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших правонарушения. Однако вопрос финансирования все равно стоит очень остро. Он не был четко оговорен. Возможно, деньги в бюджет на эти цели и закладываются, но делается это не адресно. Понятное дело, что директора школ сейчас думают о массе других проблем и тратят средства на какие-то, как им кажется, более насущные вещи. Я думаю, что вопрос сдвинется с места, когда ситуация финансирования образования в целом станет более благополучной. А пока акцент нужно делать на том, что суммы, пусть и небольшие, но будут выделены именно на школьную медиацию.

    Когда, на ваш взгляд, удастся решить вопрос финансирования?

    Как любое новое начинание, медиация поначалу многими воспринимается как экзотика. Во что-то незнакомое обычно неохотно вкладываются деньги, особенно когда есть масса других проблем, требующих немалых средств. Но когда наши государственные органы поймут, что медиация — это не какая-то игрушка, а реально действующая технология, и что мы работаем не только на оперативное решение текущей ситуации в работе с детьми, но и на перспективу, инвестируем, по большому счету, в наше будущее, в подрастающих активных граждан, наверное, и к вопросу финансирования, и к самой школьной медиации будут относиться более серьезно. Работа по реализации Концепции развития служб медиации в отношении детей практически не финансируется. Поэтому так важно понимать значимость медиации для успешного развития как педагогов, учащихся, их родителей и образовательных учреждений, так и общества в целом.