Организаторы Площадки Медиа

ECCE-2017: в МГУ обсуждают проблемы обучения малышей

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
ECCE-2017: в МГУ обсуждают проблемы обучения малышей
13 мая 2017 года

    Что значит "ребенок готов к школе" и почему все чаще с этим возникают проблемы

    В МГУ 10-13 мая проходит ЕССЕ-2017 - VI Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Поскольку сейчас порой поступление в первый класс больше напоминает поступление в вуз, специалистам есть что обсудить. А родителям и педагогам - есть что послушать. Одной из основных тем конференции была готовность ребенка к школе: что она собой представляет и в чем состоит путаница... Корреспондент expotrade.ru побывал на конференции и с помощью именитых специалистов предлагает расставить точки над "ё".

    «Умеет читать, писать и считать – значит, готов», - рассуждает большинство родителей. Они пару лет «занимаются», натаскивают ребенка, тратят деньги на «подготовишки». А в начале учебного года вдруг хватаются за голову: любимый первоклассник не справляется со школьными нагрузками…

    Что на самом деле необходимо детям для нормальной учебы?

     ОБЪЯСНИТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ

    Анна Семенович, кандидат психологических наук, нейропсихолог
    - Есть такое понятие, как произвольная саморегуляция – умение человека в самых разных ситуациях самостоятельно планировать, контролировать и прогнозировать свое поведение. Она формируется с самого рождения исключительно благодаря общению ребенка со взрослыми. В старину это называли воспитанием. Мы, например, знаем, что надо здороваться с соседями, дома надевать одно платье, а в театр – другое, что нельзя класть ноги на стол и рвать книги. А для многих современных детей это абсолютно не «категорический императив». Они могут сказать бабушке «дура», и та промолчит в ответ. А почему же тогда нельзя назвать дурой учителя Марь Иванну?

    Если у ребенка семь лет его жизни не было режима (сейчас у нас завтрак, потом порисуем...), если он не привык к сосредоточенности на своих делах, а при слове «нет» начинает закатывать истерику, как он поймет, что с 1 сентября ему нужно вести себя по-другому? В школе он будет жить, как привык дома, где никто не ограничивал его прав и свобод. Но нельзя забывать, что права ребенка не должны нарушать права других. Если ребенку делают замечание, а мама говорит: «Не смейте трогать моего малыша», то и в школе, если что-то будет не ладиться, ее единственным выводом будет – школа виновата, не научила, не воспитала, и надо найти другую. Ну или хотя бы в другой класс перейти, учителя поменять. А надо просто начать воспитывать, приучать ребенка к мысли, что в любом месте, в любом коллективе есть свои правила игры. Что на пляже надо вести себя так, на дискотеке или в классе – по-другому...

    Детей, которые знают «правила игры в школу», можно научить чему угодно. Даже если есть какие-то проблемы, связанные с развитием мозга и состоянием нервной системы. Потому что все знания, все умения вписываются в матрицу произвольной саморегуляции. Она, по сути, наше единственное принципиальное отличие от животных. Благодаря ей наш мозг умеет структурировать, упорядочивать информацию. Вы, конечно, можете этого не замечать, но в любой незнакомой ситуации мозг сначала «сканирует»: «А какие здесь правила игры? Какой устав у этого монастыря?» Знаешь правила игры – живешь и развиваешься, не знаешь – придется несладко. Ты получаешь двойки «по жизни», потому что тебя не научили учиться в широком смысле этого слова, не сказали, что учителям необязательно хамить, а пятерки получает тот, кто (как минимум) записал домашнее задание. Всех успешных взрослых кто-то когда-то этому научил. Почему же мы подставляем под удар собственных детей?

    "По сути дела, произвольная саморегуляция - наше единственное принципиальное отличие от животных... Всех успешных взрослых кто-то когда-то этому научил"

    Сегодня это стало особенно актуальным, потому что катастрофически возросло число детей с различными отклонениями в развитии мозга. Для них сформированная произвольная саморегуляция вообще единственный путь к преодолению различных неприятностей и последующим достижениям.

     СНАЧАЛА ВЫЛЕЧИТЬ, А ПОТОМ УЧИТЬ

    Ольга Бегешева, невролог
    - Каждый человек вкладывает понятие «готовность к школе» разный смысл. Для меня как врача главное, чтобы ребенок не болел, нормально себя чувствовал. Он готов к школе, если у него не нарушена память, нет поведенческих и эмоциональных нарушений, если он обладает навыками самоконтроля, социально адаптирован. И самое главное – он прошел все профессиональные осмотры, здоров соматически. Никогда не забуду мальчика 7 лет, родители которого жаловались, что у него проблемы с учебой, вниманием, что он гиперактивен. И вдруг выяснилось, что... он практически слепой на один глаз.

    Проблемы в школе могут начаться, если у ребенка нарушен кальциевый обмен, если у него дефицит витамина D. Если есть дефицит йода или субклинические признаки гипотиреоза, а часто аутоиммунного тиреодита. Как правило, плохо успевают часто болеющие дети. У них необходимо выявить, есть ли иммунодефицит, пролечить их от хронической инфекции. Большая проблема – аденоиды 2 или 3 степени. Аденоидит приводит к хронической гипоксии. К тому, что дети становятся гиперактивными, раздражительными, быстро устают, жалуются на головные боли, спят с открытым ртом, храпят, встают утром тяжело и в плохом настроении. Есть проблемы с успеваемостью и у детей с гастритом и другими заболеваниями ЖКТ, особенно если гастрит с пониженной кислотностью. Его основное клиническое проявление – слабость, головные боли и высокая утомляемость. 

    "Не устаю повторять: любые проблемы со здоровьем отнимают у детей много сил, и требовать от них высокой успеваемости не приходится"

    Что еще нужно ребенку для хорошей учебы? Строгий режим дня, адекватное полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, достаточный и качественный сон. Если все условия соблюдены, здоровый ребенок в течение месяца полностью адаптируется к школе и будет успешно учиться.

     ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ

    Татьяна Филиппова, кандидат биологических наук, руководитель Центра диагностики развития детей и подростков
    - К нам в центр очень часто обращаются родители первоклассников. Они жалуются: раньше спокойный, уравновешенный ребенок вдруг стал агрессивным, начал плохо спать, плохо есть. У него появились навязчивые движения – он, например, по 10 раз подряд моет руки. А самое главное – не хочет идти в школу. Что делать?!

    Ну, во-первых, разобраться, почему все это происходит. Возможно, это симптомы перенапряжения – ребенок элементарно очень устает. Мало спит, почти не гуляет. Вы знаете, например, что в идеале дети должны гулять по 3-3,5 часа в день? Говоря профессиональным языком, у ребенка должна быть спонтанная двигательная активность на свежем воздухе. А мы заменяем ее уроками, просмотром мультфильмов («чтобы отдохнул от уроков») и спортивными секциями. Но они тоже не заменят прогулок!

    Возможно, у ребенка очень жесткий, очень требовательный учитель. Есть даже такая статистика: у авторитарного педагога дети болеют в два раза чаще, чем у доброго, мягкого, с адекватными требованиями. А может быть, просто не сложились отношения с одноклассниками, и ребенок страдает от недостатка друзей. Кстати, проще всего найти их на школьном дворе, после уроков. Вы пришли забирать ребенка – не уходите сразу домой, погуляйте немного у школы. И, может быть, уже через неделю-две он будет радостно бежать в класс.

    "Есть статистика: у авторитарного педагога дети болеют в два раза чаще, чем у доброго, мягкого, с адекватными требованиями"

    Обычно адаптация к школе длится 5-6 недель. В этот период лучше не водить его на дополнительные занятия, не записывать в кружки, дать ему привыкнуть к новому образу жизни. Водить в качестве награды в театр, кино, цирк тоже не нужно – даже положительные переживания сейчас могут стать чрезмерной нагрузкой для психики. Ну а если симптомы (беспокойный сон, нервозность, раздражительность) не проходят и в ноябре, и в декабре, лучше показаться специалисту.

    НЕОБХОДИМЫЕ В ШКОЛЕ НАВЫКИ:
    - Умение слушать, выполнять требования взрослых
    - Аккуратность
    - Хорошая память, развитое мышление
    - Самостоятельность
    - Умение находиться в коллективе
    - Умение дружить
    - Способность заканчивать начатое

    tvoyrebenok.ru

    Почему бывают трудности в обучении:
    - Проблемы со здоровьем
    - Несамостоятельность
    - Импульсивность, гиперактивность, бесконтрольность поведения
    - Неумение общаться со сверстниками
    - Нежелание контактировать со взрослыми
    - Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции
    - Слишком низкий уровень знаний об окружающем мире
    - Плохое развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
    - Недостаточное развитие произвольной памяти
    - Задержка речевого развития

    в чем заключается "зрелость" ребенка?

     Физиологическая (у него произошла смена молочных зубов, он успешно проходит филиппинский тест – может дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой, у него хорошо развита мелкая моторика и т. д.)

     Эмоциональная (умение контролировать свои эмоции и поведение, способность в течение долгого времени выполнять задание – усидчивость)

     Социальная (желание ребенка общаться со сверстниками, умение принимать негласные правила коллектива, способность учиться, воспринимать информацию, способность дружить)

     Интеллектуальная (умение концентрировать внимание, мыслить аналитически и логически, развитие мелкой моторики)

     Речевая (правильное звукопроизношение, грамотное использование речи, представление об окружающем мире)

    Pixabay