Организаторы Площадки Медиа

Малый бизнес в регионах обретает второе дыхание

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Малый бизнес в регионах обретает второе дыхание
19 мая 2017 года

    Региональные форумы и выставки раскрывают новые возможности для малого предпринимательства

    В большинстве развитых стран именно малый бизнес создает до половины валового внутреннего продукта, в России эта доля существенно меньше – чуть более 20%. Но цель стоит амбициозная – как минимум удвоить данный показатель.

    Оценить шансы на успех и найти нужную информацию нынешним и будущим предпринимателям помогают профильные мероприятия - региональные тематические форумы. Здесь можно познакомиться с новыми подходами к организации собственного дела и интересными бизнес-решениями, найти новых партнеров, узнать о новых госинициативах по поддержке малого и среднего бизнеса – и вдохновиться на создание собственного дела. На фоне проходящих в разных городах страны подобных мероприятий expotrade.ru анализирует сегодняшнее положение дел в этой сфере.

    Быстрые, но уязвимые

    По данным Федеральной налоговой службы, на начало 2017 года общее количество малых и средних предприятий в России, включая юрлиц и индивидуальных предпринимателей, составило около 5,8 млн. 95% от этого числа – микропредприятия численностью меньше 15 сотрудников и доходом менее 120 млн руб. Несмотря на скромные размеры, в совокупности отечественный малый и средний бизнес предоставляет сегодня около 16 млн рабочих мест, в том числе пенсионерам, студентам, домохозяйкам, инвалидам – то есть людям, которым по тем или иным причинам трудно устроиться в крупные компании. Есть и другие неоспоримые преимущества: в отличие от «гигантов» «малыши» не требуют значительного первоначального капитала, проще организованы, более чутко реагируют на экономическую ситуацию, улавливают потребности местных рынков и при необходимости способны поменять род деятельности.

    Однако и жить им гораздо труднее. Их первыми «сметает» с рынка любой кризис; они всегда проигрывают в неравной конкурентной борьбе с крупным бизнесом; банки неохотно выдают им кредиты; их «душат» налогами, проверками и административными барьерами. Проблемы застарелые: из-за нехватки финансирования, роста налоговой нагрузки, претензий контролирующих органов ежегодно закрывают свой бизнес сотни тысяч предпринимателей. Многие из тех, что остались, уходят «в тень», выдавая своим работникам зарплаты в конвертах.

    Похоже, отечественный и мировой опыт наконец-то убедил российские власти, что без государственной поддержки малому бизнесу на свободном (хотя степень его свободы – тоже вопрос спорный) рынке не выжить.

    Масштабно этот вопрос обсуждался в апреле 2015 г. на заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса под председательством президента РФ Владимира Путина. По итогам принятых решений пакет мер поддержки был существенно расширен. Ею занимаются как федеральные органы – Минэкономразвития, Минсельхоз, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданная летом 2015 году Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) и т. д. Свои программы помощи есть в каждом регионе. Для малых предприятий предусмотрены новые налоговые льготы, в частности, увеличен порог предельной выручки для упрощенного налогообложения; введен трехлетний мораторий на проверки; действует льготная аренда зданий и помещений; в два раза – с 60 млн до 120 млн руб. расширено число видов деятельности, по которым индивидуальные предприниматели могут получить патенты; разработаны различные программы получения субсидий и грантов и многое другое.

    Малый бизнес в цифрах:

     5,8 млн предприятий
     95% из них - микропредприятия
    (<15 сотрудников 
    и < 120 млн руб. доход)
     16 млн рабочих мест
     120 млн видов деятельности
     1,5 трлн руб. госконтрактов
     в 2016 количество созданных бизнесов превысило количество закрытых на 60%

    Блеск и туман госзакупок

    Одна из самых существенных мер поддержки – расширение доступа малого бизнеса к участию в госзакупках. Летом 2016 года правительство приняло постановление № 719, в соответствии с которым госкомпании обязаны отдавать «малышам» определенное количество заказов. Сегодня квота составляет 18% закупок, из них 10% – на прямых торгах, ежегодно эти цифры планируется увеличивать. В список «обязательных» заказчиков включены, в частности, такие гиганты, как «Роснефть», «Ростех», РЖД, «Росатом», «Ростелеком», «Россети», «Уралвагонзавод», с которыми Корпорация МСБ подписала соглашения о взаимодействии. За тем, чтобы малые предприятия не обделяли заказами, следят Федеральная антимонопольная служба и Генпрокуратура. По данным общественной организации МСБ «Опора России», такая опека возымела свое действие: к концу 2016 года госкомпании заключили с малыми и средними предприятиями контрактов более чем на 1,5 трлн руб., в нынешнем цифру планируется существенно увеличить. Растет и число товарных позиций, которые участвуют в торгах, – сейчас их уже более 120 тыс., в том числе и высокотехнологичная продукция, что говорит о серьезном профиле деятельности ряда малых компаний.

    Правда, подводных камней тоже хватает. В частности, далеко не все виды госзакупок переведены в электронный вид, что ограничивает доступ к ним потенциальных исполнителей. Как свидетельствуют эксперты из «Опоры России», чиновники госкомпаний порой предъявляют к исполнителям необоснованные требования или вступают в сговор с будущими победителями тендеров. В свою очередь, некоторые недобросовестные участники конкурсов демпингуют по цене, продавая впоследствии выигранные контракты «третьим лицам» – в результате ухудшается качество работы. А главное, участие в госзакупках – удовольствие недешевое. Стоимость одной только процедуры добровольной сертификации, наличия которой от будущих исполнителей требуют почти все крупные заказчики, порой доходит до 1,5 млн руб. А значит, все по-прежнему упирается в «корень всех зол» – доступность кредитного финансирования.

    Фото: JD Hancock/flickr.com

    Деньги становятся доступнее?

    Подавляющее большинство отечественных банков с малым бизнесом предпочитает не связываться – такова суровая реальность. При прочих равных банкам выгоднее кредитовать «крупняков»: время на обработку заявки, просчет рисков заемщика и решение по выдаче кредита одно и то же, а сумма кредита различается в разы – сотни миллионов рублей против миллиона-двух. На альтернативный вариант – обращение в микрофинансовую организацию, где кредит выдают быстро, но под грабительские проценты (от 800% и более) – решится далеко не каждый мелкий предприниматель.

    Надо отдать должное, государство понимает масштаб проблемы и пытается ее решить. В конце 2015 года Корпорация МСП совместно с Минэкономразвития и Центробанком разработала механизм льготного кредитования малых и средних предприятий, получивший в народе название «Программа 6,5». Банки–участники этой программы (в их числе Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Промсвязьбанк и другие) получают от Корпорации средства под 6,5% годовых и кредитуют предпринимателей под поручительство Корпорации также по льготным ставкам – 10,6% годовых для малого бизнеса и 9,6% для среднего. Что немаловажно, минимальный объем льготного кредита для заемщика, первоначально составлявший 50 млн рублей, впоследствии был снижен до 5 млн рублей. За 2016 год в рамках «Программы 6,5» было выдано кредитов на сумму около 135 млрд руб.

    Несмотря на массу трудностей, поднимается «новая волна» предпринимательства, принципиально отличная от 90-х, когда люди массово шли в бизнес не столько по призванию, сколько не от хорошей жизни

    Свои «фирменные» инструменты кредитования малого и среднего бизнеса разрабатывают и некоторые крупные банки. В частности, в прошлом году Сбербанк запустил проект «Smart-кредит» для клиентов, которые обслуживаются в банке не менее полутора лет. В рамках проекта кредиты предпринимателям выдаются с использованием технологии Big Data (Большие Данные), которая анализирует благонадежность потенциального заемщика по нескольким десяткам факторов и предлагает готовое решение, какую сумму кредитных средств он способен обслуживать. По словам главы Сбербанка Германа Грефа, новый инструмент позволил существенно сократить объем просрочек в сегменте малого бизнеса, а соответственно, и снизить процентные ставки по выдаваемым кредитам (минимальная сейчас равняется 11,5%). В 2016 году по новой технологии Сбербанк выдал более 11 млрд рублей.

    Новое время – новые подходы

    Согласно исследованию Global Entrepreneurship Monitor (GEM) в 2016 году в России, несмотря на кризис, число владельцев и менеджеров вновь открытых компаний выросло по сравнению с 2014 годом на 35%, а количество создаваемых бизнесов превысило количество закрытых на 60%. Одновременно выросло и число тех, кто планирует открыть свой бизнес. По словам экспертов, активизации «предпринимательских» настроений способствовала проводимая государством политика импортозамещения – в частности, россияне проявляют интерес к сельскому хозяйству. Судя по свежим данным различных опросов, о собственном, преимущественно инновационном бизнесе все чаще задумывается молодежь. Замеченный тренд дал чиновникам и политикам основания говорить о грядущей «новой волне» предпринимательства – в отличие от 90-х годов, когда люди массово шли в бизнес не по призванию, а не от хорошей жизни.

    Одной из основных черт этой новой волны, очевидно, станет так называемая цифровизация – переход на электронные сервисы. «Первой ласточкой» в этой сфере стала система «Бизнес-навигатор», запущенная государством в сентябре прошлого года. Система позволяет в несколько шагов проанализировать необходимые для запуска нового бизнеса условия в привязке к конкретному городу и даже району (объем спроса, наличие конкурентов в данном сегменте, возможность получения господдержки и т.д.), выбрать офис в аренду по льготной стоимости и многое другое.