Организаторы Площадки Медиа

Жить дольше. Миссия выполнима?

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Жить дольше. Миссия выполнима?
19 мая 2017 года

    "Оргздрав-2017" о непростых решениях из серии "быть иль не быть" и перекосах в финансировании

    Увеличить к 2025 году среднюю продолжительность жизни россиян до 76 лет – такую амбиционную цель поставил перед отечественным здравоохранением Владимир Путин в 2017 году. Насколько она осуществима, если расходы на здравоохранение продолжают сокращаться? И как в этом случае может помочь эффективное управление медицинской организацией? Этой проблеме посвящена V Международная конференция «Оргздрав 2017. Эффективное управление медицинской организацией», в которой приняли участие руководители медицинских организаций из 62 регионов нашей страны. Поскольку вопрос стоит крайне остро, зал конференции едва вместил всех собравшихся руководителей медорганизаций.

    Наши «достижения»

    По последним данным социологических исследований, 75% населения гордится нашей страной, но только 2% устраивает существующая система здравоохранения, - рассказала в докладе один из организаторов конференции, руководитель ВШОУЗ (Высшей школы организации и управления здравоохранения), д.м.н Гузель Улумбекова. Население беспокоит снижение доступности медицинской помощи, высокие цены на лекарства, нехватка специалистов и отношение к пациентам медицинских работников. Да и сами врачи тоже испытывают серьезное разочарование и не верят в перемены.

    Мероприятия по теме
    18-19 мая, Москва,
    V международная конференция и выставка "Оргздрав-2017. Эффективное управление медицинской организацией"
    23-25 мая, Нижний Новгород, Международный медицинский форум
    24-25 мая, Москва, конференция "Современная лабораторная медицина: эффективность, доступность качество"
    24-26 мая, Краснодар, выставка "Медима Краснодар" 
    29-30 мая, Санкт-Петербург, конгресс "Здоровые дети - будущее страны"
    30 мая - 1 июня, Самара, Поволжский форум "Медицина. Фармация"
    28-30 июня, Сочи, форум "Здоровье России"

    За последние четыре года темпы роста ожидаемой продолжительности жизни сократились в 2 раза. Общий коэффициент смертности не меняется. А по сравнению с новыми странами Евросоюза (сопоставимыми по уровню экономического развития с Россией) даже имеющиеся достижения – более чем скромные. На 30% снизилась младенческая смертность, однако остается на 50% выше, чем в странах бывшего соцлагеря. Смертность детей до 14 лет – выше в два раза, а смертность от инфекционных заболеваний - в четыре раза. При снижении летальных исходов от туберкулеза мы только-только достигли показателей бывшего Советского Союза. Огромная проблема – низкая продолжительность жизни мужчин. Растет показатель и общей заболеваемости – увеличение на 50% легло непомерной ношей на нашу систему здравоохранения.

    Фото "Оргздрав - 2017"

    Сама наша система здравоохранения хронически больна, разбалансирована. Большинство проблем копилось годами. И многие принятые решения, к сожалению, оказались неверными, - подчеркивает Гузель Улумбекова

    Круг проблем

    Решение проблем, как известно, начинается с их признания. Какие основные трудности испытывает сегодня наша система здравоохранения?

     Главный дисбаланс – это несоответствие государственного финансирования поставленной цели: улучшение здоровья населения. Ее мощность не сопоставима с потоками больных. В реальных ценах с учетом инфляции за последние четыре года финансирование здравоохранения сократилось на 8%. А количество больных увеличилось на 0,6%.

    Финансирование здравоохранения снижается, а количество больных растет...

     Недостаток средств и оптимитизация медицинских учреждений привела к уменьшению объема помощи в стационарах и количества работающих врачей. Число коек сократилось на 124 тысячи, количество врачей - на 22 тысячи. Оставшиеся специалисты работают на пределе сил и возможностей. В результате оказалось нарушено базовое соотношение «врач-пациент». А в медицине обеспеченность практикующими врачами – самое важное. Если врач перегружен, не имеет достаточного времени на прием, лечение становится неэффективным.

    Нарушено соотношение "врач/пациент". Перегруженный врач = неэффективное лечение

     Сокращение среднего медицинского персонала тоже имеет негативные последствия. Например, в США на одну должность медсестры приходится пять коек, в России -10-15. Между тем, с каждой дополнительной койкой растет количество инфекционных осложнений. Инфекционная внутрибольничная летальность за последние четыре года возросла на 10%.

    Дефицит медсестер = рост внутрибольничных инфекций

     Не удалось переломить негативные тенденции доступности медицинской помощи в сельских районах, которые нарастали в течение двенадцати лет. Число крупных амбулаторий выросло на 4%, но они не способны компенсировать снижение количества фельдшерских пунктов и сельских больниц.

    недоступность медпомощи в сельских районах сохраняется

     Казалось бы, увеличилось количество учреждений по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Возросли финансирование ЭКО, расходы на выхаживание недоношенных младенцев. Однако это вызвало определенный дисбаланс: именно туда сегодня идет основной поток средств. Между тем, к первичной медицинской помощи прибегает полтора миллиарда пациентов в год, и только один миллион – к высокотехнологичной помощи.

     Расходы на жизненно необходимые лекарства в России в 4 раза ниже, чем в новых странах Евросоюза.

    хорошо финансируется высокотехнологичная медицина, но ей пользуются 1 млн человек в год, тогда как первичная медпомощь требуется 1,5 млрд человек

    Ищем резервы

    Чтобы увеличить продолжительность жизни до 76 лет, расходы на здравоохранение должны увеличиться в полтора раза в реальных ценах с учетом инфляции, - подсчитали специалисты ВШОУЗ. Однако сделать это непросто в условиях кризиса. И здесь определенным выходом из положения может быть повышение эффективности управления медицинской организацией. Не во всех субъектах Российской Федерации даже выделенные средства тратятся эффективно. Согласно рейтингу ВШОУЗ, рассчитанному на основании четырех экономических показателей, лидерами сегодня являются регионы как раз с более низким финансированием: Кировская и Пензенская области, Чувашская республика и др. А в «отстающих» – получающие более высокое финансирование Оренбургская область, Пермский край, Иркутская область и др.

    Сегодня эффективность это умение изыскивать возможности, правильно расставлять приоритеты и принимать порой непростые решение,- считает Гузель Улумбекова. – Именно на это должны быть направлены усилия медицинского сообщества.

    Что действительно можно сделать уже сейчас: отказаться от малоэффективных лекарств, контролировать закупки, освободить врачей от бумажной работы, перераспределить денежные потоки...

    Снизить непроизводительные расходы позволит уменьшение закупки и потребления малоэффективных лекарств, финансовый контроль над закупками, устранение неэффективных страховых медицинских организаций. Улучшить уровень оказания первичной помощи – перераспределение расходов с менее приоритетных областей на более приоритетные. Например, уменьшение расходов на лечение части орфанных (редких) заболеваний, для них должен быть создан отдельный фонд из средств федерального бюджета. Повысить качество лечения – освобождение врачей от «бумажной работы», предоставление возможности повышать квалификацию дистанционно (очное обучение обходится достаточно дорого). Увеличить зарплаты врачей – перераспределение доходов в том числе внутри медицинских учреждений. Рядовых врачей, от которых в конечном итоге и зависит здоровье населения, раздражает, что зарплата их руководителей, по последним данным, в Москве доходит до 1 миллиона.

    Очень важно выделить и развивать приоритетные направления, создавать для них государственные программы. К ним относится сбережение здоровья российских мужчин, детей и подростков, программы по медико-социальному уходу за старшим поколением (количество пожилых людей в стране продолжает расти, а качество жизни за ним, увы, не успевает...).

    К непростым решениям относится возможное изменение нормативов в программе государственных гарантий. По мнению Гузель Улумбековой, в существующих условиях практически невозможно сохранить существующие сроки на оказания медицинской помощи (сегодня они такие же, как в США). Населению надо честно об этом сказать. И отказ от некоторых видов высокотехнологичной медицинской помощи. В здравоохранении главный принцип – не отнимать, никто не будет закрывать те же перинатальные центры. Однако здесь также важно сфокусироваться и выбрать верные направления. Сегодня педиатрами активно обсуждается вопрос возвращения к критериям деторождения до 1 кг. Выхаживание одного младенца с экстремально низкой массой тела обходится в 9 миллионов рублей. А излечение взрослого трудоспособного гражданина с гепатитом В и С - меньше одного миллиона рублей.

    Но, конечно, во многом вне государственного финансирования остается вопрос здорового образа жизни людей. Очень важно, чтобы каждый понимал и свою долю ответственности за собственное здоровье.