Организаторы Площадки Медиа

HeliRussia 2017: электромобиль-бегалет, дроны и... Юрик

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
HeliRussia 2017: электромобиль-бегалет, дроны и... Юрик
29 мая 2017 года

    Вертолетная индустрия России на пути выхода из кризиса, уверяют эксперты

    C 25 по 27 мая в Москве прошла юбилейная 10-я Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia. Традиционно это мероприятие собрало все лучшее и актуальное в отрасли, однако в этом году выставка побила собственные рекорды по количеству частников и представленных ими стран. Недаром HeliRussia стала крупнейшей специализированной вертолетной выставкой в Европе и второй по величине в мире!

    Официально

    Ежегодная выставка проводится в соответствии с распоряжением Правительства России. Ее организатором выступает Минпромторг, титульный спонсор мероприятия – холдинг «Вертолеты России». Конечно, выставка в сфере вертолетной индустрии — достаточно специфический сегмент выставочного бизнеса, которому требуется развитая инфрастуктура выставочного павильона. HeliRussia традиционно проводится в комплексе «Крокус Экспо»: здесь достаточно места, чтобы обеспечить экспонатам посадочную площадку — ведь многие вертолеты прибыли на выставку своим ходом — и разместить их на стендах в помещении.

    В выставке HeliRussia 2017 приняли участие компании из 21 страны. Среди них Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Израиль, КНР, Ливия, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, ЮАР и др. В этом году иностранных участников 50 (в прошлом было 44). Кстати, все французские компании представили себя в едином национальном павильоне. Как всегда, особенно представительной выглядела российская часть выставочной экспозиции. Это и новые модели, и проверенные временем гражданские и военные вертолеты, включая знаменитую «Черную Акулу» Ка-52, и двигатели, и запчасти и компоненты, и весь спектр навигационных и мониторинговых систем, и инфраструктура для аэродрома. Значительное место в экспо занимали беспилотники. Наконец, можно было полюбоваться на изобретения и прототипы в сфере малой авиации.

    Беспилотники (пока еще диковинка, но уже почти повседневность) делят воздушный эшелон именно с вертолетами, и многие коптеры используют технические принципы как раз вертолета. Поэтому их законное место - на HeliRussia

    Всего в выставке приняло участие 237 компаний, которые представили 22 вертолета, 2 автожира, 15 беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Деловая программа включала в себя целых 60 мероприятий! В общем, HeliRussia в очередной раз продемонстрировала отечественные достижения в сфере высоких авиатехнологий.

    Обзор экспозиции

    Традиционно HeliRussia — событие для специалистов и профессионалов. Несмотря на гражданскую, в основном, направленность, стабильно приходят на выставку военные атташе разных стран, которых готов принять стенд Рособоронэкспорта. Наконец, много просто семей с детьми, которые явно не в теме, а пришли посмотреть на «вертолетики» и коптеры, тем более что большинство из них можно потрогать, а в некоторых даже посидеть внутри и подержать штурвал. Так что продажи билетов в кассе шли стабильно. Особенно зрелищным стал последний день выставки, когда проводился Кубок по дрон-рейсингу — маленькие квадрокоптеры преодолевали трассу на скорость и точность.

    И действительно было что посмотреть как на улице, так и внутри.

    Тяжелые вертолеты — два из них стояли на улице перед входом на выставку, желающие могли даже залезть внутрь. Военные вертолеты были представлены в форме макетов. Кстати, была предложена очень интересная форма презентации: так называемый прицел виртуальной реальности. Глядя в него, наводишь точку прицела на макет и видишь 3D информацию о его модификациях и вариантах комплектации.

    Легкие гражданские вертолеты — для медицины и спасателей, для бизнес-сегмента, для коммерческого использования. Были представлены вертолеты Ансат, которые сейчас являются надеждой отечественных вертолетостроителей в этом сегменте. Кстати, на выставке было показано, как оказывается первая помощь при катастрофах с погрузкой пострадавшего в медицинский вертолет с использованием машины Департамерта Здравоохранения Москвы. Интересно, что это модель французской компании, одного из лидеров авиаиндустрии Airbus.

    Кстати, у нас в стране производятся и вертолеты других мировых лидеров — Bell и Leonardo. Большой интерес вызвала отечественная разработка небольшого вертолета для частных полетов Ventocopter. Среди собратьев его выделяет непривычный дизайн — отсутствие обтекаемых контуров, жесткие ломаные линии, которые, как ни удивительно, не сказываются на сопротивлении воздуха. Очень симпатичен, при этом практичен двухместный скоростной вертолет Афалина, который и внешне похож на этого дружелюбного дельфина.

    Беспилотные летательные аппараты расширяют сферу своего применения. Это и аэрофотовидео-съемка, и наблюдение за погодой, и мониторинг нефтегазопроводов, месторождений, объектов строительства. Относительно новая сфера — транспортировка грузов. Так, на выставке представлен БАС ЮРИК —«беспилотная автоматическая система юстировки работ исследуемой конструкции». Это мультикоптер с необычной необычной аэродинамической компоновкой и алгоритмом полета. ЮРИК может выполнять как традиционные для беспилотников задачи, так и воздушную эвакуацию пострадавших на несколько километров от места происшествия.

    Оказывается, многие вертолетные технологии и принципы востребованы и на земле. Например, был представлен вездеход для видеосъемки на гироплатформе. Она используется в вертолетах и дронах для гашения тряски и вибрации, и это очень эффективно и для съемки движущейся камерой на земле. Вообще небольшие вездеходы и гироскутеры были заметны на выставке, видимо, как полезные и нужные на аэродромах элементы. Привлекал внимание также Бегалет есть фото — электромобиль с мягким крылом, которое превращает его в легкий самолет. По мысли разработчиков, этот экологичный вид транспорта может быть востребован в национальных парках и заповедниках.

    Техническое оснащение — трудно представить, сколько всего требуется для безопасности полета! Это и наземные сигнальные огни есть фото, и ветроуказатели есть фото, и метеостанции, в том числе беспилотные есть фото, для аэродромов. Для самих вертолетов помимо систем навигации теперь разработана и система, аналогичная парктронику на автомобиле, благодаря которой пилот при посадке может видеть «мертвые зоны» есть фото.

    Прогноз для отрасли

    В целом аналитики сейчас говорят о кризисе в вертолетной индустрии. В реестре гражданской авиации РФ по итогам 2016 года впервые за последние 9 лет зафиксировано снижение численности парка машин на 12 штук (2632 борта на 1 января 2017 года). Выводятся из эксплуатации возрастные и аварийные машины. Увы, но снизилось и производство — так, представители холдинга «Вертолеты России» честно сообщили, что собрали на 4 борта меньше, чем годом раньше. Меньше закуплено и зарубежных вертолетов. (Не коснулось это лишь легких машин массой до 1 т — видимо, потому что до конца 2017 года для них отменены ввозные пошлины). Впрочем, падение производства и поставок вертолетов — не российская, а общемировая тенденция, которую отметили и американские, и европейские эксперты.

    Тем не менее, аналитики издания Aviation Week предлагают достаточно оптимистичный прогноз на ближайшие 10 лет. По их оценке, парк гражданских вертолетов все же будет расти ежегодно на 1,2% по всему миру и на 0,8% в Европе. А по прогнозу Forecast International к 2025 году лидером по производству средних и тяжелых военных вертолетов станут «Вертолеты России», которые опередят нынешнего лидера Sikorsky примерно на 10% рынка. Неудивительно, что многие экспоненты HeliRussia 2017 говорили нашему корреспонденту: «Отрасль начала выходит из кризиса», «В отрасли оживление». Так что прогноз на будущее оптимистичен!