Организаторы Площадки Медиа

InterLogistika: от Меркурия до робота-погрузчика и дронов

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
InterLogistika: от Меркурия до робота-погрузчика и дронов
30 мая 2017 года

    Быстрее, дешевле, безопаснее

    Как сделать, чтобы нужная вещь оказалась в нужном месте в нужное время? Задача отнюдь не простая, особенно когда количество «нужных вещей» – от крошечного ювелирного изделия до огромной буровой платформы – исчисляется тысячами, а то и миллионами, а география доставки расширяется практически до размеров земного шара. Наука логистики становится все изощреннее, богаче нюансами и открытиями. Масшатбнейшая в отрасли выставка InterLogistika - проект Media Globe - проходит в Крокус Экспо с 30 мая по 3 июня.

    В лучших армейских традициях

    Понятие «логистика» в России оказалось на слуху относительно недавно. Между тем термин этот известен без преувеличения с доисторических времен – с IV века до нашей эры. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов, а специальных государственных контролеров называли логистами. В Римской и Византийской империях это слово носило исключительно военный оттенок – означало искусство передислокации войск и организации их тылового обеспечения. В этом виде термин, «подкрепленный» многочисленными войнами, дошел до наших дней.

    Применительно к бизнесу его стали употреблять в начале 1950-х годов прошлого века. Пионерами в этом процессе, как и во многих других областях, выступили американцы. При этом армейский «привкус» у логистики все-таки остался: значительную часть специалистов этой сферы в США да и в большинстве других стран вплоть до наших дней составляют бывшие военные. Причина проста: военнослужащие, по роду профессии, очень организованные люди, привыкшие беспрекословно и четко исполнять приказы командования, а без этих драгоценных качеств в логистике далеко не уедешь.

    Дата рождения современной логистики – середина прошлого века – тоже вполне объяснима. До этого времени экономически передовые страны усиленно развивали производство, а созданию схем поставки товара большого внимания не уделялось, главное, чтобы он был в наличии. С 1950-х годов производители в ряде отраслей вступили друг с другом в конкуренцию за покупателя – и тут быстро выяснилось, что капиталовложения в производственную сферу не оправдываются без строгих организации и контроля за движением сырья, комплектующих и конечной продукции. К тому же оказалось, что путем организации логистических цепочек можно существенно снизить себестоимость товара, а значит и упрочить свое положение на рынке. Производители осваивали производство все новых и новых продуктов, расширяли ассортимент, вместе с этим росло и значение логистики – настолько, что к середине 1980-х годов она приобрела статус самостоятельной экономической науки.

    Долгий «взлет» логистики в конце ХХ века, продолжающийся и по сей день, был во многом обусловлен и глобализацией рынков, многократно увеличившей возможности поставки и сбыта, и научно-технической революцией. Распространение компьютеров и сотовой связи позволило отслеживать движение материальных потоков в режиме реального времени, сводя к минимуму потери и пресловутый «человеческий» фактор, незаменимый в творческих сферах, но губительный для логистики, основанной на точных математических расчетах. Неслучайно наибольших высот логистика достигла в таких странах, как Германия (вспомним знаменитый немецкий «орднунг», то есть порядок – педантизм, как известно, у немцев в крови) и Япония, чьи граждане славятся исполнительностью и дисциплиной. Логистическая цепочка «производитель – продавец» существенно удлинилась и стала включать в себя этапы «загрузка — производство — дистрибуция — продажа».

    Фото: therobotreport.com

    Но не следует думать, что развитие логистики везде идет гладко и поступательно. По мнению экспертов, даже в экономически передовых Европе и США тратиться на программы по автоматизации, прибегать к услугам специализированных компаний и встраиваться в логистические цепочки производители и поставщики начинают не от хорошей жизни, а когда понимают, что иные возможности завоевания рынка исчерпаны и есть опасность потерять клиентов из-за собственной нерасторопности. Иногда кооперироваться заставляют законодательные нововведения. Например, во Франции резкий скачок в развитии логистики произошел после того, как правительство ограничило возможности строительства новых крупных магазинов.

    Отстаем, но внушаем надежду

    В Советском Союзе, отгороженном от капиталистического «рая» железным занавесом, логистика тоже существовала, только называлась по-другому – материально-техническим снабжением. Однако, несмотря на всемирно известную приверженность советских политиков и экономистов к планированию, отношение к логистике как целостному процессу на государственном (а другого, напомним, при социализме просто не было) уровне отсутствовало – системы грузоперевозок, закупок и хранения работали, что называется, в автономных режимах. Издержки такой организации старшее поколение помнит до сих пор – по пустым полкам магазинов и по юморескам Аркадия Райкина.

    С советских времен, конечно, многое изменилось. Ключевое отличие – дефицит сменился товарным изобилием. Сегодня на российском рынке работает множество логистических компаний – как комплексных, охватывающих все этапы логистической цепочки, так и локальных, занятых отдельными операциями или специализирующихся на отдельных категориях товаров.

    Каждые два года Всемирный банк проводит опрос глобальных транспортно-экспедиторских компаний и экспресс-перевозчиков и на основании полученных данных рассчитывает Logistics Performance Index (LPI).

    В LPI-2016 включены 160 стран. В десятке «передовиков» – Германия (уверенно удерживает пальму логистического первенства с 2007 года), за ней следуют Люксембург, Швеция, Нидерланды, Сингапур, Бельгия, Австрия, Великобритания, Гонконг, США. Быстрорастущий Китай – на 27-ом месте.

    Индекс LPI измеряет производительность по всей цепочке логистики внутри страны и суммирует результаты по пятибалльной шкале в шести ключевых логистики областях:
     процесс таможенного оформления
     качество транспортной инфраструктуры
     простота и цены организации поставок
     компетентность и качество логистических услуг
     возможность отслеживания и контроля грузов
     частота, с которой поставки достигают грузополучателя в заявленный срок

    Россия заняла в рейтинге 99-е место. Ее ближайшими соседями стали Иран (96-е место), Босния и Герцеговина (97-е), Коморские острова (98-е), Нигер (100-е), Парагвай (101-е), Никарагуа (102-е).

    Для нашей страны это существенное падение – по сравнению с 2014 г. она опустилась на девять позиций (90-е место теперь занимает Нигерия). Падение произошло почти по всем критериям, однако главным «камнем преткновения» опрошенные назвали низкую эффективность процесса таможенного оформления: время и затраты на прохождение российской границы примерно в три раза отличаются от показателей стран первой десятки. Опрошенные также отметили дороговизну российских железнодорожных перевозок, услуг морских портов и аэропортов. Досталось и уровню развития автодорог. Рост показал только один критерий – качество и компетентность оказания логистических услуг. При этом авторы исследования отмечают, что Россия имеет большой потенциал среди стран со сходными экономическими показателями.

    Падение товарооборота с европейскими странами, внутреннего покупательского спроса, предпринимательской активности и платежеспособности компаний «сжали» в 2015 году национальный логистический рынок на 8-9%

    Вкалывают роботы…

    Наиболее ярко «логистический» прогресс заметен на примере складских комплексов. Сейчас уже кажутся экзотикой 70-е гг. прошлого века, когда средний уровень механизации складских работ едва переваливал за 20%.

    Первые автоматизированные складские комплексы появились в СССР в 1980-е гг. Самый крупный из них — склад канцелярских товаров в Минске, оснащенный полочными стеллажами, кранами-штабелерами и транспортерами для перемещения грузов в зону хранения.

    Главный технологический прорыв в складской сфере произошел уже в новейшей истории, в начале «нулевых», когда на российский рынок стало поступать складское оборудование из-за рубежа, города заполнили супер- и гипермаркеты иностранных торговых сетей и, соответственно, появился запрос на многофункциональные объекты, где механизированы практически все операции. «Высший пилотаж» – это роботизированные склады, где участие человека в рабочем процессе сводится к минимуму. Особенно востребованы они в фармацевтике, при хранении химикатов и другой вредной для человека продукции, зон глубокой заморозки.

    В 2014 г. в рамках проекта Pan-Robots, запущенного в Евросоюзе, был разработан специальный складской робот, управляемый с компьютера. Встроенные датчики позволяют ему «считывать» пространство склада, различать людей и препятствия, а контрольные сканеры, установленные в узловых точках склада, контролируют его движение. Операции, производимые таким «работником», можно рассчитать вплоть до долей секунды. При необходимости он может работать автономно, по заданному алгоритму.

    Фото: USAASC

    «Вызов» Евросоюза приняли в российском Новосибирске – в рамках проекта «Лига роботов» студентами был разработан аналог робота-погрузчика. От европейского собрата он отличается меньшими размерами и грузоподъемностью. Такими новинками современный рынок удивляет потребителей-профессионалов чуть ли не ежемесячно.

    Полный спектр комплексных решений в транспорте и логистике представлен на международной выставке InterLogistika, проходящей в эти дни в МВЦ «Крокус Экспо» (организатор – компания MEDIA GLOBE). Цель мероприятия – активизировать сотрудничество между участниками логистической цепи: ритейлерами, оптовиками, специалистами в области таможни и ВЭД, представителями рынка интернет-торговли, транспортниками и всеми теми, кто заинтересован в скорейшей и качественной доставке товара туда, где он срочно нужен.