Организаторы Площадки Медиа

Как стекольный завод сделался модным креативным кластером

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Как стекольный завод сделался модным креативным кластером
14 июня 2017 года

    Спецпроект. Наши площадки

    Дизайн-завод “Флакон” пару лет назад назвали одним из лучших проектов, изменивших облик Москвы, самым молодым арт-кластером столицы и местом, где собираются самые интересные и творческие люди.

    Expotrade начинает новую рубрику — раз в неделю мы будем рассказывать об истории выставочных площадок страны (и не только), делиться интересными фактами о них и любопытными фотографиями. Рубрику открывает один из главных креативных комплексов столицы — Дизайн-завод “Флакон”.

    Фото: flacon.ru

    Флаконы под французский парфюм

    История места, которое сейчас занимает “Флакон” началась в середине XIX века, когда здесь появился хрустально-стекольный завод по производству флаконов для духов. Инициаторами этой затеи стали два французских купца (Альфонс Ралле и Фредерик Дютфуа), которые в 1841 году приехали в Москву, а через два года основали парфюмерную фабрику “А. Ралле и Ко”. Надо сказать, что эта фабрика, по сути, стала первым полноценным производством парфюмерии в России. До французов были лишь какие-то кустарные мастерские.

    Производство дорогой косметики из французского сырья быстро стало популярным. Фабрика расширилась и даже стала поставщиком Двора Его Императорского Величества. Всё это привело к тому, что хорошим духам нужна была соответствующая упаковка — свои флаконы. Дютфуа понял это, купил два гектара земли в Бутырской слободе и в 1865 году построил там хрустально-стекольный завод.

    Рекламный листок товарищества “Ралле и Ко”. Фото: pro-deonica.ru

    На заводе создавали не только флаконы для духов, но и строительное, аптекарское стекло, лампады, хрустальную посуду.

    Продукцию, а вернее её часть, продавали в специализированных магазинах, главным из которых стал тот, что открылся на углу Маросейки и Златоустинского переулка, он и указан на рекламном листке.

    И тут же, к слову, делали стёкла для иллюминаторов Верхних Торговых рядов.

    Верхние торговые ряды. Фото: img-fotki.yandex.ru

    Печальные изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года. Завод национализировали, он стал частью Государственного треста высшей парфюмерии и получил новое название — Хрустальный завод имени Калинина. Многие корпуса пострадали, их пришлось долго восстанавливать, а какие-то из них навсегда потеряли архитектурную ценность.

    Знак “Поставщики Высочайшего Двора” на рекламе “Ралле и Ко”. Фото: tzar.ru

    Производство крепло, и на территории завода появились отдельные цеха: стеклоплавильный, гутный, гончарный и шлифовальный. А в 1899 году даже построили новое здание фабрики. Качество продукции было настолько высоким, что товарищество “Ралле и Ко” четыре раза награждали государственным гербом Российской империи. В то время это было наивысшей наградой.

    Фото: flacon.ru
    Ворота хрустально-стекольного завода, начало XX века.
    Фото: pastvu.com

    Век XX - блеск и нищета

    Во время Великой Отечественной войны завод продолжал работу для нужд фронта. Территория пострадала от ударов авиабомб, но завод не останавливался. К прежнему мирному режиму завод имени Калинина вернулся в конце 1940-х.

    В 70-ые годы его модернизировали. Однако по рассказам очевидцев, уже в 70-80-е было что-то не так. Целыми ящиками стояли на открытой территории новенькие пузырьки для духов, которые с удовольствием таскали окрестные дети. Возможно, продукция была не востребована, а может, так избавлялись от брака.

    После 1991 года Хрустальный завод превратился в акционерное общество закрытого типа “Парфюмфлакон” и без государственной поддержки оказался на грани банкротства. Ситуацию спасла (правда, ненадолго) парфюмерная компания из Франции “Comptoir de Parfum”, которая объединилась с “Парфюмфлаконом”. Вместе они создали предприятие “Флакон: Москва-Париж”. Французы инвестировали в оживление завода около 5 миллионов долларов. Благодаря капитальному ремонту и денежным вложениям мощность завода должна была подняться до 90 миллионов хрустальных флаконов в год.

    Продукцию поставляли на парфюмерные фабрики Москвы, во Францию, в другие российские города и в страны ближнего зарубежья. Но выйти в прибыль так и не удалось — в начале 2000-х годов завод закрылся окончательно.

    Как бывший хрустальный завод превратили в творческий кластер

    Помещения завода простаивали вплоть до 2005 года, пока у французских собственников их не выкупил за 10 миллионов долларов Николай Матушевский (предприниматель, который скупал и перестраивал территории промышленных предприятий). Сначала он хотел полностью изменить территорию завода и построить здесь деловой центр. Но наступил кризис 2008 года, который значительно упростил этот план. В итоге заменили инженерные сети, вывезли устаревшее оборудование, очистили территорию.

    Территория завода в 2009 году. Фото: Flacon PR department

    И в 2009 году состоялось открытие Дизайн-завода “Флакон”, который мы знаем. Особенность его была в том, что арендаторам дали возможность организовать помещения по своим дизайн-проектам, дали шанс пофантазировать и обустроить пространство на свой вкус. Собственно, так и родился известный девиз “Флакона” — “Творите, что хотите!”

    Сейчас “жителями” кластера являются десятки арендаторов: креативные агентства, коворкинг-центры, кафе, архитектурные мастерские, галереи, магазины и т.д. А ещё здесь есть шесть площадок для проведения мероприятий: трёхуровневая площадка “Куб” (лучшее бизнес-пространство в общественном интерьере по версии Best Office Awards (2013), “Экшн Парк” (площадка под открытым небом), “Спейс” (для мероприятий любого формата: от вечеринок до бизнес-тренингов), “Лофт Банка” (современное пространство с квартирным духом), “Телескоп” (лофт с выходом на крышу) и “Крыша” (пространство в стиле нью-йоркских крыш).

    В комплексе еженедельно проводятся мероприятия совершенно разного формата: выставки, киноночи, индийский базар, какой-нибудь фестиваль крафтового сыра, мастер-классы и лекции о таргетированной рекламе или айфонографии. Продолжать можно бесконечно. Также на Флаконе ежегодно проводятся какие-то более крупные и значительные в масштабах города мероприятия.

    Например, в 2014 году “Флакон” стал одной из площадок театрального фестиваля “Территория”, в 2015 здесь прошёл городской фестиваль “Завод дизайна”, в 2016 — конференция о городской культуре и инициативах “Делай саммит”. Также с 2015 года на территории “Флакона” каждое лето устраивают фестиваль “День Франции”. Этот год исключением не станет. На время фестиваля кластер превратится в самый настоящий французский квартал.

    День Франции на “Флаконе”. Фото: stylenews.ru
    Конференция “Делай Саммит”. Фото: kronos.livejournal.com

    Кстати, восьмилетний опыт дизайна-завода “Флакон” решили использовать и в других городах. В Челябинске по подобию “Флакона” планируют создать креативный кластер Svoboda2 на территории бывшего челябинского завода Оргстекла. Бывшую промзону хотят превратить в “город в городе”, где будут офисы, кафе, ивент-площадки, шоу-румы, коворкинги, дизайн-студии, архитектурные бюро и т.д. А дизайн-завод “Флакон” будет активно помогать в реализации этого проекта.

    “Флакон” настолько популярен, что организаторы мероприятий порой “забивают” территорию чуть ли не на полгода вперёд. Например, на декабрь уже запланировал Рождественский базар “Вокзал”.