Организаторы Площадки Медиа

«Сегодня рак уже не считается неизлечимым заболеванием»

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
«Сегодня рак уже не считается неизлечимым заболеванием»
15 июня 2017 года

    Это утверждает главный онколог страны, профессор Михаил Давыдов

    Универсальное лекарство от рака пока остается мечтой. Но тем не менее рак вылечивают – и чем дальше, тем чаще. О том, как это происходит, рассказывает глава Ассоциации онкологов России, директор Российского онкологического научного центра имени Блохина, глава Российской академии медицинских наук, главный онколог России Михаил Давыдов.

    Мероприятие по теме
    14-16 июня, Уфа,
    IX съезд онкологов

    Рак не выбирает нацию. Если такие и есть народы, которые чаще болеют тем или иным видом рака, то виноваты здесь не генетические, а внешние факторы: неправильное питание, экологические проблемы. Например, в советское время в Средней Азии и на Севере лидировал рак пищевода. Потому что на Востоке люди традиционно пили много горячих напитков и обжигающих блюд, ели полулежа, а северяне любили строганину, которая часто травмировала пищевод. Или другой пример: японцы чаще других народов болеют раком желудка. Эмигрировав в Америку, в первом поколении они продолжают болеть им так же часто, но уже во втором поколении японцы не отстают от американцев. То же самое можно сказать о так называемом «семейном» раке: в редких случаях за болезнь отвечает генетика, но чаще всего – одни и те же вредные факторы, которые воздействуют на живущих вместе людей.

    Существует множество теорий происхождения рака. Я придерживаюсь классической вирусно-генетической теории, автор которой – российский ученый Лев Зильбер, намного предвосхитивший свое время. Вирус не поступает извне, им нельзя заразиться – он образуется в организме из обломков белков, которые могут встраиваться в геном, нарушая его функцию. Канцерогены и канцероенные продукты всего лишь создают условия для поломки генома. А сама мутация носит молекулярно-биологический характер. Пагубное влияние канцерогенов доказано для так называемых «профессиональных» раков: например, рак легкого часто встречается у рабочих горячих цехов и асбестовых предприятий. Известно, что сотрудники ДПС, вынужденные дышать выхлопными газами, тоже чаще болеют раком. Но самый распространенный фактор риска – курение. Оно запускает не только рак легкого, но и пищевода, желудка и даже шейки матки. Если человек курит 20 и более лет, то риск онкологии у него в 20 раз выше, чем у того, кто никогда не брал в руки сигарету.

    Биография Льва Зильбера и вся история тогдашней науки стала отправной точкой для романа Вениамина Каверина (родного брата ученого) "Открытая книга"

    Если человек бросит курить, то риск уменьшится. Но гарантировать, что курение уже не нанесло организму непоправимого ущерба, к сожалению, нельзя. Поэтому лучше не начинать. А если к тому же чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться, вести регулярную половую жизнь с постоянным партнером и заниматься спортом, то риск заболеть снизится на несколько порядков. Когда американцы начали бороться с курением, частота рака легкого уменьшилась в 2 раза. Ввели в моду фруктово-овощной рацион – в 1,5 раза снизилась заболеваемость раком желудка. Так что избегайте крайностей и соблюдайте во всем меру.

    Чем дольше человек живет, тем выше вероятность заболеть раком. В странах, где продолжительность жизни подходит к 90 годам, онкология просто зашкаливает. Например, в Японии. И в США заболеваемость раком выше, чем в России, примерно в 2 раза. В процессе жизни в организме накапливается ряд функциональных поломок и болезней, которые вызывают разрыв регулировки всех процессов, в том числе иммунных.

    Эффективнее всего лечатся опухоли репродуктивной сферы мужчин и женщин. Не так успешно – рак легкого и опухоли желудочно-кишечного тракта

    В России около 2,5 млн. онкологических пациентов, но сегодня это заболевание уже нельзя считать неизлечимым. 50% больных излечиваются полностью, при некоторых видах рака процент выздоровевших еще выше. Например, дети выздоравливают в 80% случаев. Главная проблема онкологии в другом: болезнь не распознается своевременно. При ранней диагностике рак, как, впрочем, и любое другое серьезное заболевание, излечим в 100% случаев. Сегодня есть эффективные методики и лекарства, позволяющие обратить вспять процесс развития опухоли на начальных стадиях. Кстати, Россия входит в тройку стран, у которых самые высокие показатели излечения рака (после США и Японии).

    Почему едут лечиться в Европу и Израиль

    Хорошо работает рекламная служба зарубежных клиник. Сегодня нет ни одного вида рака, который не могли бы эффективно лечить в России. Подчас наши онкохирурги делают такие вещи, за которые коллеги за рубежом вообще не берутся. Без ложной скромности скажу, что в нашем институте лечат рак на мировом уровне. В стране это единственный центр, который занимается лечением всех его видов как у взрослых, так и у детей. В нашей системе есть серьезный изъян – это касается лекарственного обеспечения. К сожалению, современные препараты иностранных производителей приходят в страну с существенным опозданием.

    Для ранней диагностики следует идти не к терапевту, а к онкологу. К сожалению, у нас обращаются к нему, лишь когда диагноз уже поставлен, а надо, чтобы к этому врачу приходили здоровые люди. Сегодня, помимо традиционных исследований (УЗИ, флюорография, рентген и маммография), при необходимости используются новые методы – например, компьютерная и радионуклидная диагностика. Эти способы определят патологию на самом раннем этапе. После 40 лет раз в полгода нужно делать рентгенографию легких, гастроскопию и колоноскопию, женщинам – маммографию.

    Что нового появилось в онкологии за последние годы

    БЕРЕМ ПРИМЕР С ЯПОНИИ
    В этой стране существует более 40 финансируемых государством программ по профилактике отдельных видов рака. Каждый японец имеет что-то вроде кредитной карточки – по этому документу он не просто может, а обязан раз в полгода сделать определенный объем исследований.
    И вот результат: если в странах Запада и России рак желудка ловят на ранних стадиях в 15–20% случаев, то в Японии – более чем в 75%.
    Правда, скрининг – очень дорогое удовольствие. Япония – пока единственная страна в мире, которая смогла себе позволить проводить всем своим гражданам обследование на мультиспиральном томографе, который не пропустит ни одной опухоли. Одно такое исследование стоит около 900 долларов.

    Множество технических новинок. Например, современные ускорители позволяют лечить рак потоком электронов. Есть лазерные методики. Появились новые препараты и уникальные схемы лечения, направленные конкретно на опухолевую клетку. Так называемая таргетная терапия позволяет доводить боевые концентрации препаратов прямо в клетку, не повреждая здоровых тканей. За последние годы очень сильно изменилась хирургия. Сегодня мы успешно оперируем рак третьей и четвертой стадии. Многие больные, считавшиеся раньше безнадежными, возвращаются к полноценной жизни. Изменился и подход к лечению рака. Если раньше речь шла просто о продлении жизни, то теперь мы думаем о сохранении ее качества.

    НОВЫЕ АНТИРАКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

     ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография ). Выявляет опухоли на ранних стадиях. Человеку делают инъекцию радиоактивного препарата, который оседает только на молодых злокачественных клетках и как бы метит их. Сам препарат активен всего час и не опасен для здоровья.

    Брахитерапия. Пациенту с раком предстательной или щитовидной железы делают инъекцию с радиоактивным йодом. Она действует до 12 суток; за это время опухоль погибает, химиотерапия не нужна.

    Лечение атомными элементами – нейтронами, протонами и ионами. Специальная пушка расщепляет атомы и с точностью до миллиметра направляет в опухоль. Этот способ особенно перспективен при раке головного мозга.

    Лечение радиоизотопами. Пока воздействие многих изотопов на опухоли еще только изучается. В частности, уже выяснили, что радиоактивный фосфор-21 убивает рак печени, причем, даже если есть метастазы. Нужно только с помощью иглы ввести препарат в каждый очаг.