Организаторы Площадки Медиа

«Коммунальные» тайны становятся явными

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
«Коммунальные» тайны становятся явными
20 июня 2017 года

    Каковы реальные перспективы рынка ЖКХ в России

    Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – одна из самых внушительных по объемам российских отраслей – и, к сожалению, одна из самых проблемных. Многие из проблем возникли из-за разнообразия и сложности структуры, в которую входят ресурсоснабжающие (вода, тепло, газ, электричество), проектные, строительные, ремонтные организации, управляющие компании, работники местного самоуправления и т. д. Как совместить коммерческие интересы игроков отрасли с социальной направленностью оказываемых ими услуг?

    Конец тарифной диктатуры?

    По данным социологов, первое место в числе претензий в адрес ЖКХ у россиян традиционно занимают «непонятные перерасчеты» и «загадочное формирование квитанций», а говоря более профессиональным языком, непрозрачность тарифов на коммунальные услуги, которые к тому же ежегодно повышаются в отличие от качества этих самых услуг. Как говорят эксперты, тарифы сегодня начисляются по методу «затраты плюс», то есть любые издержки, недополученные долги и услуги посредников, в том числе неэффективные, ложатся на плечи конечного потребителя. Бороться с тарифным произволом трудно: требования по очередному повышению коммунальщики обосновывают «железобетонными» аргументами – угрозой возникновения внештатных ситуаций, а также износом сетей и оборудования, который колеблется от 60 до 95% в зависимости от региона.

    ЖКХ в цифрах
     4,2 трлн рублей в год и 5,7% ВВП составляет оборот рынка ЖКХ в России
    У нас одна из самых масштабных в мире коммунальных инфраструктур
     571 тыс. км сетей водоснабжения,
     192 тыс. км сетей водоотведения,
     174 тыс. км сетей теплоснабжения
     3,3 млрд кв. м – жилищный фонд страны

    Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), составила тарифный рейтинг оценки по разным городам на основе доли коммунальных расходов в доходе семьи. В топ-10 городов с наиболее комфортными тарифами (где доля ЖКХ не превышает 7% совокупного семейного заработка) вошли Салехард, Магас, Южно-Сахалинск, Иркутск, Кемерово, Якутск, Магадан, Тюмень и Ханты-Мансийск. В «противоположной» десятке – Майкоп, Иваново, Элиста, Саранск, Брянск, Владимир, Кострома, Курган и Смоленск (12-15% семейного бюджета).

    Власти пытаются постепенно решать тарифную проблему. В частности, с 1 июня нынешнего года в регионах России вступили в действие новые нормативы потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды (содержание лифтов, лестниц, подъездов, подвалов, чердаков и придомовых территорий), превышать которые управляющая компания теперь не имеет права. Если общедомовой расход электричества, тепла или воды «зашкалит» за норматив, коммунальщики обязаны заплатить разницу из собственного кармана. Решение вызвано тем, что, по данным Минстроя, в некоторых регионах нормативы завышались в десять(!) раз.

    Ох уж эти счетчики!

    Отдельным «бичом» для населения стала поверка квартирных приборов учета потребления коммунальных ресурсов, которую граждан обязали проводить самостоятельно. Этим требованием воспользовалось огромное количество фирм-мошенников, чьи представители обзванивают квартиры и под разными предлогами, а иногда с помощью прямых угроз и ссылок на действующее законодательство навязывают свои услуги по поверке за фантастические деньги. Сама процедура при этом может оказаться «липовой». Масштаб проблемы таков, что недавно руководитель Росстандарта Алексей Абрамов на коллегии своего ведомства предложил возложить обязательства по поверке бытовых приборов учета на управляющие компании. Предложение должно быть рассмотрено Минстроем и Минпромторгом, а затем поступить в правительство.

    Фото: minsvyaz.ru

    В мае нынешнего года представители партии «Справедливая Россия» внесли в Госдуму законопроект об отмене повышенной платы за услуги ЖКХ при отсутствии счетчиков. Напомним, что сегодня в соответствии с законом граждане, не установившие в квартирах приборы учета, вынуждены оплачивать коммунальные услуги с учетом повышающих коэффициентов. Намерение было благое – стимулировать жильцов более рационально использовать представляемые ресурсы и фиксировать свои расходы. Однако больнее всего эта мера ударила не по злостным неплательщикам (солидную долю которых составляют вполне обеспеченные граждане), а по социально незащищенным слоям населения, прежде всего пенсионерам. «Справороссы» также предлагают освободить от установки счетчиков жильцов домов, требующих капремонта, где состояние инженерных коммуникаций оставляет желать лучшего.

    «Стандартное» управление

    Второе «негативное» место, по результатам опросов, занимают нарекания на работу управляющих компаний (УК) – своего рода посредников между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Различные проверки выявили вопиющие факты: например, в ряде случаев УК работают незаконно, по сфабрикованным документам о якобы проведенных собраниях собственников жилья, которым надлежало выбрать УК. Но порой даже законно избранные УК ведут себя не лучшим образом – например, необоснованно взимают с жильцов плату за обслуживание и ремонт жилых помещений; завышают сметы на ремонтные работы и подписывают фиктивные акты с подрядчиками; «раскидывают» долги недобросовестных потребителей на законопослушных жильцов. Или просто «умывают руки», перепоручая обслуживание дома сторонним лицам, а те, в свою очередь, нанимают за гроши неквалифицированных сантехников и прочих «специалистов».

    Однако скоро этой практике может прийти конец. Как заявил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень в апреле нынешнего года на III Ялтинском международном экономическом форуме, в России планируется принять стандарт качества сервиса УК, и его соблюдение станет лицензионным требованием. В стандарте, в частности, будут указаны сроки, в течение которых УК обязана ликвидировать те или иные неполадки (засоры, повреждения внутридомовых сетей и т. д.), перечень обязательной для обнародования информации, а также необходимость гибкого графика работы УК.

    Фото: minsvyaz.ru

    Приманка для инвесторов

    «Латать дыры больше нет возможности – нужно строить современную инфраструктуру,» – утверждают эксперты. По самым минимальным подсчетам, для нормального функционирования ЖКХ необходимо полтриллиона рублей в год. Нынешний кризисный госбюджет таких средств выделить не может – следовательно, необходимо привлекать частные инвестиции. Но как? На первый взгляд (и если ориентироваться на мировой опыт), стабильный коммунальный рынок с постоянным потреблением, гарантированным спросом и высокой по сравнению с другими отраслями платежной дисциплиной однозначно должен быть интересен предпринимателям.

    В регионах, где работают концессии, число аварий в теплоснабжении сократилось на 47%, в водоснабжении – на 21%, а потери в сетях – на 18 и 14% соответственно

    Законодательство о концессии постоянно совершенствуется – в частности, сегодня предусмотрено обязательное участие субъекта Федерации в качестве стороны концессионного соглашения; затраты на регистрацию имущества «закладываются» в тарифы концессионера; при установлении концессионной платы есть возможность учесть долговые денежные обязательства государственных и муниципальных предприятий, имущество которых передается в концессию, возникших не позднее чем за два года до решения о заключении концессионного соглашения, и т.д.

    Однако несмотря на все усилия, объем долгосрочных частных инвестиций в ЖКХ составляет около 8% от общего годового оборота предприятий коммунального комплекса.

    «Камнем преткновения» остаются все те же пресловутые тарифы, только теперь они мешают не потребителям, а потенциальным инвесторам. По социальным причинам тарифам разрешено расти слишком низкими, на взгляд инвестора, темпами, и возврата вложенных средств, а тем более прибыли придется ждать чрезвычайно долго. В таких условиях вкладываться в одиночку бизнесмены не согласны.

    Привлечь в отрасль «длинные» деньги на долгосрочные проекты можно и с фондового рынка: в частности, выпуском облигаций по концессионным проектам и объединением последних в небольшие пулы

    Есть мнение, что альтернативой прямому госфинансированию или повышению тарифа может стать представление доступа предпринимателей к дешевым кредитам благодаря господдержке. По данным Минстроя, крупные банки – Сбербанк, ВТБ, Почта-банк, Газпромбанк, Альфа-Банк, «Российский капитал» – готовы поддержать энтузиастов, инвестирующих в ЖКХ, долгосрочными кредитами по льготным ставкам, компенсируемым государством (по прогнозам, компенсация может составить разницу между пятью «льготыми» процентами и 12-14% рыночной ставки).

    Подробно проблемы и перспективы развития отечественного ЖКХ обсуждаются на VIII Всероссийской конференции «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ-2017», которая проходит в эти дни в Республике Карелия. Ее цель – оказание практической помощи предприятиям ЖКХ в их производственной и коммерческой деятельности. В числе организаторов мероприятия – профильный комитет Торгово-промышленной палаты РФ, правительство Республики Карелия, выставочное объединение «Карел Экспо». Участники конференции делятся с коллегами опытом улучшения энергоэффективности и снижения эксплуатационных потерь, обсуждают особенности законодательства и инновационные способы повышения надежности жилых зданий и специальных объектов инфраструктуры.

    г. Магнитогорск. Фото: Infogod/Wikimedia Commons