Организаторы Площадки Медиа

Михайловский сад: от императорского величия до советского безразличия

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Михайловский сад: от императорского величия до советского безразличия
20 июня 2017 года

    Спецпроект. Наши площадки

    Мы уже рассказывали об истории одного из самых креативных кластеров столицы Дизайн-заводе «Флакон». Сегодня отправимся в виртуальное путешествие в Санкт-Петербург и погрузимся в прошлое одного из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII – первой трети XIX веков — Михайловского сада.

    Услада для императриц

    Когда-то на территории нынешнего Михайловского сада и Летних садов располагались охотничьи угодья шведского феодала. Но в 1712 году все эти земли по приказу Петра I отдали под строительство резиденции для его жены — Екатерины I. Так появились три Летних сада. В состав третьего Летнего сада входили территории, которые потом и стали Михайловским садом. Именно здесь, в третьем Летнем саду, который ещё называли “шведским”, Царицыным и садом Её Величества построили Екатерининский дворец или “Золотые хоромы”. Так именовали дворец в исторических хрониках за золотой шпиль с фонариком и роскошь интерьеров.

    Михайловский сад. Фото: igardens.ru

    Вообще Летний сад и действительно будто бы был придуман для того, чтобы Екатерина I смотрела на него, прогуливалась по нему и наслаждалась. Из нескольких губерний сюда привезли 50 соловьёв. Здесь росли яблони и другие фруктовые деревья, пирамидально подстриженные ели, каштаны. Здесь вырыли пять прудов, где разводили рыбу, и построили фигурный бассейн с фонтаном, оранжереи и теплицы, где выращивали бананы и ананасы.

    Потом на трон взошла императрица Анна Иоановна и захотела всё переделать на свой вкус. Фруктовый сад она велела перенести на восточный берег Фонтанки, а на освободившихся землях — разбить “ягд-гартен” — участок, где держали зайцев, оленей, кабанов, для придворной охоты. Кроме этого сад оброс цветниками, мраморными статуями, беседками с полами из мрамора, качелями и скамейками.

    Летний дворец Елизаветы Петровны. Источник: opeterburge.ru

    Очередные изменения, уже по устоявшейся традиции, ждали сад после смены власти. Так в 1741 году Елизавета Петровна предложила построить Летний дворец на месте дворца Екатерины I и на месте нынешнего Михайловского замка. За работу взялся архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Через два года он представил императрице проект, который предполагал строительство барочного дворца с резьбой, скульптурой, парадной аллеей, императорской баней, горками для катания и миниатюрными садами. Ещё через два года Елизавета Петровна уже поселилась в этом дворце.

    Простоял дворец (по меркам жизни дворцов) не так уж и долго. Когда императором стал Павел I, он посмотрел на дворец Елизаветы Петровны, посчитал его ветхим и велел снести, а на его месте построить новый — Михайловский замок. Причём, по сути, это получился не просто замок, а своеобразная крепость с разводными мостами. Неприступным замок делали Воскресенский, Церковный и Обводной каналы, которые окаймляли замок. Интересно, что Павел поселился в замке, когда его ещё не достроили, но прожил в нем всего 40 дней. Именно здесь в собственной опочивальне его и убили.

    Источник: Wikipedia.org

    Как архитектор Росси сделал сад английским

    Новый этап в жизни третьего Летнего сада наступил в 1819 году. По поручению Александра I архитектор Карл Росси начал работу по возведению комплекса Михайловского дворца (ныне это Русский музей) и перепланировке самого сада.

    Павильон-пристань, 1940-е годы. Фото: pastvu.com

    В итоге получился пейзажный сад в английском стиле. Перед фасадом распростёрся луг необычной овальной формы, берегам прудов Росси придал извилистые очертания, такие, как могла бы создать матушка-природа. На территории сада появилось много цветников, но при этом сохранились аллеи. А ещё на месте тех самых екатерининских “Золотых хором” по проекту Росси соорудили павильон-пристань для романтических встреч.

    Вот что говорится в одном из сохранившихся описаний убранства этой пристани:

    “По потолку расписаны лимонного цвета фигуры и арабески. Арки над дверью, окнами и зеркалами расписаны под лепную работу... Стены выкрашены жёлтой краской... Мебель красного дерева... обивка голубого ситца с жёлтыми цветами". В другом описании стены зелёные, "потолок расписан зелёного цвета фигурами и арабесками, мебель красного дерева покрыта зелёным с жёлтыми цветами ситцем”

    Что ещё важно отметить: с 1825 года третий Летний сад стал называться Михайловским. И вплоть до 1898 года он был закрыт для людей, не приближенных к императорскому дворцу. Здесь устраивали конные прогулки, праздники. А в 1839 году здесь даже устроили настоящую выставку садоводства: к предстоящему балу привезли все цветы из павловских и ораниенбаумских оранжерей. А в уже упомянутом 1898 году Михайловский сад стал общедоступным. Ну, почти общедоступным. На входе повесили табличку, согласно которой по саду запрещалось гулять собакам и солдатам.

    От императорского благополучия к кризису и запустению

    Начало XX века для Михайловского сада выдалось, если не трагичным, то, по крайней мере, не слишком счастливым. Один из прудов обмелел, его пришлось засыпать. Часть сада сократили из-за строительства Храма Воскресения Христова и Этнографического музея. А в 1922 году его вообще переименовали в сад Международной организации помощи борцам революции. На деле же это превратило “императорский”, “благородный” Михайловский сад в обычный городской. Тут построили выставочные павильоны, эстрадные площадки, которые затем переделали в детские. Иногда Михайловский сад становился местом для странных композиций. Например, в 1929 году перед павильонами Росси скульптор Соловьёв установил деревянную инсталляцию “Дерево свободы”, которое символизировало три этапа жизни русского народа: крепостное право, борьбу с угнетателями и торжество добра и справедливости.

    Во время Великой Отечественной войны в саду выкапывали траншеи и прятали туда скульптуры Русского музея и памятники. Но сам сад от обстрелов не удалось спасти — снаряды повредили много деревьев, образовались воронки...

    “Дерево свободы”, 1990 год, фото: pastvu.com
    Михайловский сад, 1990 год. Фото: pastvu.com

    В 1949 году провели реставрационные работы и кое-как привели сад в порядок. Но на самом деле год от года сад шёл к запустению. Конечно, что-то строили, укрепляли, но деревья и прочие растения высаживали хаотично, система, которая выстраивалась великими архитекторами, разрушилась.

    Всё сошлось к тому, что в 2000 году, после того, как сад передали в ведение Государственного Русского музея, большое обследование показало, что Михайловский сад находится в критическом состоянии. На его полную реконструкцию ушло шесть лет.

    Возвращение Императорских садов в Михайловский сад

    Реконструкция вернула Михайловскому саду его историческое значение: в центре сохранили английский стиль, а по периметру — французскую планировку. Более того, после возвращения к жизни Михайловский сад стал местом проведения ежегодного фестиваля садово-паркового искусства “Императорские сады России” (первый ландшафтный фестиваль в России), участники которого создают ландшафтные композиции на заданную тему. Например, в этом году темой стали концепции и образы авангарда.

    Надо сказать, что на сегодняшний день, несмотря на реставрации, от старинных построек Михайловского сада осталось совсем немногое. В числе этого немногого — кованая решётка, которая была создана по проекту Парланда.

    1907 год. Император Николай II и члены его семьи у входа в Михайловский сад на фоне той самой кованой решётки Парланда.
    Фото: liveinternet.ru/users/alexandr_rubtsov

    Но иногда всё таки предпринимаются попытки вернуть саду не только историческое значение, но и вид, который хотел ему придать архитектор Росси. Так, в марте 2017 года стало известно, что Совет по сохранению культурного наследия Петербурга предложил построить в Михайловском саду корпуса Михайловского дворца по проекту Росси. Дело в том что, по одной версий, Росси (в своё время) планировал построить в саду ещё два корпуса — Кухонный и Служебный. Их воссоздание, по мнению Совета, восстановит историческую справедливость.