Организаторы Площадки Медиа

MIOGE/RGPC 2017. «Чёрное золото»: где дефицит, а где — переизбыток

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
MIOGE/RGPC 2017. «Чёрное золото»: где дефицит, а где — переизбыток
03 июля 2017 года

    На Российском нефтегазовом конгрессе обсудили санкции, возобновляемые источники энергии и цены на топливо

    Второй квартал 2017 года негативно закончился для российской экономики. Вместе с падением нефтяного рынка упала и национальная валюта. Цены на «черное золото», которые удалось скорректировать во многом благодаря соглашению стран ОПЕК о сокращении добычи, во второй половине июня резко упали из-за опасений по поводу глобального переизбытка сырья. Рынок удалось укрепить благодаря данным Минэнерго США о снижении добычи. Однако оптимизм инвесторов разделяют далеко не все специалисты, утверждая, что Америка даже не планирует сбавлять обороты.

    Мероприятие
    27-30 июня, Москва, 
    14-я Международная выставка "Нефть и газ" / MIOGE 2017

    Гонка двух держав

    Главным событием июля станет встреча глав двух государств Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите G20. Эксперты нефтегазовой отрасли настроены скептически: одни переговоры не принесут никаких изменений, уверены они.

    Сейчас Россия соблюдает условия венского соглашения, заключенного с ОПЕК и рядом не входящих в организацию стран в прошлом ноябре. Согласно последним договоренностям, сокращать добычу нефти необходимо до конца марта 2018 года. Как сообщил на Нефтегазовом конгрессе заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, Москва выполняет все условия соглашения:

    Фото: minenergo.gov.ru

    «Я абсолютную цифру (сокращения добычи нефти — ред.) называть не буду, но она больше, чем 300 тыс баррелей нефти в сутки,» — пояснил Молодцов.

    При этом в Минэнерго отметили, что Россия все равно будет создавать условия для роста добычи нефти, несмотря на санкции со стороны США и Европы на нефтегазовый сектор:

    «За три года мы объемы добычи нефти наращивали, наращивать будем, более того, создавать условия будем, чтобы и на действующих месторождениях, и на новых, и на шельфовых мы могли наращивать объемы добычи. Вопросы сбыта — понятно, что они делятся для нас на две части: на внутренний рынок и на экспорт. Если кто-то считает, что санкции — это способ существования, пусть так считает», — заявил Молодцов.

    Он также подчеркнул, что это никак не повлияет на соблюдение параметров, которые члены ОПЕК предложили для нашей страны. О том, что санкции никак не отразились на работе нефтегазовой отрасли России, заявил и президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль. По его словам, мировой бизнес был против каких-либо ограничений, поэтому многие итальянские, немецкие и даже американские компании продолжают работать с российскими коллегами.

    Эксперты без восторга восприняли слова замминистра, объясняя разницу между официальными цифрами и производственными: половина добываемой нефти вообще нерентабельна

    Между тем, все усилия по корректировки стоимости «черного золота» могут быть сведены на нет из-за активного роста количества буровых установок в США и бесперебойных инвестиций американских компаний в нефтегазовый сектор. Эксперты подчитали, что показатель по численности «вышек» рос более 20-ти недель подряд, и сланцевые компании США не перестанут добывать топливо независимо от цен на нефть.

    Согласно данным Минэнерго США, дневная добыча с начала года по май выросла на 0,5 млн баррель в сутки. Такими темпами, как прогнозируют аналитики Fitch, к январю следующего года рост относительно уровней 2016 года достигнет уже 1 млн баррель в сутки.

    «С начала 2017 года цена нефти пошла вверх, и количество вышек стало увеличиваться — это экономически обосновано, однако имеет свои последствия для ценовой динамики в будущем», — высказал обеспокоенность бывший замминистра энергетики США по международным вопросам Джонатан Элкайнд. Он также отметил, что вопрос, не приближается ли мир к пику спроса на нефть, до сих пор остается открытым и не исключено, что это снова пустые разговоры, как и 15 лет назад.

    Фото: energy.gov

    Его мнение по поводу переизбытка нефти поддержал и директор Департамента по рынкам сырой нефти Европы и Африки Джоэл Хэнли:

    «Если мы увидим снижение интереса на нефть до 2040 года, допустим, со стороны автомобилистов, найдутся другие источники спроса. Это нефтехимическое топливо для судов, авиационное топливо — в этих и других сферах возможен дальнейший рост спроса в будущем».

    Запасы в России — цифры официальные и производственные

    В 2015 году Россия стала мировым рекордсменом по добыче нефти с показателем в 533 млн тонн. Согласно прогнозам академика РАН Алексея Конторовича, к 2040 году страна сможет добывать до 650 млн тонн в год. При условии, что сможет освоить добычу сланцевой нефти, откроет новые месторождения и усовершенствует технологии нефтедобывающей отрасли.

    Однако как считает президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль, сегодня все новые месторождения относятся к мелким или вообще мельчайшим. Около 95% из них имеют извлекаемые запасы менее 1 млн тонн. Такие условия не привлекут крупные нефтяные компании, как «Роснефть» или «Лукойл», а значит, нефть не будет освоена полностью.

    «Если мы открываем малые месторождения, откуда же в докладе министра природных ресурсов звучит цифра в 640-650 млн тонн? Надо научиться говорить правду, чтобы руководство страны понимало те проблемы, которые есть. Есть данные официальные, а есть производственные. И могу сказать, что из этих 640 млн тонн, о которых докладывает министр, 300 млн тонн вообще нерентабельны, 150 — малорентабельны, и что остается?», — отметил Шмаль.

    Исполнительный вице-президент компании «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель считает, что проблему поможет решить сотрудничество с азиатскими партнерами:

    «Если мы предложим наши месторождения на шельфе Дальнего Востока, которые для нас крайне избыточны, мы их никогда использовать не сможем, Китай с удовольствием возьмет разработку, а это огромный объем инвестиций. И технологические прорывы в том числе. Пример — Туркмения, Газовое месторождение Галкыныш. Если бы туркмены продвигали бы этот газ сами, на это ушло бы 3 тыс лет! Китай же быстро и эффективно прибрал все к рукам», — пояснил Бессель.

    С ним не согласились другие участники пленарного заседания, отметив, что последние соглашения показали, что сотрудничество больше выгодно не России, а Китаю. В любом случае, Москве нужно как можно быстрее понять, как монетизировать огромные запасы, пока не наступит конец нефтяного века. Эксперты сошлись во мнении, что решить эту задачу поможет только скоординированная работа государства с частными компаниями.

    ВИЭ идут на смену газу

    По словам главного экономиста BP по России и СНГ Владимира Дребенцова, на газовом рынке ситуация более стабильная. Для России основным рынком остается Европа, однако его, возможно, придется делить с США:

    «Мы считаем, что с 2035 года спрос на газ будет расти весьма значительно, но если посмотреть, откуда этот газ придет, то мы ожидаем, что очень значительная часть прироста добычи газа в мире будет опять же со стороны США. Другой вопрос, что у России вторые по величине доказанные запасы газа, которые, давайте честно, скорее всего, полностью использовать не удастся. И вопрос, какую часть с выгодой для себя захочется миру предложить», — отметил эксперт.

    Один из основных факторов, который повлияет на спрос на газ, это конкуренция со стороны возобновляемых источников энергии. Пока ВИЭ не представляют значительной угрозы, но не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что себестоимость и ветровой, и солнечной энергии снижается:

    «На нынешнем уровне проникновение возобновляемых источников энергии в общую энергетику пока не создает реальной угрозы. Это станет проблемой гораздо позже, когда бОльшая часть электроэнергии будет вырабатываться на станциях, использующых ВИЭ. Изменения технологий приведут к тому, что и ветровая, и солнечная энергетика станут конкурентноспособными источниками без государственных субсидий. Ну а пока не изобретен хороший способ накапливания электроэнергии. И ветровая и солнечная энергетика являются прерывными, они не могут постоянно выдавать электроэнергию», — заключил Дребенцов.

    Отвечая на вопрос, как на рынок повлияют возможные геополитические встряски, Дребенцов отметил, что сегодня цены на нефтегазовые ресурсы будут определяться, скорее, экономическими факторами:

    «В нынешних реалиях значение геополитических факторов снижается. По последним колебаниям цен, связанных с возможными санкциями против Катара и другими геополитическими событиями, видно, что рынок уже гораздо спокойнее относится к таким историям. Более того, пока есть избыток коммерческих запасов, эти риски воспринимаются гораздо проще, чем раньше».