Организаторы Площадки Медиа

Synergy Business Day: как отладить бизнес-процессы в компании

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Synergy Business Day: как отладить бизнес-процессы в компании
05 июля 2017 года

    Можно ли заставить бизнес работать как швейцарские часы

    Можно ли заставить бизнес работать как швейцарские часы, попытались выяснить владельцы и топ-менеджеры ведущих компаний из разных регионов страны на бизнес-конференции "Synergy business day 2017" в Санкт-Петербурге. Эксперты, среди которых - Игорь Манн, Гарретт Джонстон, Владимир Моженков и другие - поговорили о новых инструментах маркетинга, системе B2B2C и методах снижения финансовых затрат. Подробнее о шести ключах отладки в компании бизнес-процессов и работы персонала корреспонденту ExpoTrade.ru рассказал бизнес-консультант и бизнес-тренер Александр Левитас.

    Александр, почему, на ваш взгляд, для собственника так важно налаживать в компании бизнес-процессы?

    Мероприятия по теме
    6 июля, Ростов-на-Дону, 
    «Как увеличить прибыльность бизнеса в 2 раза за счет эффективной правовой работы?"
    13-14 июля, Москва, "Антикризисный PR - 2017: защита репутации и работа с негативом"
    27-30 июля, Сочи,
    "Код ИБ Профи"
    22-26 августа, Нижний Новгород, бизнес-форум "Поволжье"

    Собственнику бизнеса важно наладить бизнес-процессы, чтобы его компания быстрее росла, приносила больше денег и дороже стоила.

    Какую конкретно пользу налаженные бизнес-процессы приносят компании?

    Технология налаживания бизнес-процессов позволяет владельцу бизнеса существенно сократить издержки и поднять продажи, повысить продуктивность сотрудников и избавиться от незаменимых ценных специалистов. Опасность для компании представляют не ее конкуренты, не снижение покупательской способности клиентов. Опасность заключается в том, что собственник бизнеса не успевает за рынком. То есть покупательская способность его клиентов снизилась, а у него нет для них эконом-предложения. Или конкуренция на рынке стала глобальной, а его компания слабее американских. Отладка бизнес-процессов - это та самая волшебная таблетка, которая помогает компании стать сильнее.

    А если обойтись без этого налаживания бизнес-процессов?

    Можно, если конкуренты тоже не налаживают свои бизнес-процессы. Знаете, как водители КамАЗов называют мотоциклистов? Хрустиками. Потому что о столкновении с мотоциклистом водитель КамАЗа узнает по хрусту из-под колеса. Когда федеральный игрок с отлаженными бизнес-процессами приходит в регион, где местные игроки ничем подобным не занимались, в течение ближайшего года он слышит только, как у него под ногами хрустят косточки региональных компаний.


    "До тех пор, пока ваши конкуренты в расслабленном состоянии, вы тоже можете быть расслабленными. Но как только на рынке появится игрок с отлаженными бизнес-процессами, встанет выбор: отладить свои бизнес-процессы или застрелиться, третьего варианта не существует"


    В чем заключается суть отладки бизнес-процессов?

    Надо выстроить работу компании на основе процессного подхода. Главный герой процессного подхода не сотрудник, а заготовка на пути к конечному изделию. Если компания производит болты, то ее директору следует сначала узнать, как вообще появляется болт, и только после этого думать, сколько нужно принять на работу слесарей и токарей. Если для того чтобы произвести болт, ему будет достаточно 50 людей, 51-го работника в его компании не появится.

    Вы говорили об инструкциях...

    Должностные инструкции нужны, чтобы оградить руководителя компании от некоторых видов судебного преследования. В работе компании эти документы не помогают. Для работы нужны другие инструкции - как взять и сделать. Например, вы просите нового работника отнести бланки главному бухгалтеру. У сотрудника сразу возникает множество вопросов: какие бланки, сколько, где их взять, куда отнести, кому отдать, просто отдать или отдать под подпись? Поэтому очень важно писать такие инструкции, которые были бы понятны сотруднику. Тогда мы избавимся от творчества подчинённых там, где творчества быть не должно. И избавимся от ситуации, когда работник делает как лучше, вместо того чтобы делать как надо. Инструкция для сотрудника должна быть написана так, чтобы новичок, которого вы вчера наняли, был способен с первой же попытки, не задавая дополнительных вопросов, сделать то, что написано.

    Александр, расскажите, какие бывают инструменты для отладки бизнес-процессов?

    Фото: www.army.mil

    Существует несколько типов инструментов. Во-первых, инструменты, которые увеличивают производительность сотрудников. Например, раньше рабочие копали землю лопатами, а сейчас их снабдили экскаваторами. Во-вторых, существуют инструменты, которые заменяют работника. Например, раньше билеты продавал кассир, а сейчас на его месте появилась автоматическая билетная касса. В-третьих, есть инструменты, которые мешают сотрудникам совершать ошибки. Например, программы, которые подчёркивают ошибки в словах. Инструменты позволяют повысить эффективность бизнеса. При этом, если мы хотим поднять продуктивность компании не в 1,5-2 раза, а в десятки раз, это следует делать через инструмент принципиально другого класса. 100 кубометров грунта могут вспахать рабочие лопатами, 10000 кубометров рабочие могут перепахать при помощи экскаваторов, а если нужно вспахать 10 миллионов кубометров грунта, потребуется динамит. Конечно, есть отрасли, в которых инструменты не так важны, как сотрудники.


    "Если вы сценарист голливудских фильмов, ваша голова важнее инструментов. Но если вы инженер или программист, то инструмент всегда важнее вас"


    Какой следующий ключ к успешному бизнесу?

    Контроль. Он включает в себя несколько параметров. Во-первых, это эталон, то есть как должно быть. Во-вторых, измерение, с помощью которого мы узнаем, как есть на самом деле. В-третьих, сравнение, совпало или не совпало. В-четвёртых, коррекция. При этом надо понимать, что существует два принципиально разных уровня контроля. Это контроль менеджерский, когда менеджер контролирует своих подчинённых и проверяет, правильно ли они выполняют работу. Проблема этого вида контроля заключается в том, что менеджер может контролировать небольшое количество работников. Также существует контроль директорский. Здесь тоже есть свои нюансы. Генеральный директор крупной компании контролирует не сотрудников, а подразделения компании. Если собственник бизнеса пытается контролировать свою компанию как менеджер, это ни к чему хорошему не приводит. Поэтому эти два вида контроля надо уметь разделять.

    Грамотный подход к найму сотрудников тоже является ключом к успешному бизнесу?

    Конечно. Очень важно найти подходящих для той или иной работы людей. Для этого руководителю компании надо чётко понимать, для чего он нанимает сотрудника. Ему следует нанимать человека на работу не под конкретное место, а под конкретные задачи. Для этого руководитель должен хорошо понимать, какие требования он предъявляет к кандидату на работу и какими качествами должен обладать этот человек.

    Как проверить, справится ли кандидат со своими задачами?

    Существует шесть групп критериев годности: формальные, профессиональные, психологические, критерии по состоянию здоровья, критерии пути, риски и прочие. Необходимо разработать специальные тесты по этим шести критериям годности и передать их кадровику. Только после этого можно говорить, что в компании существует грамотная система найма.

    Фото: wikipedia.org

    Когда в компании отлажена система найма, следует задуматься о мотивации?

    Мотивация - ещё один ключ к успешному бизнесу. Как вы догадываетесь, мотивация разработчика Google будет отличаться от мотивации тёти Маши из овощного отдела. Поэтому владелец фирмы должен хорошо понимать, что за люди занимают ту или иную должность. Под каждую конкретную позицию ему следует подобрать не меньше пяти видов мотивации, потому что это позволит зацепить разных людей. Существуют краткосрочные и долгосрочные инструменты мотивации. Карьерная подходит для людей, которые способны мыслить долгосрочными перспективами. Многие люди на это не способны. Например, обещание повышения за хорошую работу в 2019 году для тёти Маши не будет являться мотивацией. Потому что для неё 2019-й и 2319-й - одинаково далёкое неопределённое будущее. С другой стороны, какой-нибудь амбициозный адвокат живёт мыслями о будущем успехе через пять или десять лет. Поэтому обещание повышения для него явилось бы мотивацией. Правда, к долгосрочной карьерной мотивации все равно следует добавлять краткосрочные мотивации, чтобы человек быстрее двигался конкретно сегодня, чтобы не полз к цели, а бежал к ней.