Организаторы Площадки Медиа

Дни поля в Казани: выставка высоких достижений агробизнеса

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Дни поля в Казани: выставка высоких достижений агробизнеса
06 июля 2017 года

    Аграрии идут на прорыв

    Продовольственное эмбарго в ответ на западные санкции, государственные субсидии и хорошая погода несколько лет подряд благотворно сказались на отечественном сельском хозяйстве, которое демонстрирует экономический рост, несмотря на кризис. В планах аграриев не только удержать, но и поднять достигнутую планку.

    Без поддержки никуда

    Результаты многочисленных опросов внушают оптимизм несколько лет подряд. Так, по данным недавнего опроса ВЦИОМ, за два последних года треть сельхозпроизводителей расширили посевные площади и планируют повысить урожайность в 2017 году (если не подведет погода, о которой речь ниже). Самой высокой популярностью у аграриев пользуются зерновые, зернобобовые и масличные. О животноводстве и говорить нечего – рекорды по производству свинины и мяса птицы тоже ставятся третий год подряд.

    Мероприятия по теме
    5-7 июля, Казань, "Всероссийский день поля"
    17-23 июля, Омск,
    "Агро-Омск-2017"
    27-28 июля, Волгоград,
    День поля "Волгоградагро"
    3-4 августа, Саратов,
    "Саратов-Агро. День поля. 2017"
    17-19 августа, Челябинск, "Агро-2017"

    По данным Росстата, в стране сегодня действует 355 тыс. сельхозпредприятий, большая часть которых – фермерские хозяйства. Осторожное желание стать фермерами выражают до трети селян. Теоретически это занятие выгодное, поскольку львиную долю ежемесячного дохода – 30–40% россияне в городах тратят именно на продукты. Однако на практике фермеры сталкиваются с целым валом сложностей, главные из которых – получение земли, кредитов и положенных им разного рода госсубсидий.


    Без государственной поддержки развитие сельского хозяйства невозможно даже там, где солнце светит круглый год – и мировой опыт это доказывает.


    Основной стратегический документ поддержки российских аграриев – Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования до 2020 г. – была принята в «промежуточном» между двумя экономическими кризисами 2012 г. Согласно намеченным в ней срокам, к 2020 наша страна должна практически перейти на продовольственную «самоокупаемость». В частности, доля отечественного зерна будет составлять 99,7% в общем объеме продовольственных товаров; растительного масла – до 87,8%; картофеля – до 98,7%; мяса и мясопродуктов – до 91,5%; молока и молочных продуктов – до 90,2%.

    Внушителен и список различных видов господдержки – всего их более 30-и. Основными и наиболее востребованными в этом списке остаются погектарная поддержка (рассчитывается из показателей урожайности с одного гектара) и субсидирование части процентной ставки по долгосрочным кредитам. Последняя мера нужна аграриям, как воздух, поскольку сельское хозяйство традиционно является одной из самых закредитованных сфер: кредитами пользуются свыше 70% сельхозпроизводителей.

    В нынешнем году этот механизм был изменен: раньше аграрий брал кредит и расплачивался за него по полной ставке в ожидании субсидии – теперь же субсидия перечисляется банку, а заемщик берет кредит сразу по льготной ставке. По словам чиновников, эта мера значительно повысила доступность кредитов. У малых сельхозпредпринимателей, которых, напомним, большинство, мнение на этот счет другое: льготные кредиты, как и раньше, в основном предоставляются крупным агрохолдингам, а мелким фермерам зачастую отказывают под разными предлогами.

    Тепличные создания

    Ученые утверждают: для того чтобы чувствовать себя «в тонусе», человек в российском климате в среднем должен потреблять около 140 кг различных овощей в год. До кризиса эта потребность покрывалась за счет импорта из теплых стран. После введения продэмбарго и объявления российскими властями курса на импортозамещение стало развиваться тепличное овощеводство – в прошлом году этот сегмент завоевал «титул» лидера по инвестиционной привлекательности. По оценке Минсельхоза, в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом производство тепличных огурцов, томатов и прочих культур выросло соответственно на 26% (423 тыс. тонн), 52% (184 тыс. тонн) и 46% (15 тыс. тонн). За счет снижения импорта и успехов «тепличников» доля «родных» огурцов на российском рынке к нынешнему моменту достигла 85%, томатов – 40%.

    Единственное опасение инвесторов – надолго ли сохранятся контрсанкции: ведь если на отечественный рынок снова хлынут турецкие огурцы и томаты, о вложенных в строительство российских теплиц сотнях миллиардов рублей можно будет забыть. Однако чиновники заверили аграриев, что, невзирая на перипетии высокой политики, дадут отечественным овощеводам встать на ноги. В первую очередь это касается ограничения на ввоз турецких томатов еще как минимум на три года. За это время при должном уровне господдержки (прежде всего – введении льгот по энерготарифам) тепличное производство, по прогнозам экспертов, должно вырасти еще минимум на треть.

    При этом специалисты отмечают, что за последние восемь лет «тепличная» география значительно изменилась. Южное направление (ЮФО и СКФО) больших потрясений не претерпело: там по-прежнему работает основная масса тепличных хозяйств и планируются к запуску новые масштабные проекты. Зато на территории другого «тепличного» лидера – Центрального федерального округа количество теплиц уменьшилось на 10% (исключение составляет Московская область) за счет постепенного выведения из эксплуатации технологически устаревших сооружений, и пробел этот только предстоит восполнять в ближайшие годы.


    Cовсем новая, отрадная тенденция: ускоренными темпами тепличное производство стало расти в регионах с суровым климатом – на севере страны, Урале, Дальнем Востоке и в Сибири.


    По расчетам, для достижения реального импортозамещения необходимо вводить в эксплуатацию ежегодно не менее 300 га теплиц. Однако сам по себе арифметический рост «тепличных» метров проблему не решает. В этой сфере как нигде важно технологически идти в ногу со временем. Это касается как повышения качества семенного материала, современных средств защиты растений и высокоэффективных минеральных удобрений – но прежде всего внедрения новых интенсивных технологий круглогодичного выращивания. По данным экспертов, если в теплицах 2-3-его поколений на одном квадратном метре выращивается в среднем около 70 кг огурцов и 55 кг томатов, то в современных тепличных комплексах 4-го поколения урожайность в 2-2,5 раза выше. Суперсовременные комплексы отличают технологичность, высокая герметизация, автоматизация, меньшая энергоёмкость. Стоимость строительства 1 га инновационной теплицы составляет 150–180 млн рублей, то есть в строительство комплекса целиком требуется вложить от 3 до 10 млрд руб. Период окупаемости составляет 5-10 лет.

    Понятно, что такие затраты могут позволить себе лишь крупные агрохолдинги, да и то с помощью льготных кредитов. Однако, по мнению специалистов, шанс найти свое место в этой нише есть и у фермеров-тепличников. По их словам, если промышленные теплицы ориентируются «на вал», то фермерские – на «штучный» товар более высокого качества и разнообразный ассортимент, который, соответственно, и продается дороже.

    Пшеница и курочка едут за границу

    Продовольственная «самоокупаемость» на внутреннем рынке – это не предел мечтаний. Практика последних лет показала, что российская сельхозпродукция, несмотря на высокую конкуренцию, может быть востребована и на внешних рынках, прежде всего в азиатских странах.

    По данным Российского экспортного центра, в минувшем году объем экспорта сельхозсырья и продовольствия составил 17 045 млн долл., что на 5,2% больше, чем в 2015-м. Наибольшую долю в экспорте занимает зерно (5,6 млн долл.), рыба и морепродукты (3 млн долл.), масла и жиры (2,2 млн долл.), причем экспорт последних показал рост почти на 20% к уровню 2015 года, и специалисты утверждают, что тенденция эта долговременная. Но абсолютный рекорд по «заграничному» прорыву поставило мясо: экспорт свежей говядины увеличился на астрономические 771%, свинины – на 352%, баранины – на 204%, птицы – на 51%. На втором месте сахар: 600% экспортного роста.

    В нынешнем году вышеупомянутая госпрограмма развития сельского хозяйства дополнена проектом господдержки аграрного экспорта, в соответствии с которым к 2020 г. экспорт сельхозпродукции планируется увеличить на 4,5 млрд долл. Объем финансирования проекта составляет 2,4 млрд руб. В его рамках Минсельхозом разрабатываются меры поддержки для каждой отдельно взятой отрасли, которые должны быть представлены в правительство в сентябре нынешнего года. Уже известно, что в число мер обязательно войдут развитие и поддержка экспортной кооперации малых и средних сельхозпредприятий, а также компенсация аграриям части затрат на дальние перевозки сельхозпродукции по железной дороге. Есть задачи и покупнее – в частности, создание крупной международной трейдингово-логистической структуры (не секрет, что логистика, или, вернее, ее отсутствие – один из главных препятствий для полноценного российского экспорта на сегодняшний день), формирование сети торговых сельхозпредставительств во всех ключевых странах-покупателях для лоббирования интересов российских аграриев и т. д.

    Решимость есть – лишь бы не подвела погода, капризы которой могут существенно сказаться на урожае нынешнего года.