Организаторы Площадки Медиа

Как стать киберспортсменом

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Как стать киберспортсменом
10 июля 2017 года

    Индустрия компьютерных игр становится профессиональным спортом

    Современная отрасль компьютерных игр — двигатель высоких технологий. Самые мощные компьютеры востребованы не в сфере дизайна, полиграфии или видеомонтажа, а именно в игровых станциях. Неудивительно, что индустрия игр, подобно авто-, мото- и велопромышленности, обзавелась своим профессиональным спортом. Который может потягаться с традиционными видами в зрелищности и популярности.

    Мероприятия по теме
    8-10 июля, Пекин,
    China International AR/VR & Interactive Entertainment Expo
    8-10 июля, Пекин, 
    Beijing International Consumer Electronics Expo 2017

    Лица киберспорта

    Сегодня чемпионаты мира проводятся по таким играм как Dota 2, CS:GO, World of Tanks, Starcraft 2, Mortal Kombat X, Hearthstone, League of Legends, FIFA. На сегодня это самые популярные и востребованные игры как среди любителей, так и среди профессионалов.

    Профессиональных геймеров содержат спортивные клубы, ведущие IT и хай-тек бренды и даже частные лица — всё по аналогии с обычными спортсменами. Образование не играет роли, тем более что никакого подходящего для киберигрока обучения, кроме самой игры, пока не придумали.

    «Когда я начинал играть, я не задумывался о карьере киберспортсмена, — рассказывает геймер из команды «Gambit» Никита «Daxak» Кузьмин. — Я просто играл с душой, как любят у нас говорить. Сейчас понимаю, что мне отчасти просто повезло оказаться там, где я есть сейчас. Я попал в команду именно из-за высокого личного рейтинга».

    ПРО затраты

    Считается, что больше всех тратят времени на тренировки корейские геймеры — до 15 часов в сутки. Игроки из Европы и США проводят за игрой поменьше, по 8-12 часов в день.

    «Про-геймеры обычно играют только в одной игре, чтобы совершенствовать навыки в ней и играть почти идеально, — объясняет наш консультант. — И речь не только о самом игровом процессе. Ты можешь смотреть реплеи (видеоролики киберспортивных матчей) других игроков, что-либо брать у них. Способов самосовершенствования много, было бы желание».

    Плюс, конечно, затраты на оборудование. Компьютер и интернет должны быть максимально быстрыми. Задержка в миллисекунду в обработке или передаче данных может привести к утрате достигнутого уровня, а «зависание» — однозначно падение на самое дно. Также важно иметь геймерскую «мышь» или геймпад, клавиатуру и наушники, геймерское кресло. Именно они позволяют проводить много часов за игрой, не теряя концентрации и не отвлекаясь на телесный дискомфорт. Кроме того, геймерские мышь и клавиатура опять-таки избавляют от задержек в реагировании на игровые ситуации.

    Один за всех или все за одного?

    Все игры делятся на 2 большие группы: играют либо один на один (1х1), либо команда на команду (обычно 5х5). Однозначного выбора типа игры нет, все зависит от личной склонности.

    «По мне, игра 5х5 намного интересней, — говорит Никита «Daxak». — Там важно не только твое понимание игры плюс реакция, а еще и командное взаимодействие, которое требует времени для наработки. В 5х5 каждое твоё решение может отразиться на общей игровой картинке команды, а любое действие твоего тиммейта (партнера по команде) может отразиться на твоём.

    В команде надо проделать очень большой общий объем труда, чтобы она начала показывать более-менее удовлетворительные результаты. И когда получается — это очень красиво. В 1х1 в этом плане проще: достаточно наработать лишь свои реакцию, понимание игры и т.п. Отвечаешь только за себя и больше ни за кого».

    Команды и турниры

    Говорят, что российское игровое комьюнити по Dota 2 сегодня одно из самых массовых. Однако как из огромного количества любителей выделяются те, кто переходит на профессиональный уровень?

    — В Dota2 есть специальная «лестничная» система рейтинга, — объясняет Никита «Daxak» Кузьмин. — Чем выше твой рейтинг, тем выше ты находишься на «лестнице». Как правило, круг профессиональных игроков достаточно ограничен, и каждый знает каждого. В команду попадают по-разному. Например, ты поиграл в публичной игре (где играют 10 случайных игроков определенного рейтинга), тебя заметили и пригласили в команду. Либо познакомился там с другими игроками, вы командой играете, повышая свой рейтинг и ждете, пока вас заметят или либо сами обращаетесь в какой-то клуб.

    Что касается собственно турниров, то они делятся на online и LAN. Online — это те, которые ты играешь через интернет, сидя дома, в комфорте и привычных условиях. LAN-турнир проводится на какой-либо площадке по локальной сети и собирает всех участников в одном месте. Сейчас online нужен для того, чтобы пройти квалификацию на этот самый LAN-турнир. Как правило, выигрываешь всех в online-части — значит, едешь на LAN. Хотя бывают и исключения.

    Если команда показывает хорошие результаты, её могут позвать «прямым инвайтом» (приглашением) сразу участвовать в LAN-части турнира, не играя при этом никаких квалификаций. Обычно так приглашают лидеров рейтинга (приблизительно 4 плюс-минус 2 команды).

    Предыдущее звено — закрытые региональные квалификации. Они проводятся по регионам: sea – Океания, cis — страны СНГ, eu — Европа, na – Северная Америка, sa — Южная Америка, cn — Китайский регион. В них также можно получить прямой инвайт от организаторов (за эти приглашение в каждом регионе отвечает определенный администратор). Или же надо выиграть слот на открытой региональной квалификации. Это самое низшее звено отбора, регистрация на которое бесплатна.

    Помимо азарта

    Раз к киберспорту применимо слово «профессиональный», значит, игроки получают за свою деятельность зарплату. Помимо того, что платят клуб и спонсоры, есть возможность получать призовые, участвовать в рекламе и т.п. Неудивительно, что чем выше уровень — тем больше доход. В среднем зарплаты игроков колеблются от 2 до 10 тысяч долларов, в ведущих командах могут доходить и до 15. Всё остальное — дополнительный доход. Так, известная команда NaVi за победу в чемпионате Мира по Dota2 получила больше двух миллионов долларов. Правда, как распределились эти деньги внутри команды, не сообщается. Знаменитая компания Samsung спонсирует сразу несколько корейских команд, тратя на них около 6 миллионов долларов в год — это считается расходами на рекламу.

    Как всякий спорт, киберспорт может нести риски для здоровья. Те самые, которые связаны с длительным сидением за компьютером: туннельный синдром кисти, «сухой глаз», шейный остеохондроз. Не зря про-геймеры тратятся на специальные игровые кресла, мыши и т.п. — в числе прочего они существенно снижают физиологические риски. В любом случае, опасностей на порядок меньше, чем в мотогонках или тяжелой атлетике, где можно за одно соревнование стать инвалидом.

    — Думаю, сейчас можно смело сказать, что киберспорт — профессия на всю жизнь, — говорит Никита Кузьмин. — Я не говорю, что буду играть до 40 лет, нет. Но уже есть много примеров, как профессиональные геймеры занимают новую для себя нишу в киберспорте. Уже сейчас эта сфера нуждается в высококачественных тренерах, аналитиках, скаутах (сборщиках информации), спортивных директорах, менеджерах. Поэтому я бы с радостью тут задержался.