Организаторы Площадки Медиа

200 лет Манежу: Толстой на велосипеде, Хрущёв в бешенстве, пожар в день выборов

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
200 лет Манежу: Толстой на велосипеде, Хрущёв в бешенстве, пожар в день выборов
11 июля 2017 года

    Спецпроект. Наши площадки

    На двухсотлетнюю историю Манежа пришлось немало взлётов и падений. Когда-то здесь проводили военные смотры для императора, сюда загоняли бунтующих студентов, отсюда пошла травля художников-абстракционистов, и тут же в День выборов президента 2004 года произошёл пожар, который транслировался в прямом эфире на всю страну.

    Экзерциргауз для солдат

    Как это ни странно, но своим появлением Манеж обязан войне 1812 года и знаменитому московскому пожару. Восстановление города шло довольно долго. В 1817 году, как раз к пятилетию окончания войны, на одном из пустырей, оставшихся после пожара, Александр I поручил построить Манеж. Только тогда он назывался по-другому — Экзерциргауз (дом для военных упражнений). Над проектом работал архитектор Августин Бетанкур, а воплощал его в жизнь инженер Лев Карбонье. На тот момент проект считался уникальным: деревянная конструкция стропил перекрывала без каких-либо опор пространство шириной 44,86 метров. Правда, через год эти стропильные фермы треснули, их подлатали. Но ещё через год они снова треснули. Их снова подлатали. И только в 1820-е годы додумались перестроить кровлю.

    Фото: interaffairs.ru

    Здание возвели в удивительно короткие сроки — за шесть месяцев. И 30 ноября 1817 год Экзерциргауз  был торжественно открыт. Вот, что говорил в день открытия один из очевидцев события:

    «Внутренность здания представляет собой гигантскую залу, где свободно может маневрировать целый полк солдат, и над всем этим пространством прямой потолок не поддерживается ни одною колонною. Зала так велика, что огромные камины по стенам и окна, которые везде могли бы служить огромнейшими дверьми, кажутся только соразмерными в этом здании. Фундамент здания углублен на две сажени. Толщина стен 4,5 аршина»

    Оформление Манежа ко Дню коронации Николая II, 1896 год.
    Фото: pastvu.com

    В 1824 году за архитектурное оформление Манежа взялся архитектор Осип Бове, который в это время занимался восстановлением центра послевоенной Москвы. Он разработал проект декоративного убранства фасада в античном стиле. А ещё Бове хотел установить горельефы «Военные доспехи», но этому не суждено было случиться. После смерти Александра I работы над этой задумкой были приостановлены и не возобновились. Кстати, именно при Бове чердак Манежа засыпали махоркой. Сделано это было для того, чтобы защитить деревянные конструкции от грибка, грызунов и насекомых. И махорка, действительно, помогала. Вот только во время Великой Отечественной войны её выкурили солдаты. А чердак засыпали опилками. Хотя, есть ещё одна версия, согласно которой махорку выкурили ещё в революционный 1917-й.

    Как Хрущёв разгромил Манеж

    Изначально Манеж предназначался для военных смотров. Но вскоре поняли, что использовать площадку только для этого — непростительно. И уже с 1831 года в Манеже стали проводить выставки, концерты, благотворительные лотереи, цирковые представления.

     В 1865-1867 годах тут проходила Этнографическая выставка.
     В 1867 году в Манеже выступал оркестр под руководством Гектора Берлиоза и Николая Рубинштейна. Концерт собрал 12 тысяч зрителей.
    В 1872 году здесь прошла Политехническая выставка.
     В 1894 году тут же прощались со скончавшимся императором Александром III.

    А ещё в Манеже учился кататься на велосипеде Лев Николаевич Толстой. Лет ему тогда уже было немало (прилично за 60), и учение давалось нелегко. Но, кстати, не только возраст был тому причиной. Была некая девушка, которая своим появлением в Манеже отвлекала писателя:

    «У нее шляпа с перьями, и стоит мне взглянуть, как они колышутся, я чувствую: мой велосипед неотвратимо направляется к ней. Дама издает пронзительные крики и пытается от меня удрать, но — тщетно. Если я не успеваю соскочить с велосипеда, я неизбежно на нее налетаю и опрокидываю ее. Со мной это случалось несколько раз. Теперь я стараюсь посещать Манеж в те часы, когда, я надеюсь, ее там нет», — писала с рассказов Льва Толстого его дочь Татьяна в книге «Зарницы памяти».

    В общем Манеж, как одну из самых больших и центровых площадок, стали использовать в самых разных целях. Например, в конце XIX века полиция стала загонять сюда воинствующих студентов. Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» писал об этом следующее:

    «С каждым годом все чаще и чаще стали студенты выходить на улицу. И полиция была уже начеку. Чуть начнут собираться сходки около университета, тотчас же останавливают движение, окружают цепью городовых и жандармов все переулки, ведущие на Большую Никитскую, и огораживают Моховую около Охотного ряда и Воздвиженки. Тогда открываются двери Манежа, туда начинают с улицы тащить студентов, а с ними и публику, которая попадается на этих улицах».

    А после революции здание Манежа и вовсе отдали под гараж правительственных автомобилей. На пользу ему это не пошло: здание ветшало, балки проседали. В итоге пришлось установить металлические опоры. Удивительно, но войну и 1940-е годы Манеж пережил достойно, даже несмотря на то, что в него попала бомба.

    Возмущённый Хрущёв на выставке «30 лет МОСХ».
    Фото: kommersant.ru

    Выставки вернулись в Манеж только в 1957 году. Взорвали эстакады для автомобилей, очистили стены от краски (ею замаскировали Манеж во время войны) и переоборудовали здание под Центральный выставочный зал, где каждый год проводили выставки Союза художников. Одна такая выставка запомнилась скандалом. В 1962 году на выставку художников-авангардистов «30 лет МОСХ» приехал Никита Хрущёв и раскритиковал творчество авторов, которые выставляли работы. Хрущёв со свойственной ему эмоциональностью отреагировал на картины, сказал, что надо всё это запретить и что такое народу не нужно.

    После этого в СССР была развёрнута целая кампания против художников-абстракционистов и формалистов: кого-то исключили из Союза художников, кого-то просто лишили возможности работать...

    Разрушительный пожар и скандальные выставки

    В 1990-е, после распада СССР, Манеж открыл двери для самого разного искусства. Здесь прошли выставка авангардного искусства «ART-MIF», «АРТ-Манеж», градостроительная выставка «Москва, XXI век». Более того, на Манеж положили глаз  перформеры. В 1998 году художник Авдей Тер-Оганьян устроил здесь перформанс «Юный безбожник»: он разрубил православные иконы топором. На него завели уголовное дело за разжигание религиозной вражды, но он сбежал в Чехию и получил там политическое убежище.

    В 2004 году Манеж чуть не погубило то, благодаря чему он появился две сотни лет назад: в здании прямо в день выборов президента случился пожар.

    «Из-за того, что он случился вечером того дня, когда Путина второй раз выбрали президентом, это был пожар в прямом эфире, в двадцать минут десятого поступил первый сигнал о возгорании, а в десять Манеж пылал уже на всех телеканалах. Люди тогда еще смотрели телевизор, это был пожар глазами миллионов, какое-то вселенское явление вроде падения метеорита», — вспоминал архитектурный критик Григорий Ревзин.

    Сгорели произведения 92 театральных художников, коллекция современных художников галереи «Манеж», была уничтожена кровля здания и те самые уникальные деревянные конструкции Бетанкура, а в огне погибли двое пожарных. Печально, что до пожара на протяжении нескольких лет московские власти готовили проект реконструкции Манежа. Но его не могли реализовать из-за разногласий с федеральным правительством и структурами, которые следили за охраной памятников истории и культуры. Пожар сам решил эту проблему.

    Пожар в Манеже, 2004 год. Фото: kommersant.ru
    Современный Манеж. Фото: http://terra-z.com

    Манеж восстановили за год. Площадь его значительно увеличилась, появились эскалаторы, лифты, подземный этаж. Однако, как считают, некоторые архитекторы и искусствоведы, воссозданный Манеж утратил первоначальный замысел и стал одним из “новоделов”, типичных для сегодняшнего времени.

    С тех пор и по сей день Манеж является одним из главных выставочных залов столицы. Здесь проходят концерты, фестивали изобразительных искусств, лекции, традиционно проходил урбанистический форум, танцевальные перформансы и конечно же выставки современных (и не только) художников.

    К слову, выставки, как когда-то в 60-е и 90-е, становятся поводом для новых скандалов. В 2015 году православные активисты во главе с Энтео устроили в Манеже погром — ворвались на выставку «Скульптуры, которых мы не видим» участников художественного объединения ЛеСС и разбили несколько скульптур. По словам организаторов выставки, работы скульпторов представляли собой примеры подвального нонконформизма, который как бы противостоял официозному искусству в Советском Союзе. А православные активисты сочли работы художников богохульными, сказали, что они оскорбляют чувства верующих и потребовали закрыть выставку. Через пару дней с тем же требованием активисты устроили пикет у Манежа. Но, несмотря на нападки, выставка продолжила работу.


    читайте истории о наших площадках: