Организаторы Площадки Медиа

Особняк Трубецких-Нарышкиных: дом, в котором нашли клад

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Особняк Трубецких-Нарышкиных: дом, в котором нашли клад
18 июля 2017 года

    Спецпроект. Наши площадки

    Когда-то владельцами этого здания были африканский прадед Александра Пушкина, князья Трубецкие и Нарышкины. Когда-то здесь устраивались великосветские встречи, всё было пропитано роскошью и благородством. Шли годы, князья бежали из России, оставив богатый дом с сокровищами, спрятанными в тайной комнате, секрет которой разгадали только в XXI веке.

    В нашем спецпроекте, посвящённом истории площадок, рассказываем об особняке Трубецких-Нарышкиных.

    Княжеские перестройки и мода на тайники

    Особняк Трубецких-Нарышкиных. Фото: особняк-нарышкина.рф

    Изначально на месте особняка, в последней четверти XVIII века, стояли два дома, один из которых принадлежал Абраму Ганнибалу (“арапу Петра Великого”, как его прозвали), а затем и его детям.  А в 1832 году по проекту архитектора Лемана эти два дома объединили в одно здание. Так и появился особняк.

    В 1855 году особняк приобрёл князь Пётр Трубецкой. Он пригласил архитектора Геральда Боссе, чтобы тот частично перестроил здание. Перестройка шла два года. Снесли маленький флигель, ворота и расширили фасад на улице Чайковского.

    Гостиная особняка с отделкой Боссе. Фото: photoprogulki.narod.ru

    У жены князя (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) был свой салон в особняке. Она возлагала на него большие надежды, хотела, чтобы он стал пристанищем великосветского общества того времени. Но таковым он не стал. Более того, из-за больших трат Трубецкому приходилось сдавать особняк в аренду. Например, его снимали английский посол Непир и посольство Италии. А в 1862 князь даже заложил особняк в городском кредитном обществе.  В описи заложенного дома, которая проводилась для его оценки, значилось: “Беломраморная парадная лестница с балюстрадами и колонками, лепная работа на стенах и потолках комнат, двери богатой отделки цветного дерева, печи дубовые пневматические, русские изразцовые, голландские, камины с зеркалами, наборные паркеты, ванны с котлами”.

    Ровно через 20 лет, в 1875 году, хозяином особняка стал другой князь — Василий Нарышкин. Причём, ему особняк достался не от Трубецкого, а от Демидовых, которые прожили в особняке год. И почему после столь короткого периода они продали дом, до сих пор не очень понятно. В общем Нарышкин, как когда-то и Трубецкой, захотел перестроить здание под свой вкус. И для этого пригласил архитектора Роберта Гедике. В итоге создали другие интерьеры, построили зал, который мог вместить более 200 человек, расширили сам дом. На стенах парадной лестницы появились полотна Галлана. Нарышкин в принципе увлекался коллекционированием.

    Кроме этого, в доме появились тайники и потайные комнаты, которые в то время были в моде. Например, была построена ротонда с потайной дверью, через которую можно было попасть в другие комнаты.

    Изгнание княжеского духа из особняка

    До революции 1917 года Нарышкины спрятали часть ценностей в тайниках, покинули особняк и уехали из России. С тех пор особняк стал переходить от организации к организации. Сначала он отошёл Литейной продовольственной управе, затем — Детской художественной студии. В 1920-е часть спрятанных ценностей вывезли в Эрмитаж, часть — в Русский музей. Но, как потом выяснилось, вывезли не всё.

    После войны в Особняке располагался Дзержинский райком партии. Потом дом отдали под квартиры.

    В 2009 году людей, которые жили в особняке в коммуналках, расселили. А сам особняк отправили на реставрацию и решили устроить здесь Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия.

    Особняк и тайная комната

    Наверное, одна из самых запоминающихся историй, связанная с особняком, произошла в 2012 году, когда во время реставрационных работ тут нашли клад. Рабочие разбирали полы и между вторым и третьим этажами наткнулись на скрытую комнату, которой не было в плане. Комната оказалась набитой коробками со старинной посудой. Это были три набора сервиза, каждый из который состоял из множества составляющих, и коробка с драгоценностями, наградными документами, медалями, туалетными приборами и часами. Всего было найдено 40 мешков с более чем 2000 предметами, авторами которых были лучшие российские и европейские ювелиры: Сазикова, Фаберже, Фализ и другие. На многих из этих предметов стоял герб князя Нарышкина.

    Посуда частично была упакована в газеты за август-сентябрь 1917 года (это говорит о том, что прятали ценности до начала революции) и в матерчатые мешки, пропитанные уксусом, чтобы серебро не окислялось.

    Фото: союзженскихсил.рф

    Судя по найденным документам, клад спрятали не сами Нарышкины, а поручик Сергей Сомов (дальний родственник Нарышкиных, которые его опекали, которому доверили свои ценности и который во время Октябрьской революции, или даже до неё, эмигрировал во Францию). Он и был последним владельцем спрятанной утвари. Его имя указано в документах, которые были найдены здесь в шкатулке.

    Общую стоимость клада эксперты оценили в 4 млн евро. Самыми дорогими предметами стали пара канделябров (2,2 миллиона рублей согласно оценке 2013 года), а самым дешёвым предметом признали... сломанную расчёску (500 рублей). До этого случая в Петербурге уже находили клады (их постоянно находят), но настолько ценного не было никогда.

    Почти сразу же после того, как обнаружили сокровища, начали появляться претенденты на них, по большей части фиктивные. Началось всё с рабочих-гастарбайтеров, которые попытались неприметно вынести клад с территории особняка. Но их поймали с поличным и завели уголовное дело. Ещё одними сомнительными претендентами стали однофамильцы Нарышкиных, которые называли себя потомками княжеского рода. Например, в их числе оказался адвокат Константин Фёдоров-Нарышкин. Он заявил, что относится к наследникам и, если даже сокровища представляют музейную ценность, ему должны выплатить достойную компенсацию.

    Фото: rg.ru

    Ещё один претендент на клад нашёлся в Африке — потомок рода Пётр Нарышкин. Правда, за сокровища он не стал яростно бороться, заявив, что не является родственником по прямой линии. Однако отметил: если других родственников не найдётся и если какой-нибудь талантливый адвокат возьмётся за дело, то он не против претендовать на клад. В итоге адекватных претендентов на клад не нашли и передали его государству.

    От княжеского особняка до современной event-площадки

    Сейчас особняк Трубецких-Нарышкиных — это не закрытый дворец для избранных, а современная площадка в центре города под самые разные мероприятия: выставки, банкеты, бизнес-встречи. Здание поделено на 8 залов, каждый из которых можно арендовать. Например, самый большой по площади зал Трубецких, или зал Нарышкиных с деревянным камином. Есть небольшая Розовая гостиная для мини-встреч или Зеркальный зал с дворцовыми интерьерами для пышных приёмов.

    Кстати, с 20 по 23 июля в особняке пройдёт очень символичная для этого места выставка “Сокровища Петербурга”, где представят коллекции украшений ведущих российских и зарубежных производителей и художников-ювелиров. А для посетителей выставки представится возможность ознакомиться с потрясающими интерьерами особняка, который почти 200 лет назад был в эпицентре светской жизни Петербурга.