Организаторы Площадки Медиа

Гражданская авиация в мире вчера и сегодня: об альянсах, комфорте, лоукостерах

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Гражданская авиация в мире вчера и сегодня: об альянсах, комфорте, лоукостерах
21 июля 2017 года

    Небо любит дальновидных

    Скорость рождает скорость. Из всех видов транспорта самыми быстрыми темпами развивалась авиация – ровесница ХХ века. Сегодня гражданский воздушный флот, без преувеличения, представляет собой особый и сложный мир, который буквально на лету продолжает впитывать технические и организационные новшества.

    Мероприятие
    19-21 июля, Шанхай, 
    The 6th Shanghai International Aviation Services Trade Fair 2017

    Стремительный старт

    Первый в истории управляемый полет на «летательном аппарате тяжелее воздуха» – так громоздко именовался предок современных самолетов – был совершен американцем Орвиллом Райтом в 1901 году на территории штата Северная Каролина. Устройство под «маркой» Wright Flyer Орвилл собирал вдвоем с братом Вилбуром, но в воздух поднялся в одиночку. Первый рейс от взлета до посадки длился 12 секунд, в течение которых Wright Flyer оторвался от земли и преодолел расстояние в 36,5 м. Так родилась авиация.

    Фото: Wikipedia.org

    Практически сразу в авиационную гонку включаются французы. В 1906 году установлен первый рекорд: пилот Альберто Сантос-Дюмон преодолел расстояние в 220 м на высоте 6 м. Современникам эта победа над стихией кажется уже весомой – через несколько лет во французском городе Исси-ле-Мулино возводится первый в мире аэропорт с самолетными ангарами.

    Фото: Wikipedia.org

    Инициативу незамедлительно подхватывают на другой стороне Атлантики – американский бизнесмен Глен Куртис основывает первую в мире авиакомпанию. Вскоре уже упомянутые выше отцы авиации – братья Райт заключают первый в мире контракт с государством – за 25 тыс. долларов продают Белому дому двухместный самолет, способный преодолеть расстояние в 160 км со скоростью 60 км в час. Как любят подчеркивать историки авиации, текст контракта содержал немаловажное уточнение: «самолет должен быть способен пролететь это расстояние, не упав на землю».

    Дальше знаковые вехи мелькают, словно в волшебном калейдоскопе. 1910 г., в котором американский летчик Филип Пэлмэли впервые перевозит груз – рулоны шелка из города Дэйтон в город Коламбус, становится годом рождения транспортной авиации. В этом же году American Aeroplane Manufacturing Company начинает шить форму для пилотов. В следующем, 1911-м, французский пилот и изобретатель Луи Бреге впервые в мире берет на борт группу пассажиров числом более десяти человек. Забавна и история первого в мире чартерного рейса: британскому пилоту Тому Сопвичу было дано ответственное поручение – догнать в море лайнер Olympic и сбросить на палубу забытый на берегу одним из пассажиров пакет с очками...

    В 1913 г. русский изобретатель Игорь Сикорский строит крупнейший в мире пассажирский самолет «Русский Витязь» с размахом крыла 28 м и – важная деталь – с туалетной кабиной. Отныне пребывание человека в воздухе не ограничивается естественными физиологическими потребностями.

    В 1919 г. между Парижем и Брюсселем открывается первая международная пассажирская авиалиния с таможенным досмотром авиапассажиров и «воздушной» трапезой – холодными закусками и напитками. А в 1930 г. логично (не пилотам же разогревать и разносить кушанья!) появляется профессия стюардессы. Первой ее представительницей стала американка Эллен Черч.

    Фото: WikiMedia Commons

    Меньше чем за 70 лет путь, с которого начали братья Райт, – легендарные 30 с небольшим метров «вытянулся» до десятков тысяч километров.


    Список можно продолжать до бесконечности – первая авиапочта, первый авиаперелет «вслепую», по приборам, первые реактивные двигатели, первый в мире центр контроля за воздушным движением. Первый «черный ящик», фиксирующий переговоры пилотов и показания приборов, первая в мире автоматизированная система доставки и распределения багажа, первый «воздушный» киносеанс – и, наконец, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет – российский Ту-144!

    Финансы диктуют альянсы

    Фото: Wikipedia.org

    Сегодня воздушные перелеты любой дальности воспринимаются уже не как экзотика, а как нечто само собой разумеющееся.

    Конкуренция за пассажиров на авиарынке настолько высока, что, как ни парадоксально это звучит, авиакомпаниям трудно справляться с ней в одиночку. Набирающая силу глобализация во всех сферах жизни дошла и до гражданской авиации.

    Нынешняя эпоха – это эпоха глобальных партнерских объединений авиаперевозчиков, или так называемых авиаальянсов.

    Начало этому процессу было положено в мае 1977 г., когда пять авиакомпаний – United, Air Canada, Lufthansa, Scandinavian (SAS) и Thai образовали Star Alliance и объединили сети своих маршрутов. Сейчас число членов альянса превысило 20. Общая сеть маршрутов включает 1160 аэропортов в 181 стране мира, из которых ежедневно осуществляется около 21 000 вылетов. Воздушный парк Star Alliance составляет более 4000 самолетов.


    В настоящее время авиаальянсам принадлежит более 70% мирового рынка пассажирских авиаперевозок.


    Самыми крупными объединениями считаются уже упомянутый Star Alliance, SkyTeam (создан в июне 2000 г., в него входит российская компания «Аэрофлот») и One World (создан в феврале 1999 г., в него входит российская компания S7 Airlines). Все они предъявляют довольно высокие требования к своим членам, в первую очередь, качеству оказываемых услуг. Кроме того, авиаперевозчик, желающий вступить в альянс, с одной стороны, не должен составлять прямой конкуренции своим будущим коллегам, а с другой, – не уступать им с экономических позиций. Последнее, прежде всего, касается таких ключевых моментов как себестоимость и доходность перевозок, количество оказываемых пассажирам услуг и т.д.

    Благодаря расширению сети маршрутов члены альянсов имеют возможность увеличивать частоту своих рейсов (что, конечно, положительно сказывается на объемах продаж авиабилетов), создавать оптимальные стыковки между разными рейсами, а также маневрировать при вынужденном закрытии некоторых линий. Альянсы предоставляют своим пассажирам больший, чем отдельные компании, выбор тарифных вариантов на различных направлениях и общие бонусные программы, позволяющие накапливать премиальные баллы за счет авиаперелетов на регулярных рейсах любой из авиакомпаний-участниц.

    Фото: WikiMedia Commons

    Членство в альянсе дает авиакомпаниям большие преимущества и в нередко сложных отношениях с администрациями аэропортов, предоставляющих наземные услуги по обслуживанию как самолетов, так и авиапассажиров.


    Расходы на аэропортовые услуги составляют от 15 до 20% стоимости авиаперевозки и находятся для авиакомпании на третьем месте после затрат на горюче-смазочные материалы и платежей за лизинг или аренду флота.


    В свою очередь, пропускная способность аэропорта в некоторых случаях может стать главным тормозом увеличения пассажирооборота – и тогда альянс может прийти на помощь своему наземному партнеру, например, инвестировать в строительство нового терминала, то есть решиться на расходы, которые в одиночку не потянуть даже самой крупной авиакомпании.

    Комфорт больше не в моде?

    Первые десятилетия развития авиации, как мы уже видели, представляли собой сплошное соревнование авиакомпаний, кто предоставит на борту самолета как можно больше разнообразных услуг, позволяющих Его Величеству Пассажиру чувствовать себя как дома в течение трех-восьми часов полета. Правда, раскошеливаться за домашний уют на высоте 10 тыс. метров гостям приходится соответственно.

    Но, судя по всему, эра комфорта решительно выходит из моды. В 2016 г. по количеству перевезенных пассажиров (117 млн человек) на мировом авиарынке впервые лидировала так называемая бюджетная авиакомпания, или лоукостер – ирландская Ryanair.

    По данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), доля лоукостеров в общем объеме регулярных пассажирских перевозок по итогам прошлого года достигла 28%, увеличившись за 10 лет более чем на 10%.

    Фото: WikiMedia Commons

    Название «лоукостер» происходит от английского low-cost, переводится как «низкие расходы» и таким образом говорит само за себя. Лоукостер – идеальный вариант для пассажиров, готовых пожертвовать комфортом и необязательными услугами ради низкой цены авиабилета. Компании-лоукостеры выбирают в качестве базы более дешевые аэропорты «почтенного возраста» вдалеке от больших городов, устанавливающие минимальный аэропортовый сбор; минимизируют время стоянки на земле, за которое тоже приходится платить. Авиапарк лоукостеров составляют, как правило, новые (!) самолеты одной и той же модели – такой подход позволяет избежать лишних затрат на ремонт. Регистрация на рейс лоукостера в аэропорту и провоз любого багажа, кроме ручной клади, стоят денег. Все услуги во время полета на борту лоукостера – от питания до пользования наушниками – тоже платные.

    Одним словом, торгуют всем, даже расстоянием между креслами, которых в салоне бюджетного воздушного судна на порядок больше, чем в обычном самолете. Все эти ухищрения, о которых, впрочем, будущего пассажира честно предупреждают заранее, позволяют снизить цену авиабилета до 20-40 долларов.

    Кстати, самыми экономными пассажирами, по наблюдениям экспертов, оказались европейцы: на долю лоукостеров в Европе приходится 32% от всех пассажирских перевозок (для сравнения: в Азиатско-Тихоокеанском регионе 31%, в Северной Америке — 25%).

    По прогнозам экспертов, объем мировых авиаперевозок в ближайшие годы будет расти примерно на 4,6% в год. Лидерами по внутренним авиаперевозкам останутся США и Китай, по международным – авиакомпании Великобритании, Германии и Объединенных Арабских Эмиратов.

    Для профессионалов, намеренных расширять свое присутствие на глобальном авиационном рынке, в эти дни в Шанхае (Китай) проходит The 6th Shanghai International Aviation Services Trade Fair 2017. Форум затрагивает самый широкий круг насущных авиавопросов – от вариантов приобретения воздушных судов до оборудования и технологий для бортовой кухни.

    Фото: Wikipedia.org