Организаторы Площадки Медиа

Август. Наступил сезон медовых ярмарок - настоящий рай для гурманов

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Август. Наступил сезон медовых ярмарок - настоящий рай для гурманов
01 августа 2017 года

    Экономика мирового суперфуда

    Так уж повелось, что все лекарства обязательно либо горькие, либо безвкусные. В этом смысле мед представляет собой приятное исключение. Уникальный, единственный в своем роде продукт, фабрикуемый трудолюбивыми пчелами, насыщает, поднимает настроение и спасает от болезней. Август – пора медовых ярмарок по всей России – самое лучшее время, чтобы запастись им на долгую зиму. ExpoTrade.ru предлагает небольшой экскурс в медовую историю и экономику.

    Превращение в профессию

    Мероприятия по теме
    1-5 августа, Челябинск, "Уральское застолье. Фестиваль молодого мёда"
    9-12 августа, Челябинск, "Медовый спас. Усадьба"
    9-14 августа, Мурманск, "Медовый спас"
    14-19 августа, Ярославль, "Медовый спас"
    18-27 августа, Пермь,
    "Медовый спас"

    Первый «медовый след» человечества восходит к доисторическим временам. Древнейшее свидетельство тому обнаружено около ста лет назад в одной из пещер в окрестностях Валенсии (Испания). Вооружившись осколком, первобытный художник-летописец высек на каменных сводах своего собрата, протянувшего руку к некоему предмету, будто собранному из сот, над которым вьются мелкие крылатые существа. Исследования показали, что рисунок сделан в каменном веке, а узнать в каменных "каракулях" изображение сот и пчел можно и неспециалисту. Дальнейшие же послания о меде уже не требуют дополнительной расшифровки.

    В дошедших до наших дней трудах древнегреческих ученых и мыслителей, в частности Галена и Авиценны, прямо говорится о пользе «эликсира жизни», вырабатываемого пчелами. Перешагнувший 90-летний порог прославленный математик Пифагор объяснял свое долголетие пристрастием к меду. Знаменитый врач Гиппократ не уставал просвещать современников насчет лечебных и профилактических свойств этого необычного продукта. До нас также дошли трактаты о медолечении, составленные медиками Древней Индии и Древнего Египта.

    Фото: Wikipedia.org

    Изобиловали пчелами и древнерусские леса и луга. Летописи сохранили до наших дней место и ценность меда в жизни наших предков. В ряде городов Древней Руси мед и хлеб служили заменителями денег. Первые государственные указы о бортевом пчеловодстве датируются 1016 г., и это неудивительно: уже в те времена мед использовался не только для «внутреннего потребления», но и направлялся на экспорт. В частности, обязательства о поставках определенного количества воска и меда были включены в торговые договоры начала Х века между древнерусскими князьями с одной стороны и греческими императорами с другой. Языческие «пчелиные праздники» (один открывал пору медосбора 30 апреля по новому календарному стилю, второй знаменовал ее кульминацию 14 августа, а третий закрывал ее 10 октября, когда ульи с пчелами убирали на зимовку) не были отменены и с принятием христианства. У российских пчеловодов есть свои православные покровители – святые Зосима и Савватий.

    Кстати, сами термины «пчеловод» и «пасечник» появились уже во втором тысячелетии вместе с искусственным разведением пчел. До этого речь шла исключительно о сборе готового меда, что и называлось «бортничеством»: обнаружив дерево с дуплом, заселенным пчелами (по-древнерусски «бортъ»), бортники выгоняли из него пчел, а соты с медом уносили с собой, обрекая трудяг-насекомых на голодную смерть холодной зимой. С XIII века «пиратская» практика постепенно сходит на нет – бортники начали мастерить собственные ульи на специально расчищенных от леса ⁠участках, которые с XIV века стали называться пасеками. Затем пасечники объединялись в профессиональные цеха и платили в государственную казну налоги тем же медом. Государство, в свою очередь, принимало законы об охране пчеловодства. Конец медовому буму положило правление Петра I, когда леса активно вырубались под строительство, а место меда во внешнем товарообороте России вытеснили другие товары.

    Фото: Danny Chapman/flickr.com

    Тайны медовых вотчин

    По данным Росстата, в минувшем году наша страна произвела 75 тыс. тонн меда. Это хороший итог даже по сравнению с советскими временами: в «дореформенном» 1991 г. в России произвели всего 42 тыс. тонн этого продукта. Таким образом наша страна догоняет крупнейшие медовые державы – США, Аргентину, Индию и Турцию (80–110 тыс. тонн). Первым же в списке «передовиков» с большим отрывом стоит Китай – около 350 тыс. тонн.

    При этом на экспорт в 2016 г. Россия поставила около 3,6 тыс. тонн. Это тоже неплохой результат, особенно с учетом не самой благоприятной конъюнктуры: цены на мед на мировом рынке, как, впрочем, и на многие другие «стратегические» товары, включая нефть, газ и металлы, падают несколько лет подряд. Однако некоторые эксперты преисполнены оптимизма: Россия может поставлять за рубеж до 10 тыс. тонн мёда, если правильно выстроит экспортную стратегию: в частности, сделает упор на экологическую чистоту. Именно так поступил мировой медовый экспортёр №1 – Новая Зеландия.


    Новая Зеландия разработала особый знак качества, подтверждающий антибактериальные свойства ее меда, и с успехом продает его по цене в несколько раз выше средней по рынку – причем рынку весьма капризному, как уже упомянуто выше.


    Шансы преуспеть, позиционируя свой мед как элитный, у России есть, благо, экологическая чистота наших главных медоносных регионов – Башкирии, Алтая, Приморского края в мире хорошо известна. По оценкам специалистов, в Башкирии произрастает более 350 растений-медоносов, из которых производятся горный, луговой, липовый, акациевый, донниковый. Самым экзотическим из них является мед «Белая роза» из нектара дикого шиповника.

    Алтайский мед тоже ценится благодаря разнотравью. Есть здесь и довольно редкие, так называемые монофлерные (то есть собранные с одного и того же растения) сорта – чабрецовый, фацелиевый и эспарцетовый.

    В Приморском же крае, по заверениям местных пчеловодов, выведена особая порода пчел – дальневосточная, «работающая» не на лугах, а в лесу, и больше половины меда собирается ею с различных видов лип. При благоприятных погодных условиях гектар цветущей липы в среднем дает тонну нектара, и одна пчелиная семья за сутки сможет наготовить около 16 кг меда. За один «рейс» пчела приносит в улей 30-40 мг нектара. В день она делает 10-12 вылетов, дальность каждого из которых составляет несколько километров. Производительность этой работы подсчитайте сами!

    Несладкая пчелиная судьба

    К сожалению, число маленьких трудяг в мире с каждым годом уменьшается. Виной тому прогресс и хищническое человеческое желание заработать на чем только можно. Одна из основных причин гибели пчел – голод, как ни странно это на первый взгляд. Практически по всему земному шару происходит одно и то же: крупные промышленные корпорации вырубают нектароносные деревья, а агрохолдинги и мелкие фермеры и методично уничтожают полевые растения, мешающие расти монокультурам. В результате пищи для пчел остается все меньше. Генно-модифицированные растения, пестициды, которыми, по новым сельхозтехнологиям, обрабатываются не только посевы, но и семена сельскохозкультур, токсичные вещества, попавшие в почву, также делают свое черное дело и сказываются на здоровье пчел – значительная их часть умирает если не от голода, то от отравления. Пчеловоды мира бьют тревогу: пчелиная смертность, еще 10 лет назад в среднем не превышавшая 5% в США, Аргентине и ряде стран Европы, теперь подскочила до 30-45%.

    Фото: Pixabay

    Мало того, в России мёд, который продается в магазинах и на рынках в среднем по 600 руб. за кг, непосредственно у пасечников скупается по смехотворным 40 руб. за кг. Алчность многочисленных посредников лишает нелегкий промысел всякого финансового смысла. Напрямую же пробиться к прилавку чаще всего невозможно...

    Еще одна проблема – засилье фальсификата. По данным международных организаций, таковым является 40-60% производимого в мире меда. Борьба с ним пока не дает ощутимых результатов, даже несмотря на то, что развитые страны одна за другой ужесточают «медовые» стандарты.

    Если еще недавно главными «индикаторами» качества меда служили цвет, вкус, содержание воды, соотношение глюкозы и фруктозы и т. д., то сегодня лаборатории сосредоточены на выявлении в продукте остаточных количеств пестицидов, ветеринарных препаратов (антибиотиков), радионуклидов, пыльцы генно-модифицированных растений и других токсичных веществ.


    Кроме прямой угрозы для здоровья потребителей, фальсификат наносит и другой вред: более дешевый по себестоимости, он сбивает цены на качественный натуральный мед, делая добросовестных производителей неконкурентоспособными.


    Правильный выбор

    Разговоры о фальсификате порождают обоснованную тревогу: как же выбрать «правильный» мед? В идеале – покупать только тот, контроль которого подтвержден документально. Или, как минимум, руководствоваться несколькими главными признаками.

     Прозрачность, независимо от цвета. Крахмал и прочие примеси выдают свое присутствие мутноватым осадком. Неестественно белый цвет меда свидетельствует о том, что «находчивый» пчеловод подкармливал пчел сахаром.

     Сильный цветочный или терпкий (как, например, у гречишного меда) аромат без примесей дыма или кислоты, которая свидетельствует о начавшемся брожении. «Сахарный» мед практически не пахнет.

     Приятный вкус без карамели или уже упомянутой кислоты. При дегустации нельзя, правда, забывать, что отдельные сорта, например ивовый или каштановый, отличаются горьковатым привкусом, а вересковый или тот же гречишный – терпким.

     Зрелость, выдержанность меда определяется вязкостью. Если в зрелый мед окунуть и затем вынуть палочку, за ней потянется непрерывная медовая нить. Недозревший мед даст знать о себе единичными каплями.

    Хранить мед следует в деревянной, глиняной, керамической, стеклянной или фарфоровой посуде – но ни в коем случае не в металлической.