Организаторы Площадки Медиа

Особняк Демидовых: дом для красивой невесты, баптистов и итальянских послов

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Особняк Демидовых: дом для красивой невесты, баптистов и итальянских послов
31 июля 2017 года

    Спецпроект. Наши площадки

    Вот уже почти два века особняк Демидовых остаётся одним из главных украшений питерской Большой Морской улицы, некогда чуть ли самой светской улицы Петербурга. А построил его граф и предприниматель Павел Демидов, чтобы щегольнуть перед красавицей...

    Дом для самой красивой невесты Петербурга

    Предыстория, скажем так, самого здания началась в 1740-х годах, когда на участке, где сейчас находится особняк Демидовых, появился каменный дом, владельцем которого стал купец Михаил Панков. В течение почти сотни лет особняк переходил от хозяина к хозяину. Владельцами в своё время были вдова статского советника Петрищева, ювелир Гебельт, баронесса Вельо, жена банкира Северина, в качестве арендатора - барон Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюссон (учитель музыки в Царскосельском лицее), прокурор Кейсаров, жена генерала Эссена.

    Большая Морская улица, 1913 год. Фото: pastvu.com
    Аврора Шернваль 
    Источник: farm3.staticflickr.com

    И наконец в 1836 году дом продали статскому советнику, владельцу уральских чугуноплавильных заводов Павлу Демидову за 240 тысяч рублей. Демидов готовился к свадьбе с одной из самых красивых дам Петербурга –фрейлиной Авророй Шернваль – и, вероятно, потому купил и соседний дом № 45 на Большой Морской. Кстати, знакомые предостерегали его от сомнительного брака – фрейлина уже дважды собиралась замуж, и дважды до бракосочетания женихи светской львицы гибли.

    Перестройкой дома занимался архитектор Огюст Монферран: «Постройка сия имеет быть оконченной в нынешнее лето и послужит новым украшением города». Говорят, архитектор в то время был очень занят сооружением Исаакиевского собора и взялся за демидовский проект только по дружбе. Особняк должен был получиться солидным, прочным и нарядным, чтобы было понятно, насколько богат его хозяин.

    Как малахит сделал особняку славу...

    В центре главного фасада были построены ворота, ниши с фонтанами и балкон, по периметру которого стояли атланты и кариатиды. А выше разместили фигуры с гербом Демидовых, их автором стал Теодор-Жозеф-Наполеон Жак. Но, пожалуй, самым известным интерьерным решением стал Малахитовый зал. Это был первый случай, когда малахит использовали для облицовки помещения.

    Журнал «Столица и Усадьба» за 1914 год:

    «Этот зал является образцом вкуса и роскоши в чистейшем стиле Людовика XV. Колонны, поддерживающие плафон и такие же вдоль стен, сделаны из целых кусков малахита и представляют собою очень большую ценность. Камин также малахитный. В этом зале стоит трон. Трон короля всегда повёрнут спинкой к внутренности зала до приезда Короля: это, между прочим, установившийся обычай во всех посольствах».

    Вообще в отделке дома было очень много камня, ведь хозяин – уральский промышленник, а ещё здесь ужились три стиля: классицизм, ренессанс, рококо. Над интерьерами работали архитектор Боссе и художник Вигги.

    Малахитовый зал. Фото: amsmolich.livejournal.com

    Демидов не долго наслаждался домом, в который вложил немало средств и времени. В 1840 году он умер. Особняком стала заправлять его вдова, которая через несколько лет снова вышла замуж – за сына знаменитого историка и писателя Карамзина – Андрея Николаевича. Но затем дом перешёл Павлу Павловичу Демидову – сыну Шернваль и Павла Демидова. Правда, сам он не рвался здесь жить. В 1864 году он на девять лет сдал особняк в аренду итальянскому посольству, а затем и вовсе продал его княгине Наталье Ливен, внучке военного губернатора Санкт-Петербурга, который был причастен к убийству Павла I. При ней особняк пережил своего рода модернизацию: были уничтожены печи, появились водяное отопление, водопровод, газовое снабжение. Кроме этого, Ливен превратила особняк в молельный дом для баптистов, затем бросила его и уехала жить в Лифляндию. Надо сказать, что идея превратить особняк в пристанище евангелистов, нравилась далеко не всем.

    Наталья Ливен.
    Фото: bogoiskatelstvo.ru

    Из воспоминаний Софьи Ливен (дочь Натальи Ливен):

    «После отъезда Василия Александровича Пашкова собрания, происходившие в его доме, были перенесены к нам на Большую Морскую, 43. Вскоре после этого приехал к моей матери генерал-адъютант Государя с поручением передать ей, что Его Императорское Величество желает, чтобы собрания эти прекратились. Мать моя, всегда заботившаяся о спасении души ближнего, стала сначала говорить генералу о его душе и необходимости примириться с Богом и подарила ему Евангелие. Потом в ответ на его поручение сказала: «Спросите у Его Императорского Величества, кого мне больше слушаться: Бога или Государя?» На этот смелый вопрос не последовало никакого ответа. Собрания продолжались у нас как и раньше. Моей матери позже передали, будто Государь сказал: «Она вдова, оставьте её в покое». Несколько лет тому назад я слышала из верного источника о плане сослать и мою мать, и Елизавету Ивановну Черткову, но, видимо, Александр III, не разделяя взглядов евангельских верующих, как богобоязненный человек, не хотел делать вреда вдовам».

    Интересно, что во время всех этих богоугодных собраний и благотворительных базаров, которые Ливен устраивала у себя, некоторые посетители отламывали кусочки того самого уникального малахита.

    ...А итальянцы попытались увезти малахит на родину

    А в 1910 году особняк выкупил посол короля Италии. И тут вновь разместилось итальянское посольство, которое к тому же изменило герб Демидовых под итальянский королевский герб. После революции, в 1920-е, итальянцы вывезли из особняка малахитовое убранство, которое было так ценно для этого дома. Правда, до Италии груз не дошёл, затерявшись где-то по пути, который проходил через Крым.

    В 1944 году особняк передали институту «Гипростанок». А через 11 лет СССР начали переговоры с Италией о покупке здания. Итальянцы здание не продали, но в 1957 году заключили с советским правительством договор и передали ему особняк в пользование на 90 лет – до 31 декабря 2046 года.

    Посольство Италии в особняке, начало XX века. Фото: pastvu.com

    В 1995 году в особняке расположилась штаб-квартира Балтийского Банка, который арендовал здание у городской администрации. В 2015 году банк отказался от аренды особняка и переехал в более дешёвое помещение.

    Сейчас дом Демидовых считается одним из самых красивых особняков Санкт-Петербурга, фасад которого (по крайней мере) хорошо сохранился. В обычные дни широкой публике не попасть в особняк. Но иногда здесь проводят экскурсии или устраивают, пусть и не слишком часто, фотовыставки, выставки ювелирного или прикладного искусства, во время которых также можно ознакомиться с величайшим творением архитектора Монферрана. Например, с 3 по 6 августа в особняке пройдёт ювелирная выставка-продажа “Сокровища Петербурга”, где в интерьерах с историей можно будет купить что-то из ювелирки и даже поучаствовать в розыгрыше туристических поездок и украшений.