Организаторы Площадки Медиа

Загадки китайских вин

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Загадки китайских вин
04 августа 2017 года

    И для себя, и для людей

    Август — время винных выставок и конференций. Загадка сезона — Китай, который хочет быть не только рынком для продажи вина, но и его экспортером.

    Вина для Китая и китайские вина — загадка для многих виноделов. Неудивительно: до последних лет эта страна была terra incognita для вина. И вдруг за последние 5 лет этот рынок в Китае вырос на 30% и, по прогнозам, будет в ближайшие годы расти не менее чем на 5% в год. Китай вдруг оказался одним из главных мировых импортеров вина и пытается активно продавать свои вина за рубеж. Впрочем, эта страна уже не раз внезапно врывалась в ту или иную сферу мирового производства — и почти всегда успешно.

    Культурное винопитие

    Парадокс: Китай всегда производил вино, но при этом совершенно не имеет культуры его употребления. Дело в том, что древние и средневековые китайские вина традиционно делались из риса или сорго и шли в основном на продажу кочевникам Великой Степи. Сами же китайцы употребляли более крепкий напиток «байцзю» (в среднем 36-56 градусов) из тех же злаков.

    Ситуация изменилась только в начале нашего века. После «экономического чуда» в стране появился средний класс — люди, у которых есть деньги не только на еду и самое необходимое. При этом работа иностранных банков в КНР ограничена, покупка валюты и недвижимости тоже. Относительно богатые китайцы тратят деньги то на домашних питомцев (когда в Китае разрешили держать различные породы собак, щенков скупали по всему миру), то на дорогие напитки. Так, в 2012 году употребление вина выросло с практически нуля в 90-е годы до 1,2 л в год на человека! В Гонконге эта цифра составила 4 л: больше в этом региона пьют вино только в Сингапуре и Японии.

    Тяжкая доля экспортера

    Первыми экспортерами в Китай стали европейцы. Но пальму первенства довольно быстро перехватили Чили, США, Австралия и Аргентина. В Китае, как и во всем мире, самым популярным считается сухое красное вино, и названные страны уже начали производить больше этих напитков именно в расчете на новый рынок. Конечно, доставка из них быстрее, чем из Франции, а цена выгоднее. Плюс есть мнение, что вина этих стран обладают менее утонченным ароматом, чем французские и испанские, более вычурны и неглубоки, что, возможно, пока понятнее и приятнее неискушенному китайскому потребителю. Хотя, на наш взгляд, все-таки решающий фактор — экономическая целесообразность.

    Пробуют завозить в Китай свои вина и российские экспортеры. Так, в 2016 поставки сухих и полусухих вин начал известный крымский завод «Массандра». Прелесть ситуации в том, что в силу известных политических причин и антироссийских санкций европейцы, глядя на крымские вина, теперь могут только облизываться. А китайцы могут их закупать сколько хочешь.

    Алексей Маслов

    Тем не менее в попытках наладить продажи в Китае экспортеров поджидают определенные сложности. Да, китайские бизнесмены активно ведут переговоры и быстро принимают решения, если им нравится продукт. Но при этом их решение может существенно отличаться от предложенного изначально. Разница — в менталитете. Объясняет ее Алексей Маслов, российский востоковед, профессор, доктор исторических наук, директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов, заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ: « Когда китаец слушает твое деловое предложение, он, безусловно, его слушает, делает для себя вывод, а потом как бы откладывает его в сторону. Он не отвечает на твой вопрос, а всегда предлагает альтернативу. И сейчас у Китая для такой реакции есть достаточная мощь и авторитет. Мол, мы тебя послушали и готовы заплатить в пять раз больше, но уже за другой проект».

    При этом китайцы настойчивы и упорно продвигают свой подход, какие бы аргументы им ни приводили контрагенты. Именно поэтому о китайцах сложилось мнение как об «агрессивных бизнесменах», с чем российским виноделам приходится считаться.

    Стоит ли привозить китайские вина?

    Производство полноценного вина из винограда началось в Китае в 90-е годы. Основу для него заложили экономические реформы Дэн Сяопина в конце 70х - начале 80-х. Тогда появились местные винодельческие хозяйства и даже совместные предприятия с известными европейскими домами. Но полноценный толчок винной отрасли дало государство, когда в начале 90-х построило ирригационную систему и стало активно поддерживать виноделие.

    В 2005 году заработал первый и, конечно же, образцово-показательный винный завод Helan Qingxue. Государство не оставило его своей заботой, и в 2009 году экспертное сообщество назвало вино «Jia Bei Lan» производства Helan Qingxue сортовым красным вином Бордо. То есть китайское Бордо выиграло у французского! А в 2011 году завод Helan Qingxue победил в престижном международном соревновании Британского винного издания «Decanter». В общем, китайцам есть чем гордиться.

    Сейчас винных заводов и виноделен в Китае достаточно много, много и продукции. Кстати, интересно, что китайские частные и государственные агропромышленные компании при поддержке правительства планомерно приобретают винодельческие хозяйства в Европе и Америке. Приобретают для того, чтобы ввозить их продукцию в Китай — спрос очень велик!

    Что касается собственно китайского вина, то оно тоже производится в основном для внутреннего рынка. И, если отвлечься от образцово-показательного Helan Qingxue, в среднем китайское вино, увы, довольно низкого качества. Его производители вкладываются в упаковку — совершенно ординарные напитки вложены в роскошные с золотым тиснением коробки как марочные коньяки или виски. Премиальный внешний вид — слабость китайских покупателей, и производители это учитывают, поэтому упаковка не гарантирует высокий уровень содержимого.

    Тяжкая доля импортера

    Как известно, в мире существует определенная классификация вин. Формально в каждой стране она своя, однако первую придумали французы, а остальные классификации довольно близки к ней. Одна категория соответствует одному типу вина. В категорию вина включают требования к сорту винограда: месту, где его выращивают; вкусовые требования и т.п.

    У китайских производителей классификации вин нет. На этикетках могут писать все, что угодно. В итоге одна торговая марка может выпускать с виду широкий ассортимент, но сделан он весь из пары сортов винограда, произрастающих в одной местности. Китайцы считают, что это более привлекательно для покупателей — видеть разнообразие (опять пресловутый менталитет и напористость…). Доходит до того, что на этикетках вин ставят «звезды» как на коньяке — 3, 5, 7… Но что именно количество звезд означает, точно не знает даже производитель.

    В общем, разобраться, что именно вы покупаете, не зная китайского языка и при этом не разбираясь в категориях вин, оптовому покупателю сложно. При этом китайское вино ничуть не дешевле европейского! Плюс уже не раз упомянутое желание китайцев продавать на своих условиях. Неудивительно, что импорт китайских вин в Россию и другие страны не так велик, как хотелось бы китайскому правительству. Возможно, на своих деловых конференциях китайские виноделы, наконец, поработают над этой и другими деталями, осложняющими закупки китайских вин.