Организаторы Площадки Медиа

Эрмитаж: приют миллионов отшельников

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Эрмитаж: приют миллионов отшельников
07 августа 2017 года

    Спецпроект. Наши площадки

    Эрмитаж входит в число самых посещаемых художественных музеев мира. По итогам 2016 года, в нём побывали более 4 миллионов человек. Это один из самых значительных, с культурной и исторической точек зрения, музей России. Когда-то сюда попадали лишь избранные, даже Пушкина не сразу пустили, а потом в подвалах музея обустраивали бомбоубежища и за копейки распродавали и раздаривали коллекции “друзьям" советской власти.

    Фото: sputnik8.com

    Эрмитажи для уединённых экскурсий

    История Эрмитажа началась в 1764 году, когда Екатерина II купила коллекцию из 225 картин у берлинского купца Гоцковского. Сначала их разместили в Зимнем дворце. Но императрица вошла во вкус — продолжила покупать картины, скульптуры, монеты.

    Висячий сад, Малый Эрмитаж. Фото: hermitagemuseum.org

    Всё это богатство нужно было где-то размещать. И по велению императрицы возле Зимнего дворца возвели пристройку — место для уединённого отдыха с парадной, гостиными и оранжереей.Так появился Малый Эрмитаж, в продольных галереях которого разместили работы из той самой приобретённой коллекции. В переводе с французского, эрмитаж — это место уединения, приют отшельника. Собственно, во Франции эрмитажами называли маленькие павильоны при дворцах. И екатерининский Эрмитаж был задуман как место, где императрица и её приближённые смогут в уединении насладиться искусством.

    Но задумка переросла себя. Императорская коллекция пополнялась год от года. Например, только в 1769 году были куплены 600 картин саксонского министра Брюля. Одного Малого Эрмитажа для всего этого великолепия было уже недостаточно. И по заказу Екатерины II рядом с Малым Эрмитажем возвели Большой Эрмитаж — трёхэтажное строение, созданное архитектором Фельетоном в стиле классицизма.

    Во время правления Екатерины II коллекция Эрмитажа пополнилась творениями Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Микеланджело и других мастеров. За границей даже работали специальные агенты, которые скупали произведения искусства для Эрмитажа.

    Большой Эрмитаж, зал испанской живописи, конец XIX века.
    Фото: pastvu.com
    Эрмитажный кот. Фото: жизнь-спб.рф

    Говоря об истории Эрмитажа в период Екатерины II, непростительно промолчать о знаменитых эрмитажных котах. Считается, что на территорию Зимнего дворца кошек привезли для того, чтобы они предотвращали размножение крыс. Потом появился Эрмитаж, и хотя его создательница Екатерина не очень любила кошек, она решила их оставить в качестве охранников картинных галерей. Кошки жили в Эрмитаже после революций, при советской власти, особенно пригодились после войны, когда пришлось усиленно бороться с расплодившимися грызунами. Коты обитают в Эрмитаже и по сей день. Правда, в музейные залы им нельзя входить. А в 2016 годы издание “Telegraph” внесло эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые нужно увидеть.

    Как Эрмитаж стал публичным

    Во время правления Александра I собрание Эрмитажа пополнили работы итальянской, фламандской и голландской школ. В эпоху Николая I, который заботился о своём имидже, как бы сейчас выразились, и который увлекался военным делом, в 1826 году была создана Военная галерея 1812 года. Состояла она из портретов генералов, фельдмаршалов, князей, императоров — всех, кто отличился в период войны.

    Кстати, именно Николай I превратил Эрмитаж в публичный музей. До этого у простого человека не было никакого шанса попасть туда. Даже Александра Сергеевича Пушкина пустили в Эрмитаж только по рекомендации Жуковского, который был наставником императорского сына.

    Военная галерея 1812 года. Фото: pastvu.com
    Новый Эрмитаж, 1970-е годы. Фото: pastvu.com

    Так вот, в 1852 году состоялось открытие Императорского музея Нового Эрмитажа. Здание Нового Эрмитажа было открыто для посетителей. Но опять же открытость получилась относительной: надо было получить билет в дворцовой конторе, что не каждому оказалось доступным. К тому же для посетителей ввели дресс-код: мундир или фрак.

    Новый Эрмитаж, отличавшийся большой роскошью, был первым зданием в России, специально созданным для художественного музея. На первом этаже разместилась коллекция древностей, на втором — картинная галерея. Через тридцать лет посещаемость Эрмитажа достигла 50 тысяч человек в год.

    Вторая половина XIX века запомнилась созданием Павильонного зала (один из самых эффектных интерьеров Эрмитажа), парадных интерьеров Большого Эрмитажа, приобретением картин Рафаэля и Леонардо да Винчи, передачей Царскосельского Арсенала (коллекция доспехов и оружия) в Эрмитаж и пополнением музея произведениями русских живописцев.

    XX век: распродажа, эвакуация и долгое восстановление

    Удивительным образом Эрмитаж не сильно пострадал во время революционных событий. Сотрудники Эрмитажа не стали сопротивляться и заявили о принятии новой власти и о продолжении работы музея. Но от посетителей временно отказались.

    Павильонный зал, 1959 год. Фото: pastvu.com
    Эвакуация коллекции Эрмитажа, 1917 год. Фото: pastvu.com

    Однако в сентябре 1917 года Временное правительство объявило о национализации дворцов и создало комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца, часть коллекции эвакуировали в Москву. А после октябрьской революции Эрмитаж, собственно, как и Зимний дворец, стали государственными музеями. Вернулись ценности, эвакуированные в Москву, вернулись и посетители, вход в течение пяти лет после революции был бесплатным. 

    Для Эрмитажа 1920-1930 годы выдались противоречивыми. С одной стороны, происходила национализация частных коллекций. Так в музей попали коллекции византийских монет, икон, древних документов, Кушелевская галерея с полотнами Руссо, Декана, Делакруа.

    С другой стороны, в это время роль Петербурга, который традиционно считался императорской столицей,  хотели уменьшить в пользу новой столицы — Москвы. И этой новой столице тоже нужен был свой большой музей с большой коллекцией произведений искусства. Таким местом стал нынешний Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В итоге в Москву из Эрмитажа передали около 500 картин.

    Ударом для Эрмитажа в это время стало буквальное разбазаривание ценностей музея. Огромное количество картин вывезли на европейские аукционы, а советская власть раздаривала коллекции музея иностранным политическим партнёрам или бизнесменам, с которыми им нужно было поддерживать отношения.

    Очередное испытание для музея подготовила Великая Отечественная. Как только началась война, из Эрмитажа эвакуировали около миллиона произведений искусства на Урал. Сотрудники музея берегли экспонаты, и ни один из них не пропал за всё время эвакуации.

    Опустевшие залы Эрмитажа во время эвакуации, 1941 год.
    Фото: pastvu.com
    Возвращение произведений искусства из эвакуации в Эрмитаж, 1945 год.
    Фото: foto-history.livejournal.com

    Но часть коллекций вывезти из Ленинграда не удалось — началась блокада. В Эрмитаже находились подразделения гражданской обороны, а в музейных подвалах — 12 бомбоубежищ. Но музей всё же сильно пострадал от бомбёжек. По окончании войны какие-то залы удалось восстановить в течение нескольких месяцев, а какие-то, пострадавшие от артиллерийских снарядом и бомб, пришлось приводить в порядок несколько лет. Приятным поствоенным подарком стала передача в Эрмитажу более 300 картин Музея нового западноевропейского искусства. Среди этих картин были работы Моне, Гогена, Сезанна, Пикассо, Матисса и других художников.

    Эрмитаж бьёт рекорды

    В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самой большой картинной галереи в мире.

    После распада СССР Эрмитаж направил усилия на пополнение своих собраний произведениями XX века. Этому, в какой-то степени, помог международный Клуб Друзей Эрмитажа, основанный в 1996 году для поддержки проектов по реставрации и программ по приобретению новых экспонатов. А в 2006 году запустили проект “Эрмитаж 20/21”, целью которого было привлекать внимание к современному искусству.


    Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, надо пройти более 20 км. А если возле каждого экспоната задерживаться хотя бы на минуту, потребуется 11 лет.


    Сейчас коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства: живопись, скульптуры, археологические находки, графику и т.д. В Эрмитаже проходят выставки, культурные форумы, научные конференции, мастер-классы. В музей выстраиваются огромные очереди (особенно в первый четверг месяца, когда вход бесплатный).

    Но одного Петербурга для Эрмитажа оказалось мало, и представительства музея стали открываться в других городах и странах. Например, Центры Государственного Эрмитажа уже есть в Казани, Выборге, Амстердаме, есть филиалы в Лондоне, Венеции.

    Очередь в Эрмитаж, 2016 год. Фото: blog.fontanka.ru