Когда-то дом №16 на Пречистенке считался самым приятным домом в Москве. Здесь давали балы, сюда заезжали Александр I, Николай Гоголь, а Сергей Есенин читал в этом доме стихи. В нашем спецпроекте, посвящённом истории площадок, рассказываем о Центральном Доме учёных РАН.
Когда-то дом №16 на Пречистенке считался самым приятным домом в Москве. Здесь давали балы, сюда заезжали Александр I, Николай Гоголь, Сергей Есенин читал в этом доме стихи. Речь идет о Центральном Доме учёных РАН.
История здания началась в блестящем XVIII веке. До 1815 года дом принадлежал московскому военному губернатору Ивану Архарову. Это была улица дворянской интеллектуальной элиты. Пречистенку даже сравнивают с французским Сен-Жермен — предместьем Парижа, пристанищем литераторов, художников, музыкантов.
“Архаров зажил в Москве большим барином. Дом его на Пречистенке был открыт для всех знакомых и утром, и вечером. Каждый день у них обедало не менее сорока человек, а по воскресеньям давались балы, на которые собиралось всё лучшее московское общество; на обширном дворе, как ни был он велик, иногда не умещались экипажи съезжавшихся гостей. Широкое гостеприимство скоро сделало дом Архаровых одним из самых приятных в Москве”, — писал об Иване Архарове историк и журналист Сергей Шубинский.
Во многом, гостеприимством дом был обязан жене Ивана Архарова — Екатерине Александровне. Она была в милости у Александра I, и император заезжал её проведать.
Несчастье на Пречистенку принёс знаменитый пожар 1812 года. Выгорело почти всё: дома Всеволожских, Лопухина, Архаровых...
В 1818 году дом, вернее то, что от него осталось, купил князь Иван Нарышкин. При Нарышкиных в доме бывал и Александр Пушкин. Иван Нарышкин приходился дядей Наталье Гончаровой и был посажёным отцом на её свадьбе. А позднее, когда дом уже принадлежал родственникам Нарышкиных Мусиным-Пушкиным, сюда заезжал Николай Гоголь. Он тогда работал над вторым томом “Мёртвых душ” и интересовался декабристами. На Пречистенку он приехал, чтобы пообщаться с племянником Нарышкина Михаилом, который участвовал в восстании декабристов, отбыл каторгу и нелегально заезжал к родственникам в дом на Пречистенке.
Затем особняк перешёл в руки княгини Гагариной, после — к Трубецким. А в 1865 году — к текстильному промышленнику Ивану Коншину, при котором дом был перестроен. После его смерти владелицей стала его вдова — Александра Коншина, которая, по рассказам современников, жила в окружении кошек, а домом управлял её знакомый старообрядец.
В начале XX века она решила радикально перестроить дом, хотя состояние его было вполне удовлетворительным. По одной из версий, ремонт был затеян из-за трещины в стене дома, которую заметил семейный адвокат Коншиных и посчитал её опасной. Этого якобы хватило для того, чтобы принять решение о кардинальном обновлении.
Перестройкой занялся архитектор Анатолий Гунст. Его проект в стиле неоклассицизма получился роскошным и, пожалуй, современным. Это была одна из самых шикарных построек в Москве в начале XX века.
“Строгие искусствоведы видели в новой постройке все-таки «купецкую» архитектуру. «Классическая основа здания отчетливо проступает сквозь декорацию стиля модерн, с помощью которой архитектор приспосабливает дворянский особняк ко вкусам новых хозяев – купцов-миллионеров» – критиковал строение один из них. Однако же на вкус людей, не получавших специального искусствоведческого образования, дом Коншиной был очень даже великолепен”, — отмечает профессор Виктор Шкаровский в книге “Мой родной Дом Учёных”.
В итоге получилось двухэтажное здание с 15 комнатами, канализацией, водопроводом и невероятным Зимним садом, для которого мрамор и стекло везли из Италии, бронзовые украшения и скульптуры — из Парижа, а сантехнику для ванной — из Англии.
После смерти Коншиной домом недолго владели её родственники, которые в 1916 году продали его банкиру и статскому советнику Алексею Путилову. Но ему удалось пожить в доме совсем недолго. После октябрьской революции усадьбу на Пречистенке, как и всё многочисленное имущество богатого Путилова, конфисковали.
После некоторой передышки дом обрёл новых хозяев нового типа. В 1922 году его передали Академии наук, открыли здесь Центральный Дом учёных, и с первых же дней бывший особняк стал центром научной общественности Москвы. Постепенно исчезла былая роскошь. Часть мебели и другого убранства особняка "новые хозяева" и случайные прохожие попросту разворовали.
К 1926 году в Доме учёных работало 28 научных сообществ. Он быстро обрастал научными секциями: индустриально-технической, сельскохозяйственной, исторической, географической. И в настоящее время в Доме учёных действуют более 20 научных секций.
На самом деле, это был не только Дом учёных, но и дом культуры. Здесь музицировали академики, работал кружок гимнастики для людей разных возрастов, устраивались киносеансы. Причём тут показывали фильмы итальянских, французских режиссёров, которые не всегда крутили в обычных кинотеатрах. На литературных вечерах здесь выступали Есенин, Маяковский, Эренбург. Мейерхольд в стенах этого дома размышлял о соцреализме. Библиотека Дома учёных к 1926 году насчитывала 5000 книг и журналов.
Интересно, что и к досугу научных деятелей подходили очень серьезно и на широкую ногу: например, в 1929 для бильярдного кружка закупили роскошные столы и шары, некоторые из которых были выточены из бивней мамонта!
В 1932 году у здания появилась пристройка в стиле конструктивизма. Над ней поработали братья Веснины. Пристройку приспособили под зал для торжеств. Правда, по мнению некоторых экспертов, она лишь изуродовала облик дома.
Время шло, и "самый приятный дом в Москве" ветшал. В 1990 году подняли вопрос о закрытии Дома учёных на капитальный ремонт. В итоге особняк отреставрировали и пристроили к нему Большой зал, гардероб и фойе.
Сейчас Центральный Дом учёных — это по-прежнему множество научных секций и кружков. Здесь также работают симфонический оркестр, вокальная студия, киностудия, изостудия. Здесь проходят концерты, спектакли, праздники в честь каких-то научных открытий, фестивали и симпозиумы. Несколько лет назад восстановили разрушенную ещё в XX веке беседку в Летнем саду, сделали ремонт в нескольких залах. И, по словам сотрудников Дома учёных, в особняке по-прежнему сохраняется самое главное — интеллигентный дух старой Москвы.
читайте в спецпроекте "Наши площадки":