Организаторы Площадки Медиа

Когда наступит эпоха электромобилей

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Когда наступит эпоха электромобилей
17 августа 2017 года

    Вперед за чистым воздухом!

    Электромобиль олицетворяет безусловный прогресс – прежде всего, потому что не загрязняет атмосферу выхлопами и не наносит урона окружающей среде. Сегодня любой автопроизводитель мирового уровня считает своим долгом выпустить со своего конвейера железного коня на электрическом или гибридном приводах. Как скоро ждать массовой электромобилизации?

    Хорошо забытое старое…

    Многие полагают, что электромобиль, эта машина будущего, закономерно эволюционировал из нынешнего автомобиля – и, представьте себе, ошибаются. Документально зафиксировано: первый двигатель внутреннего сгорания, пригодный для использования, французский изобретатель Этьен Ленуар разработал в 1860 году, на 19 лет позже электрического двигателя, впервые установленного на тележку в 1841 г. А первое упоминание об электромоторе, которым оснастили автомобиль, вообще восходит к 1828 г.

    Мероприятия по теме
    17-19 августа, Пекин, The 12th China (Anhui) International Electric Vehicle and New Energy Vehicle Exhibition 2017
    23-25 августа, Шанхай, 
    China International Electric Vehicle Supply Equipment Fair
    21-23 сентября, Шанхай, 
    China International Auto Products Expo (CIAPE) 2017

    Пик электроэкспериментов в автомобильной сфере приходится на конец XIX века. В частности, в 1888 году в США был презентован на суд публики трехколесный автомобиль, работавший на свинцово-кислотных аккумуляторах производства Electrical Accumulator Company. В том же 1888 г. первый электромобиль появляется в Германии; год спустя – в России (автор разработки – инженер Ипполит Романов, о котором речь пойдет ниже). «Американец» разгонялся до 8 миль в час; через 10 лет французский Jentaud, заряженный щелочными батареями, развил скорость более 62 км/час; через несколько месяцев после него автомобиль La Jamais Contente поставил новый рекорд – 105 км/ч. С 1907 года электромобили со свинцово-кислотными и железо-никелевыми аккумуляторами начали производить в американском Детройте под маркой Detroit Electric. И пошло, как говорится, и поехало – все быстрее и дальше.

    В начале ХХ века электромобили составляли достойную конкуренцию дизельным и бензиновым – в основном благодаря одобрению у прекрасного пола. Эмансипированные жительницы Европы и Америки ценили электромобили за легкость управления. Напомним, что автосредства с двигателем внутреннего сгорания заводились тогда с помощью довольно-таки увесистой ручки, которую каждый раз приходилось с усилием вертеть, выходя из машины. Этот «фитнес» нравился далеко не каждой водительнице. Однако уже с 1912 г., когда был разработан и внедрен в производство электрический стартер, электромобиль лишился одного из существенных своих преимуществ (самым главным все-таки была и остается экологичность). Кроме того, он проигрывал традиционным авто в относительной сложности зарядки по сравнению с заправкой и в расстоянии, которое можно было проехать на одном заряде. Эти недостатки плюс постоянно дешевеющее топливо – бензин и дизель – делают свое «черное» дело – популярность электромобиля быстро идет на убыль. С 30-ых годов серийное производство электромобилей сходит на нет. Новый всплеск интереса к этому виду транспорта вновь случился лишь в 70-е годы, но это, как говорится, уже совсем другая история…

    Semper Vivus, 1900. 
    Фото: Wikipedia.org

    Главный соперник – нефть

    Второй электромобильный бум (впрочем, если судить по доле рынка он пока куда скромнее первого) связан с тем, что жители крупных городов всерьез задумались о загрязнении окружающей среды автомобильными выхлопами. По мере роста автопарка проблема эта, как известно, только нарастает. Как доказали ученые, фотохимический смог, образующийся из «адской смеси» диоксида азота, углеводородов и кислорода, которые миллионами тонн ежегодно исторгаются из выхлопных труб, многократно увеличивает риск инфарктов¸ возникновения бронхиальной астмы, легочных, нервных и других заболеваний. Под воздействием смога не только страдают люди, животные, деревья, но и гораздо быстрее выходят из строя вещи: покрываются ржавчиной металлы, разрушаются краски, ткани, резина и даже «неприхотливые» полимеры.


    Медики считают, что, до 85% заболеваний современных горожан имеют «автомобильную» природу.


    Казалось бы, ознакомившись хотя бы с двумя-тремя полноценными отчетами об экологическом состоянии своего города, его жители должны зажмурится от страха и побежать массово скупать электромобили. Но в жизни, разумеется, далеко не все так просто. Да, все больше государств с конца XX века ужесточают национальные законодательства, предписывая автовладельцам пересаживаться на более «чистые» автомобили, принимают экологические стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах (Евро-5, Евро-6 и т. д.), однако процесс идет крайне медленно. В чем же дело?

    Здесь уместно вернуться к вышеупомянутому инженеру Ипполиту Романову. «Доведя до ума» свой электромобиль, изобретатель обратился к властям Санкт-Петербурга за разрешением открыть в городе десять маршрутов для восьмидесяти омнибусов – и получил отказ. Чиновники прекрасно понимали удобство нового вида транспорта и тех выгод, которое оно сулит городу, – но столкнулись с ожесточенным сопротивлением могущественного на тот момент «извозчичьего» лобби. Владельцы конки сразу раскусили, что внедрение романовского детища положит конец их сверхприбыльному бизнесу. В итоге проект был положен под сукно и забыт.

    Электромнибус Романова в Гатчине.
    Фото: Wikipedia.org

    Со временем конка, как мы знаем, все равно отошла в историю, но вместо извозчичьего у электромобиля появился гораздо более грозный соперник – нефтяное лобби. Соревнование популярности двух двигателей напоминает качели. Первый пик спроса на электромобили в 1910-е гг. не в последнюю очередь связан с резким взлетом цен на бензин во время Первой мировой войны. Второй – с нефтяным кризисом 1973 г., в результате которого стоимости барреля нефти постепенно увеличилась почти в 3 раза. В 1985 г. Саудовская Аравия уронила мировые нефтяные цены ростом добычи «черного золота» – электромобили снова впали в немилость...

    Пока стоимость литий-ионных аккумуляторных батарей для электромобилей остается высокой, нефтяные компании могут почивать на лаврах. Но, предупреждают эксперты, ситуация может измениться уже в ближайшем будущем.

    Крупные автоконцерны не остаются равнодушными к этим прогнозам. В 1996 г. автогигант General Motors открыл «третью электромобильную эпоху» выпуском модели под названием EV1. Вскоре его примеру последовали Ford, Honda, Toyota, Mitsubishi, Peugeot Electrique, Volkswagen, Renault-Nissan (чей пятидверный хэтчбек на электротяге Nissan Leaf получил в 2010 г. звание Европейского автомобиля года, а в 2011-м – Всемирного автомобиля года). Королем же продаж по итогам 2016 г. стал лифтбэк Tesla Model S (продано 49 253 автомобиля, 60% этого объема приходятся на США). По сообщениям экспертов, большинство ведущих автопроизводителей заявили о намерении в ближайшие 10 лет довести долю электроавто в своей продуктовой линейке до 25%. Самым смелым даже на этом фоне выглядит Volvo AB, чье руководство намерено к 2019 г. оснащать электродвигателями все свои автомобили.

    Здоровье дороже

    Решающее слово в электромобильном вопросе, похоже, будет принадлежать Китаю, где в эти дни проходит выставка The 12th China (Anhui) International Electric Vehicle and New Energy Vehicle Exhibition 2017 (организатор – ExpoPromoter), на которой представлены все выпускаемые сегодня в мире виды электромобилей и их гибридов.

    Китайская промышленная революция последних 20 лет, которая вывела страну в лидеры мировых экспортеров, сопровождалась взрывным ростом заводов по производству всего чего только можно и, соответственно, городов. Ее печальным урбанистическим последствиям – автомобильным пробкам и смогу правительство объявило решительную борьбу. Одним из козырей этой борьбы должна стать массовая пересадка водителей на электромобили, производить которые тоже решено в Китае.


    К 2020 г. в Китае доля электроавто в объемах продаж новых автомобилей внутри страны должна составить не менее 10%. Еще успешнее китайские производители электромобилей действуют на мировом авторынке: их доля достигла 45%.


    Одновременно в стране снижается спрос на бензин, сокращают мощности или вовсе закрываются нефтеперерабатывающие заводы. Аналогичные процессы идут и в также быстрорастущем соседе Китая – Индии. В США продажи электромобилей за последние годы выросли на 20%. Из европейских стран существенный прорыв совершила Норвегия, где доля электромобилей достигла 23% от общего объема продаж. Но едва ли не дальше всех пошли власти Великобритании – они намереваются вовсе запретить в стране продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями к 2040 г.

    Справедливости ради надо сказать, что «кнут» везде подкрепляется «пряником». Практически во всех странах «электромобилисты» пользуются такими льготами, как отмена ввозной пошлины при покупке (или частичный возврат средств), платы за стоянку для автовладельцев, различные налоговые льготы для производителей. В России, где электромобили производятся с 1935 г. (первая модель создана на базе ГАЗ-А), показатели электромобилизации пока скромные: в конце 2016 г. число электрокаров на дорогах не достигало и 1000 штук. Но планы амбициозные – 200 тыс. машин к 2020 г.

    Специалисты сходятся во мнении: продвинуть электромобиль в массы может только кардинальное снижение его цены – пока же он примерно в четыре раза дороже «традиционного». Самая дорогая деталь в нем – аккумулятор, стоимость которого в иных моделях доходит до 20 тыс. долларов. Однако практика обнадеживает: с 2010 г. цена непрерывно падает. Если так пойдет дальше, то, по прогнозам экспертов, к 2040 г. электромобили имеют шанс обогнать своих бензиновых и дизельных собратьев по объему продаж (попутно обрушив спрос на нефть на 8 млн баррелей в день), и их доля на дорогах мира составит 12% от общего числа единиц автотранспорта.


    Теоретически все, кто доживет до этого вожделенного срока, каждый год будут становиться на 12% здоровее.