Организаторы Площадки Медиа

Что и как производят на монастырских подворьях

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Что и как производят на монастырских подворьях
18 августа 2017 года

    Смиренный труд, усердие, экокачество

    Продукция монастырских подворий — обязательная составляющая православных выставок-ярмарок. Заглянем внутрь: как это все организовано и что там производится.

    Сельскохозяйственное подворье в монастыре — не просто традиция, а обязательное условие. Испокон веку православные монахи трудятся на земле, чтобы прокормить себя. И как бы ни менялась жизнь, это остается неизменным.

    В зоне рискованного земледелия

    Мероприятия по теме
    14-19 августа, Ярославль, "Медовый Спас"
    18-27 августа, Пермь, "Православная Русь"
    25-20 августа, Михайловка, "Православная выставка"
    5-10 сентября, Москва,
    "Хвали имя Господне"
    12-17 сентября, Самара, "Благословенная Самара"
    12-17 сентября, Новомосковск, "Православная выставка"

    Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, расположенный в Волоколамском районе Московской области, основан в 1479 году преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, выдающимся церковным и общественным деятелем. Монастырь был центром книжности, старцы монастыря прославлены в лике святых, а в 1572 году здесь явила себя чудом Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери. Сейчас обитель известна своим рукописным наследием, архитектурным ансамблем и Музеем Библии.

    Северо-Запад Подмосковья, где расположился Иосифо-Волоцкий монастырь, — зона рискованного земледелия. Здесь заметно холоднее, чем в Москве и на юге области, плюс само место болотистое. Поэтому растениеводство здесь довольно сложное. Тем не менее, оно есть. Прямо при входе можно увидеть так называемый малый огород, на котором в это сырое лето вольготно себя чувствуют кабачки, капуста и укроп. Недалеко от входа стоит корзина с плодами: сделал пожертвование на нужды монастыря — возьми себе кабачок, если тебе нужно. Не взамен, а просто так.

    Есть в монастыре и большой огород, несколько парников, сад с фруктовыми деревьями и ягодными кустами, а также пасека. Сад и ягодники пришла пора обновлять, высажены новые растения. Ничего особенного, все как у людей: где-то идеально обработанные гряды, где-то пора пропалывать. Так как мяса православные монахи не едят, скот на мясо в монастыре не держат, но есть небольшая молочная ферма. Постепенно осваивают рыбное хозяйство — зарыбили небольшой пруд на территории монастыря. Вообще скот, рыба, птица более перспективны, поскольку менее зависимы от капризов погоды, говорят умудренные опытом братья монастыря.

    Трудятся на огородах и насельники обители, и послушники, и приходящие паломники. В монастырской традиции считается, и не без основания, что труд на земле способствует смирению, так что это будет полезно многим. Помогают в трудах и местные жители. Могут принести в дар рассаду или семена. Специалисты-аграрии приезжают, чтобы сделать правильную обрезку деревьев и кустарников. Местный фермер Николай по собственной инициативе и на собственной технике заготавливает сено для монастырских коров. Каждое лето в обитель приезжают студенты МИИТа и тоже усердно трудятся по хозяйству.

    Весной у стен обители прошла фестиваль-ярмарка преподобного Иосифа Волоцкого. Когда-то такие ярмарки были здесь традиционными, и вот спустя столетие администрация Волоколамского района решила их возродить.

    Возрождение промыслов

    Православные монастыри стараются вести хозяйство в соответствии с климатическими особенностями своей местности. Самый удачный путь — возрождать виды сельского хозяйства, которыми занимались их предшественники еще до революции. Так, мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Осташковском районе Тверской области заново освоил рыбное хозяйство. (Кстати, его продукция приезжала и на ярмарку к стенам Иосифо-Волоцкого монастыря).

    Есть в Нило-Столобенской пустыни традиционный огород, пекарня, коровы и молочное производство, а также пасека. А еще братия пытается восстановить культуру потребления иван-чая. Напиток из этого распространенного цветка был очень популярен в дореволюционной России. Он и сейчас считается очень полезным, и, если его популяризовать, мог бы конкурировать с традиционным чаем.

    Удивительно, но, несмотря на северное расположение Нило-Столобенской пустыни, здесь выращивают виноград. За сезон собирают около полутонны ягод, в основном винных сортов!

    На Севере диком…

    Образцовым монастырским хозяйством иногда называют Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. И опять-таки мы видим возрождение достижений насельников прежнего века. Молочная ферма монастыря построена в 1882 г. и используется до сих пор, разумеется, переоборудованная. Рыборазводный завод был устроен в Валаамском монастыре в 1880-е годы и возрожден в 2002 году. Пекарня поставляет несколько видов дрожжевого и квасного хлеба для братии и местных жителей.

    Валаам, как нетрудно догадаться, вообще не место для растениеводства. Остров — сплошной камень, кое-где покрытый тонким слоем грунта, который захвачен стелящимися по поверхности корнями лесных деревьев. Тем не менее, широко известны три валаамских яблоневых сада! В конке 19-го века на некоторые участки из глубины острова и даже с материка завозили плодородную землю, смешивали ее с хворостом и хвоей, и на этой в буквальном смысле слова рукотворной почве посадили яблони. До сих пор плодоносят посаженные в те годы деревья, которым сейчас около 160 лет! Но, конечно, есть и новые яблони, добавились посадки крыжовника, смородины, малины. В память о монахах, которые создали эти сады на голом камне, два сада носят их имена: «Паисиевский» и «Григорьевский».

    Передовые технологии

    Однако монастырское хозяйство не замкнуто на традициях. Наоборот, современные технологии активно внедряются, когда есть средства и уверенность, что это будет эффективно. Например, Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь сумел создать у себя полный производственный цикл молочной фермы и сыроварни. То есть свое стадо, свой молодняк, свои корма. В коровнике — полная автоматизация: система навозоудаления, кормосмесители, которые еще и режут корм, доильные аппараты.

    Серьезный квест сестры монастыря преодолели, когда запускали сыроварню. Пришлось осушать подвал и делать в нем камеру для созревания сыров с постоянной температурой. Вторая сложность — сыроварня с чаном на небольшое количество молока, ведь в монастыре не сотни голов скота, а большинство производителей предлагает сыроварни для большого объема производства. На помощь пришли братья из Валаамского монастыря — нашли нужное. Сыроварню эту выпускала в России итальянская фирма, которая прислала с оборудованием и технолога, научившего сестер варить сыры по итальянским технологиям. В итоге в монастыре делает несколько сортов сыра: российский, грецкий, адыгейский, рикотту, буррату, скаморцу, брынзу, строкино, монтазио… Появился и новый сорт твердого сыра, названный в честь обители — махрищский.

    Спасение колхоза

    А эта история вообще уникальна. Сельскохозяйственный кооператив «Восход» (бывший колхоз с тем же названием) в Михайловском районе Рязанской области к 2001 году пришел в полный упадок. Техника отсутствовала, зернохранилища и коровники развалились, ни кормов, ни семян, ни удобрений, молочное стадо шло под нож. Заработную плату не платили 4 года, альтернативной работы в деревне нет, в отличие от пьянства и воровства…

    В 5 км от «Восхода» располагался скит московского Сретенского монастыря. Руководство и работники кооператива с отчаяния обратились к наместнику архимандриту Тихону с просьбой взять хозяйство под свою опеку и избрали его председателем хозяйства, переименовав то в кооператив «Воскресение». За 2 года жизнь изменилась до неузнаваемости! Был обновлен парк сельхозтехники, закуплены необходимые расходные материалы, капитально отремонтированы строения и дороги. Началась нормальная работа: надои молока стали расти, поголовье скота увеличиваться, поля стали засевать и собирать урожаи зерновых. По некоторым показателям «Воскресение» вышло на первое место в районе. И что особенно поражает соседей: прекратилось пьянство, в том числе бытовое, исчезло воровство, вовремя платятся зарплаты и премии. Кооператив помогает крестьянам в ремонте домов, обеспечении зерном и обработке частных огородов. Наконец-то не то что повысилась рождаемость, а вообще начали создаваться семьи и появились дети! Группу молодежи кооператив направил на учебу в сельскохозяйственную академию плюс оказывает помощь двум детским домам района.

    Конечно, ставить монастырские хозяйства в пример светским не всегда корректно. Но, думаю, общие принципы их ведения пригодятся всем, ведь это традиционные правила русского крестьянского хозяйства. Общий труд, разумный подход, ответственность и доброжелательные отношения между работающими — вот, пожалуй, чему следует поучиться у монастырских хозяйств.

    Автор благодарит за помощь в подготовке материала и фоторепортажа наместника Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрита Сергия и братию монастыря