Организаторы Площадки Медиа

Российский авторынок начинает оживать

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Российский авторынок начинает оживать
25 августа 2017 года

    Внимание, мотор!

    Российский авторынок, бывший едва ли не самым перспективным в Европе, в последние кризисные годы сжался практически вдвое – у населения нет денег на масштабные покупки. Начавшийся рост спроса в нынешнем году, хотя и крайне медленный, внушает автопроизводителям осторожные надежды. Полного же восстановления до рекордных докризисных темпов ждут к 2020 г.

    Легковушки: есть куда расти

    Мероприятия по теме
    24-27 августа, Красноярск, 
    МоторЭкспоШоу
    5-9 сентября, Москва,
    Comtrans
    21-23 сентября, Шанхай, 
    China International Auto Products Expo (CIAPE)
    26-29 сентября, Уфа, "Транспортный форум"
    27-28 сентября, Санкт-Петербург, "ТрансЛогистика"

    Йорг Шрайбер. Фото: abinfo.ru

    «Это худший год», – лаконично подвел черту под 2016-м председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. По итогам этого неоптимистичного года российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей занял пятое место среди европейских стран, пропустив вперед Германию, Великобританию, Францию и Италию. Объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в нашей стране составил 1,4 млн единиц – исторический минимум за последнее десятилетие. Спад коснулся даже лидеров продаж – Hyundai Solaris, Lada Granta и KIA Rio – (соответственно минус 22%, минус 27% и минус 9,7% к 2015 г.).

    Однако недавно та же АЕБ принесла радостную весть: по ее данным, в первом полугодии нынешнего года российский авторынок вырос на 6,9%. Первые признаки оживления появились еще в марте, но самым «урожайным» на продажи оказался июнь (+0,6% к 2015-му и +15% к 2016-му).

    Основную долю российского рынка сегодня занимают произведенные в стране иномарки, (57%) и отечественные автомобили (26%). Однако доля последних в общем объеме парка неуклонно сокращается: устаревшие отечественные модели, снимаемые с производства, замещаются бюджетными иномарками, которые в изобилии сходят с конвейера здесь же, в России. Ненасыщенный рынок и предлагаемые государствам условия локализации производства иностранцам интересны. По итогам полугодия спрос демонстрируют иномарки массового сегмента – Kia, Hyundai, Renault, Toyota, Volkswagen, Nissan, Skoda, но возглавляет этот парад наиболее востребованных «звезд» все-таки наша родная Lada (рост 13% к первому полугодию прошлого года).

    Фото: Wikipedia.org
    Фото: Wikipedia.org

    По-иному дело обстоит в более дорогом премиальном сегменте, который на пике кризиса показывал рост продаж (то же самое, кстати, происходило с элитной недвижимостью), а падать стал гораздо позже бюджетного. По данным АЕБ, за минувшие полгода продажи упали у Mercedes-Benz, Lexus, Audi, Land Rover и Porsche (минус 7%, 5%, 24%, 4%, 17% соответственно), но выросли у BMW и Infiniti (+3% и +16%). Несмотря на спад продаж, лидер премиального сегмента – Mercedes-Benz не сдается. По словам экспертов, компания практически каждый месяц открывает новые дилерские центры в крупных российских городах или регионах, благо продавать есть что – у мерседеса самая широкая в сегменте линейка брендов.


    Об улучшении ситуации на рынке может, видимо, свидетельствовать и уменьшение объема продаж легковых автомобилей с пробегом, которые были очень популярны на пике кризиса.


    Как показывает статистика, любители подержанных машин особенно уважают нашу родную Lada, а также Toyota и Nissan. Вдохновленный популярностью своего детища, «АвтоВАЗ» продолжает поддерживать продажи различными маркетинговыми акциями, а на некоторые модели, в частности Lada Granta и Lada Vesta даже поднял цены. Ключевым направлением для развития доли продаж президент «АвтоВАЗа» Николя Мор в своих интервью назвал и сотрудничество с корпоративными клиентами. По его мнению, модели завода могли бы пополнить парк такси в больших городах. По словам экспертов, цель «АвтоВАЗа» довольно амбициозна – удерживать не менее 20% рынка.

    К 2020 г. общий объем продаж легковых автомобилей на отечественном рынке должен достичь 2 млн единиц. Прогнозисты опираются на три фактора. Первый – восстановление покупательной способности населения. Второй – низкая степень обеспеченности легковыми автомобилями.


    На 1000 взрослых россиян приходится 358 автомобилей, что на 42% ниже, чем в Западной Европе (615) и на 55% ниже, чем в США (776).




    И, наконец, третий фактор: солидный, более 12 лет, средний возраст отечественного легкового автопарка (при этом средний возраст иномарок около 9,9 года, а отечественных легковых автомобилей — 16 лет).

    Грузовики: содержание дороже покупки

    В отличие от легкового, российский рынок грузовых автомобилей о конечном потребительском спросе свидетельствует опосредованно, зато в первую очередь может дать представление о положении в отдельных отраслях экономики. Надо сказать, что ситуация с «тяжелой» автотехникой в известной степени подтвердила правоту тех, кто обнаружил первые признаки экономического кризиса за несколько лет до начала санкционной войны. «Грузовой» спад начался целых пять лет назад и уже в 2012-2015 гг. составил 52%, однако первые признаки восстановления этот рынок продемонстрировал раньше легковушек – в 2016 г. регистрация грузовой техники «большой семерки» увеличилась почти на 20%. По данным аналитического агентства «Автостат», особенно хороший прирост в продажах дал нынешний июль – почти в полтора раза по сравнению с июлем прошлого года.

    С покупательскими предпочтениями на грузовом рынке ситуация тоже немного другая – в условиях кризиса они безоговорочно сместились в пользу менее дорогих по сравнению с иностранными российских брендов, на долю которых приходится 76% продаж. Треть из общего количества проданных в 2016 г. тяжелых авто приходится на отечественный завод KAMAZ – 2,1 тыс. единиц. На втором месте – GAZ (продано 672 ед.). И лишь за ними следуют шведский Volvo (530 ед.), немецкий Mercedes-Benz (445 ед.) и шведская Scania (438 ед.).

    Фото: Wikipedia.org
    Фото: Wikimedia Commons

    Правда, следует отметить, что в процентном выражении продажи иностранцев демонстрируют более быстрый рос по сравнению с глубоко кризисным 2015 г. Как отмечают эксперты, лучше всего раскупалась так называемая «легкая» техника (около 60% общего объема продаж), за ними следуют крупнотоннажные грузовики (23%), среднетоннажная техника (11%) и лишь затем автобусы (6,6%). Успехом на общем фоне пользовались коммерческие автомобили, произведенные на «ГАЗе». В фаворитах рынка – новый фургон «ГАЗель NEXT» и недавно поставленный на конвейер 17-местный микроавтобус «ГАЗель NEXT». Интерес у покупателей вызывают также фургоны и автобусы с двигателями на сжиженной пропан-бутановой смеси, серийное производство которых также начато недавно.


    Первое полугодие нынешнего года внушает автопроизводителям осторожный оптимизм: рынок новых грузовых автомобилей в России показал прирост на 43,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


    Правда, основные клиенты автопроизводителей – транспортные компании, судя по результатам различных опросов, настроены менее оптимистично. Хотя большинству обитателей нынешних автопарков давно пора на заслуженный отдых или, вернее, в утиль (по подсчетам, средний возраст российского автобуса составляет 15 лет, грузовика – 20; понятно, что при таких вводных об экологической продвинутости говорить не приходится, не рассыпаться бы на дороге), закупать новую технику подавляющему большинству перевозчиков не по карману даже с рассрочкой, в лизинг. Предпочтение нередко отдается подержанной, просто «моложе». Но мало того, что дорожают сами автомобили – с каждым годом растут и расходы на их содержание (транспортные налоги и сборы, стоимость ремонта, штрафы и т. д.), так что автоперевозки становятся все менее рентабельным бизнесом.

    Помощь идет!

    По признанию автопроизводителей обоих сегментов – грузового и легкового – рынку значительно помогли и помогают меры государственной поддержки. Программа предусматривает субсидирование банкам ставки по кредиту, что позволяет заемщикам приобретать автомобили в кредит в среднем под 8–10%.


    По статистике, с господдержкой в нашей стране в последние годы реализуется каждый третий легковой автомобиль.


    Программа ежегодно совершенствуется. Так, порог стоимости, при которой покупатели и производители вправе претендовать на господдержку, в нынешнем году увеличен с 1,15 до 1,45 млн руб. – за счет этого в программу дополнительно вошли около 10 моделей Mazda, Toyota, Nissan, Ford, Kia, Volkswagen, выпускаемых в России. Размер первого взноса для покупателя снизился до 20% от цены автомобиля против прежних 30%. Совсем недавно введена новая мера: покупатель, приобретающий автомобиль впервые либо имеющий двух или более несовершеннолетних детей, получает скидку в размере 10% от стоимости «железного коня». Чиновники рассчитывают, что таким образом дополнительно будет продано не менее 58 350 автомобилей. На эти цели Минпромторгу выделено 3,75 млрд руб. из резервного фонда правительства. Как отметил глава Минпромторга Денис Мантуров, при высоком интересе покупателей объем выделяемых средств может быть дополнительно увеличен.

    Что касается грузового сегмента, по данным экспертов, на программу обновления колесных ТС выделено 22,5 млрд руб., на субсидирование льготного лизинга планируется выделить до 10 млрд, на льготное автокредитование – 11,3 млрд, на стимулирование закупок газомоторного транспорта – 3 млрд. Государство поддержит также закупки городского общественного электротранспорта, школьных автобусов и автомобилей скорой помощи.

    Всего в 2017 г. суммарный объем господдержки автопрома должен составить 62,3 млрд руб., простимулировать продажи более 750 тыс. машин и тем самым добиться роста производства на уровне 7% к прошлому году. Производители грузовиков во многом уповают на отложенный спрос, накопившийся за годы кризиса. Надежды им внушает так называемый «транспортный индекс» –соотношение между количеством эксплуатируемых грузовиков и количеством предлагаемых к перевозке товаров. По словам экспертов, количество грузов для транспортировки сегодня превышает количество грузовых автомобилей в автопарках – следовательно, экономика оживляется и автопарки так или иначе придется обновлять.