Организаторы Площадки Медиа

Центральный дом художника: искусство и скандалы

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Центральный дом художника: искусство и скандалы
28 августа 2017 года

    Спецпроект. Наши площадки

    На его месте когда-то хотели построить Храм Наук, его сравнивают с  Дворцом Дожей в Венеции, сюда “съезжаются” работы мировых художников, и над ним уже десять лет висит угроза сноса. В рамках спецпроекта об истории площадок рассказываем о Центральном Доме Художника.

    Долгострой для художников

    В 1956 году Совет министров СССР принял постановление о строительстве здания для Третьяковской галереи и ещё одного здания — для Союза художников СССР. Поводов для двух строек было несколько: юбилей Третьяковки и необходимость расширения выставочных залов. Но в итоге от двух зданий отказались, посчитали это излишней роскошью, и решили построить одно пространство под два объекта.

    Подходящее место нашли у Крымского моста. Надо сказать, на этом месте значительно раньше планировали разместить часть экспонатов сельскохозяйственной выставки (и в 1923 году её таки разместили), построить Дворец искусств, Храм Наук. Но этим планам не было суждено осуществиться. И спустя десятилетия у моста вырос Центральный дом художника.

    В 1923 году на территории нынешнего ЦДХ прошла Всероссийская сельскохозяйственная выставка, в которой участвовали иностранные делегаты и на которой была представлена архитектура конструктивизма.

    Фото: pastvu.com

    Проект же современного здания разрабатывали несколько лет — с 1962 по 1964 год. Резонно спросить: а что делали 6 лет до этого, то есть с момента принятия постановления? Тоже разрабатывались проекты комплекса, но все они подвергались критике и отправлялись на переработку. В общем, в 1964 году проект, основными авторами которого были архитекторы Юрий Шевердяев и Николай Сукоян, был утверждён к строительству.

    Проект разрабатывался с учётом общественных обсуждений, его публиковали в печати, а макет здания можно было увидеть на выставках в Манеже или на ВДНХ. Само строительство началось в 1965 году. Всё сооружение вместе с колоннадой, которая просматривалась насквозь, вестибюлями, выставочными залами и двориками стали продолжением парка. По крайней мере, так задумывалось. Именно поэтому высотой здание не отличается, зато тянется на 300 метров вдоль набережной. Кстати, как отмечали одни исследователи, пропорции фасада ЦДХ повторяют пропорции Дворца Дожей в Венеции, другие же заметили образную связь архитектуры ЦДХ с виллой Савой Ле Корбюзье.

    “Новизна и современность форм здания ГТГ – ЦДХ сочетается с традиционностью построения композиции. Ясность и чёткость его объёма на фоне зелени, монументальный масштаб, воздушное пространство «колоннады – гульбища» по низу, раскрытие здания в Парк Искусств придают комплексу подлинно демократический характер”, — писал о здании ЦДХ один из его авторов архитектор Николай Сукоян.

    Но, как бы архитектор ни воспевал своё творение, у него есть и условные оппоненты, которые считают ЦДХ не слишком удачным примером архитектуры советской эпохи.

    Строили ЦДХ довольно долго — до 1979 года. В ноябре 1979 Центральный Дом Художника принял первых посетителей. А вскоре стали проходить мировые выставки Картье Брессона, Ив-Сен Лорана, Сальвадора Дали, Френсиса Бэкона и других мастеров.

    Дом современного искусства

    С середины 1990-х Центральный Дом Художника становится площадкой для различных проектов и выставок современного искусства, дизайна, фотографии и т.д. Например, с 1996 года в ЦДХ ежегодно проходила ярмарка современного искусства “Арт-Москва”, которая ориентировалась на произведения последней четверти XX — начала XXI века. Правда, в 2013 году этот формат ярмарки себя изжил.

    С 1999 года в стенах ЦДХ проходит ежегодная международная ярмарка интеллектуальной литературы “Non/fiction”. Из камерного, как отмечали некоторые газеты, мероприятия ярмарка выросла в престижный книжный форум. В 2016 году на ярмарке были представлены 300 участников из 20 стран, а во время её работы были проведены несколько сотен дискуссионных мероприятий, где была возможность послушать известных российских и зарубежных литературных деятелей: Дмитрия Быкова, Михаила Веллера, Дениса Драгунского, Льва Рубинштейна, Януша Леона Вишневского и других.

    Non/fiction в ЦДХ, фото: rusrep.ru
    Фестиваль NewCultureFest в ЦДХ, фото: www.cha.ru

    В 2007 году в ЦДХ была реализована программа “Чёрный квадрат”, в ее рамках состоялась “Мастерская АРТ Москва”, когда в течение недели художники работали прямо в пространствах ЦДХ. В этом же году прошли Фестиваль искусств стран Центральной Европы “M@NARCNIA” и ретроспективная выставка Олега Кулика — “ХРОНИКА 1987-2007”.

    Последние 10 лет тоже запомнились яркими проектами. Среди них — выставка “Держи голову в холоде” Эрвина Вурма, фестиваль Новой культуры “NewCultureFest” (концепция фестиваля была построена на осмыслении изменений в механизмах, определяющих культуру), фестиваль науки и искусства “Science Art”.

    Снести нельзя помиловать?

    Хотя ЦДХ стал признанной площадкой для интересных и важных культурных проектов, он оставался мишенью в спорах между властями и защитниками архитектуры. В 2008 году на месте ЦДХ планировали построить 15-этажное здание в виде разрезанного фрукта, так называемый “Апельсин”. Третьяковская галерея и выставочные залы должны были остаться в этом новом здании. Но кроме того, в нём хотели разместить гостиницу и офисы. Поднялась волна негодования, и от проекта отказались.

    Фото: yamoscow

    Но ему на смену пришёл другой проект, который предполагал строительство нового здания Третьяковской галереи с аркой для прохода пешеходов и паркингом и нового здания ЦДХ. Однако, и против этой перестройки выступили сотрудники галереи и ЦДХ, деятели культуры и специально созданный Комитет по защите территории искусства. Поскольку в бюджете не оказалось средств на реконструкцию, решено было снести здание ЦДХ, а на его месте построить 17-иэтажный гостиничный комплекс. Противники сноса требовали признать ЦДХ памятником, но статус не соответствовал возрасту здания. Памятникам культурного наследия должно быть за 40. В конце 2009 года утвердили решение о сносе здания ЦДХ на Крымском валу. Но в решении ничего не сказано о датах реконструкции. Так что пока стоит. И даже люди двери сносят, чтобы попасть на ту или иную выставку (как было на знаменитой выставке Валентина Серова).

    Возможно, судьба здания изменится после того, как в этом (2017-м) году было принято решение о ликвидации Международной конфедерации союзов художников, которая являлась собственником здания. И в одном из интервью директор ЦДХ Василий Бычков упомянул о том, что реконструкция здания намечена на 2020-е годы.

    По сегодняшний день ЦДХ остаётся местом, где свои проекты представляют не только художники, но и архитекторы, фотографы, искусствоведы, дизайнеры. В экспозицию Третьяковской галереи на Крымском валу входят произведения отечественного искусства XX века, где широко представлены авангард, соцреализм, андеграунд и новейшие течения. Здесь выставлены работы Малевича, Шагала, Кандинского. Помимо этого в “Новую Третьяковку” постоянно привозят работы современных зарубежных художников. Например, сейчас на площадке галереи на Крымском валу проходит выставка Тино Сегала  “V-A-C Live: Тино Сегал”, в которой автор бросает вызов искусству как материальному производству и создаёт иммерсивные ситуации, перестраивает традиционную музейную среду.

    Также в Центральном Доме Художника традиционно проходят Российский Антикварный салон,  ярмарка виниловых пластинок, выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва, книжная антикварная ярмарка и масса других деловых и культурных мероприятий: концертов, фестивалей, спектаклей, образовательных лекций. По словам Бычкова, ЦДХ “имеет опыт создания успешной и самоокупаемой модели такого разнообразного культурного предложения”, а “такая площадка может выжить, если будет представлять очень широкий спектр контента, эдакий плюрализм и в тематике, и в функции представления культуры.”