Организаторы Площадки Медиа

Татьяна Шамрай: у каждого на стенде своя история, своя сказка

Экспотрейд – Редакция Экспотрейд –
Татьяна Шамрай: у каждого на стенде своя история, своя сказка
01 июля 2016 года

    В Москве проходит выставка авторских кукол «Персонажи»

    На выставке авторских кукол «Персонажи» представлены работы мастеров со всей России. Куратор выставки Татьяна Шамрай рассказала expotrade.ru, почему кукольный мир привлекает так много взрослых.

    Чем российские кукольные выставки отличаются от зарубежных?

    - В России все происходит с большим размахом. То, как авторы выкладываются на выставочных площадках, достойно уважения. Например, в Гостином дворе каждый год проводится кукольная выставка, равной которой нет в мире. Каждый автор кропотливо украшает свой стенд, хотя мероприятие идет всего 3 дня. Представьте себе, через 3 дня — демонтаж, но это никого не останавливает. Насколько мне известно, за границей авторы выставляют свои работы на столах, просто покрытых тканью, а в России у каждого на стенде своя история, своя сказка.

    Татьяна, расскажите, с чего началось ваше увлечение куклами?

    - Однажды я случайно зашла в кукольную галерею «Вахтановъ».  Это было давно, когда галерея только открылась и находилась на нижнем этаже ЦДХ. Работы на столько меня поразили, что я потерялась во времени. Ушла под сильным впечатлением. С того времени я задумалась об авторской кукле. Любила заходить в музей кукол напротив Ленкома, в Центральный Детский Мир, заряжалась атмосферой. На тот момент у меня была работа, плотный график, и изготовление кукол было только мечтой. Когда появилось время, я решила пойти в Школу кукольного дизайна. Закончила на тот момент самый серьезный курс по фарфоровой кукле. Не была уверена, что получится, хотя и имела художественное образование. В итоге этот мир меня полностью поглотил, и я очень активно стала заниматься куклами. Участвовала в выставочных проектах, в различных конкурсных стендах. Однажды мне предложили должность коммерческого директора в журнале, и я согласилась, параллельно занималась конкурсным стендом «Кукла года». Выставки проходили не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, и Воронеже. Тогда и познакомилась со многими авторами, а с некоторыми даже подружилась. С первой своей куклы у меня была мечта организовать экспозицию с особой атмосферой. За годы общения с авторами она окончательно окрепла. Мне нравится собирать в едином пространстве работы, созданные в разных техниках. Авторские куклы, мишки Тедди и их друзья, живопись, авторские украшения. Здорово, когда в итоге они гармонично дополняют друг друга. Мне очень нравятся тематические выставки, хотя это и не простой процесс. Первая выставка «Лети лепесток» была небольшой. Я заранее пригласила поучаствовать тех авторов, чьи работы мне очень близки. В кукольных образах и на картинах присутствовали цветы. Результат всех очень порадовал, захотелось двигаться дальше.

    Почему взрослые стремятся вернуться в этот детский мир и с головой уходят в кукольную индустрию?

    - Я не могу сказать, что взрослые «не наигрались». Я в свое время не особо интересовалась куклами, мне больше нравились активные или интеллектуальные игры, я собирала всех соседских детей и ставила спектакли. Шила костюмы, рисовала декорации, ну а после спектакль выходил в свет. Было всем интересно и весело! Да я и сейчас в них не играю. Это, скорее, способ поделиться с миром своими чувствами. Создать свою волшебную историю, окунуться в нее, поделиться с другими. У нас у всех есть любимые произведения, фильмы, мы наблюдаем за природой, людьми и, как любому художнику, хочется реализовать свои чувства, только через куклу. При создании куклы задействовано много профессий: я и автор, и визажист, и стилист, и художник по костюмам. Многие пришли в эту сферу, потому что было интересно заниматься сразу несколькими задачами, можно пробовать себя в разных направлениях. К тому же, на мой взгляд, с куклой легче договориться, чем с человеком.

    Вы сами коллекционируете кукол или считаете это бессмысленным занятием?

    Раньше я думала, что не буду коллекционировать. Первую работу, которую я купила, прислали на стенд «Кукла года». Я открыла коробку и поняла, что не смогу с ней расстаться. По той же схеме у меня появились остальные работы. На каждой выставке я обязательно приобретаю новые. Сейчас в моей небольшой коллекции более 70 работ. Это авторские куклы, мишки Тедди и их друзья, картины, украшения. На этой выставке мне особенно хотелось бы отметить куклу, изготовленную по прототипу Алисы Селезневой. Мне она близка еще потому, что этот фильм вышел в мои школьные годы, мы очень любили эту историю, подражали персонажам. Кроме того, меня часто сравнивали с героиней фильма. А песню «Прекрасное далеко» я исполняла на всех районных праздниках, так как была солисткой школы. Я счастлива, что автор согласилась поучаствовать в нашей выставке и передала нам свои работы из Киева. Впервые проект с Алисой был показан в Гостином дворе. Хорошо, когда мастера хотят с помощью своих кукол напомнить людям о том прекрасном времени, в котором мы жили. Советские фильмы учили зрителей быть добрее и уметь дружить.  Хотелось бы, чтобы сейчас снимали что-то подобное. А пока этого не происходит, важно показывать нашим детям таких героев, что кукольные мастера и делают.