Организаторы Площадки Медиа

Татьяна Шамрай: у каждого на стенде своя история, своя сказка

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Татьяна Шамрай: у каждого на стенде своя история, своя сказка
01 июля 2016 года

    В Москве проходит выставка авторских кукол «Персонажи»

    На выставке авторских кукол «Персонажи» представлены работы мастеров со всей России. Куратор выставки Татьяна Шамрай рассказала expotrade.ru, почему кукольный мир привлекает так много взрослых.

    Чем российские кукольные выставки отличаются от зарубежных?

    - В России все происходит с большим размахом. То, как авторы выкладываются на выставочных площадках, достойно уважения. Например, в Гостином дворе каждый год проводится кукольная выставка, равной которой нет в мире. Каждый автор кропотливо украшает свой стенд, хотя мероприятие идет всего 3 дня. Представьте себе, через 3 дня — демонтаж, но это никого не останавливает. Насколько мне известно, за границей авторы выставляют свои работы на столах, просто покрытых тканью, а в России у каждого на стенде своя история, своя сказка.

    Татьяна, расскажите, с чего началось ваше увлечение куклами?

    - Однажды я случайно зашла в кукольную галерею «Вахтановъ».  Это было давно, когда галерея только открылась и находилась на нижнем этаже ЦДХ. Работы на столько меня поразили, что я потерялась во времени. Ушла под сильным впечатлением. С того времени я задумалась об авторской кукле. Любила заходить в музей кукол напротив Ленкома, в Центральный Детский Мир, заряжалась атмосферой. На тот момент у меня была работа, плотный график, и изготовление кукол было только мечтой. Когда появилось время, я решила пойти в Школу кукольного дизайна. Закончила на тот момент самый серьезный курс по фарфоровой кукле. Не была уверена, что получится, хотя и имела художественное образование. В итоге этот мир меня полностью поглотил, и я очень активно стала заниматься куклами. Участвовала в выставочных проектах, в различных конкурсных стендах. Однажды мне предложили должность коммерческого директора в журнале, и я согласилась, параллельно занималась конкурсным стендом «Кукла года». Выставки проходили не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, и Воронеже. Тогда и познакомилась со многими авторами, а с некоторыми даже подружилась. С первой своей куклы у меня была мечта организовать экспозицию с особой атмосферой. За годы общения с авторами она окончательно окрепла. Мне нравится собирать в едином пространстве работы, созданные в разных техниках. Авторские куклы, мишки Тедди и их друзья, живопись, авторские украшения. Здорово, когда в итоге они гармонично дополняют друг друга. Мне очень нравятся тематические выставки, хотя это и не простой процесс. Первая выставка «Лети лепесток» была небольшой. Я заранее пригласила поучаствовать тех авторов, чьи работы мне очень близки. В кукольных образах и на картинах присутствовали цветы. Результат всех очень порадовал, захотелось двигаться дальше.

    Почему взрослые стремятся вернуться в этот детский мир и с головой уходят в кукольную индустрию?

    - Я не могу сказать, что взрослые «не наигрались». Я в свое время не особо интересовалась куклами, мне больше нравились активные или интеллектуальные игры, я собирала всех соседских детей и ставила спектакли. Шила костюмы, рисовала декорации, ну а после спектакль выходил в свет. Было всем интересно и весело! Да я и сейчас в них не играю. Это, скорее, способ поделиться с миром своими чувствами. Создать свою волшебную историю, окунуться в нее, поделиться с другими. У нас у всех есть любимые произведения, фильмы, мы наблюдаем за природой, людьми и, как любому художнику, хочется реализовать свои чувства, только через куклу. При создании куклы задействовано много профессий: я и автор, и визажист, и стилист, и художник по костюмам. Многие пришли в эту сферу, потому что было интересно заниматься сразу несколькими задачами, можно пробовать себя в разных направлениях. К тому же, на мой взгляд, с куклой легче договориться, чем с человеком.

    Вы сами коллекционируете кукол или считаете это бессмысленным занятием?

    Раньше я думала, что не буду коллекционировать. Первую работу, которую я купила, прислали на стенд «Кукла года». Я открыла коробку и поняла, что не смогу с ней расстаться. По той же схеме у меня появились остальные работы. На каждой выставке я обязательно приобретаю новые. Сейчас в моей небольшой коллекции более 70 работ. Это авторские куклы, мишки Тедди и их друзья, картины, украшения. На этой выставке мне особенно хотелось бы отметить куклу, изготовленную по прототипу Алисы Селезневой. Мне она близка еще потому, что этот фильм вышел в мои школьные годы, мы очень любили эту историю, подражали персонажам. Кроме того, меня часто сравнивали с героиней фильма. А песню «Прекрасное далеко» я исполняла на всех районных праздниках, так как была солисткой школы. Я счастлива, что автор согласилась поучаствовать в нашей выставке и передала нам свои работы из Киева. Впервые проект с Алисой был показан в Гостином дворе. Хорошо, когда мастера хотят с помощью своих кукол напомнить людям о том прекрасном времени, в котором мы жили. Советские фильмы учили зрителей быть добрее и уметь дружить.  Хотелось бы, чтобы сейчас снимали что-то подобное. А пока этого не происходит, важно показывать нашим детям таких героев, что кукольные мастера и делают.


    По какому принципу вы выбираете авторов, чьи работы выставляете?

    - Я подбираю работы самостоятельно, не претендуя на какой-либо высокохудожественный вкус. Мне нравится, когда от куклы идет теплая энергетика. Часто бывает так, что я нахожу работу в интернете, связываюсь с мастером, и, когда мы начинаем общаться, оказывается, что мы на одной волне. Многим авторам интересно создавать куклу, когда задается определенная тема. Но часто бывает так, что к выставке работу не успевают доделать. Все-таки процесс творческий, и его запрограммировать сложно. Например, к этой выставке не успели сделать Бременских музыкантов, которых я очень хотела здесь видеть.

    Авторы, с которыми вы сотрудничаете, профессиональные мастера или любители?

    - Когда я прошу авторов прислать о себе информацию, часто оказывается, что у них интересная история. Одни имеют серьезный опыт работы в области искусства: иллюстраторы, мультипликаторы, театральные художники. У других есть опыт совсем не в творческих профессиях и нет художественного образования, но они решились попробовать, и не зря! Часто к куклам приходят в зрелом возрасте или когда уходят в декрет. Появляется время и, соответственно, возможность творчески мыслить.

    Какие работы никогда не смогут оказаться на вашей выставке?

    - К любому направлению я отношусь позитивно. Чаще я приглашаю поучаствовать тех авторов, чьи работы мне лично хотелось бы приобрести. Сейчас появляется все больше направлений, изобретаются новые техники. И это очень радует! В свое время нас учили не отходить от определенных правил. Но ведь работы авторские, соответственно авторы не должны бояться экспериментировать. Это логично для творческой работы.

    Как вы относитесь к так называемым хоррор-куклам?

    - Отрицательно. Хочется вдохновляться, а не ужасаться. Я против того, чтобы такие направления называли модными. Есть авторы, которые себя ломают, считая, что хоррор-тематика хорошо продается, тем самым создается ложная картинка, навязывание. Это не только мое мнение, я наблюдала много реакций на выставках. Люди хотят видеть прекрасное.

    Сейчас также очень популярны шарнирные куклы. Вы сами занимаетесь их изготовлением? Насколько это сложно?

    - Мне давно нравятся куклы аниме. В свое время я не могла найти никакой информации о шарнирных куклах, но ситуация быстро изменилась. В итоге я закончила курс японской кукольницы Отаке Ке. Сделала себе большую куклу, о которой мечтала. Но продолжать пока не планирую. Авторов, работающих в этом направлении, сейчас очень много. Чтобы дорасти до высокого уровня, потребуется много труда и времени. Я пока не готова.


    А сколько времени нужно для того, чтобы дорасти до высшего уровня мастерства?

    - Все индивидуально. У кого-то с первого раза получается, а кому-то нужно постоянно ходить и совершенствоваться на разных мастер-классах. Я ходила на такие занятия, чтобы послушать, посмотреть, вдохновиться, окунуться в творческую атмосферу, мне этого было достаточно. Многим важно, чтобы мастер помогал, направлял, делал работу вместе с учеником. Кто-то вообще находит в интернете информацию и самостоятельно учится. Меня такие люди очень удивляют. Также многое зависит от материала. С фарфором, например, работать сложнее, изготовление идет в несколько этапов: лепка из пластилина, снятие формы из гипса, отливка, обжиг... И на каждом этапе возможны неприятные сюрпризы. То есть это длительный процесс, которому нужно долго учиться.

    Некоторые люди верят, что в кукле остается частичка автора. Как вы относитесь к такому мнению?

    - В тот момент, когда автор делает куклу, конечно же он хочет поделиться тем, что чувствует. Но в разные мистические истории, будто бы куклы оживают, я не верю. Иначе я бы их не покупала, мне было бы страшно. Также я не согласна с высказыванием, будто бы автор относится к своим куклам, как к детям. Я отношусь к кукле, как к любому художественному произведению.

    Расскажите о дальнейших планах. Какие выставки нас ждут?

    - Тем очень много, все заранее перечислять не хочется. Это неисчерпаемый источник вдохновения. Хотелось бы проводить такие мероприятия как можно чаще. А пока два раза в год: летом и зимой, когда особенно хочется волшебства. Я думаю, что публику хорошо знакомить с куклами именно в такой атмосфере. На крупных выставках другой формат: много народу, суета, устаешь, работы в итоге видишь далеко не все. А здесь есть возможность спокойно прогуляться, отдохнуть на банкетках, познакомиться поближе с каждым автором. Люди остаются на несколько часов. Можно, кстати, купить почти все представленные экспонаты. Но бывает и такое, что автор не готов расстаться с работой, ему просто хочется поделиться ею со зрителем. У меня тоже есть несколько таких работ. Первую я оставила дома, вторую и третью — подарила близким. Время от времени можно приехать и на них посмотреть. 

    Источник: