На выставке авторских кукол «Персонажи» представлены работы
мастеров со всей России. Куратор выставки Татьяна Шамрай рассказала expotrade.ru, почему кукольный мир привлекает так много взрослых.
Чем российские кукольные выставки отличаются от зарубежных?
- В России все происходит с большим размахом. То, как авторы выкладываются на выставочных площадках, достойно уважения. Например, в Гостином дворе каждый год проводится кукольная выставка, равной которой нет в мире. Каждый автор кропотливо украшает свой стенд, хотя мероприятие идет всего 3 дня. Представьте себе, через 3 дня — демонтаж, но это никого не останавливает. Насколько мне известно, за границей авторы выставляют свои работы на столах, просто покрытых тканью, а в России у каждого на стенде своя история, своя сказка.
Татьяна, расскажите, с чего началось ваше увлечение куклами?
- Однажды я случайно зашла в кукольную галерею «Вахтановъ». Это было давно, когда галерея только открылась и находилась на нижнем этаже ЦДХ. Работы на столько меня поразили, что я потерялась во времени. Ушла под сильным впечатлением. С того времени я задумалась об авторской кукле. Любила заходить в музей кукол напротив Ленкома, в Центральный Детский Мир, заряжалась атмосферой. На тот момент у меня была работа, плотный график, и изготовление кукол было только мечтой. Когда появилось время, я решила пойти в Школу кукольного дизайна. Закончила на тот момент самый серьезный курс по фарфоровой кукле. Не была уверена, что получится, хотя и имела художественное образование. В итоге этот мир меня полностью поглотил, и я очень активно стала заниматься куклами. Участвовала в выставочных проектах, в различных конкурсных стендах. Однажды мне предложили должность коммерческого директора в журнале, и я согласилась, параллельно занималась конкурсным стендом «Кукла года». Выставки проходили не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, и Воронеже. Тогда и познакомилась со многими авторами, а с некоторыми даже подружилась. С первой своей куклы у меня была мечта организовать экспозицию с особой атмосферой. За годы общения с авторами она окончательно окрепла. Мне нравится собирать в едином пространстве работы, созданные в разных техниках. Авторские куклы, мишки Тедди и их друзья, живопись, авторские украшения. Здорово, когда в итоге они гармонично дополняют друг друга. Мне очень нравятся тематические выставки, хотя это и не простой процесс. Первая выставка «Лети лепесток» была небольшой. Я заранее пригласила поучаствовать тех авторов, чьи работы мне очень близки. В кукольных образах и на картинах присутствовали цветы. Результат всех очень порадовал, захотелось двигаться дальше.
Почему взрослые стремятся вернуться в этот детский мир и с головой уходят в кукольную индустрию?
- Я не могу сказать, что взрослые «не наигрались». Я в свое время не особо интересовалась куклами, мне больше нравились активные или интеллектуальные игры, я собирала всех соседских детей и ставила спектакли. Шила костюмы, рисовала декорации, ну а после спектакль выходил в свет. Было всем интересно и весело! Да я и сейчас в них не играю. Это, скорее, способ поделиться с миром своими чувствами. Создать свою волшебную историю, окунуться в нее, поделиться с другими. У нас у всех есть любимые произведения, фильмы, мы наблюдаем за природой, людьми и, как любому художнику, хочется реализовать свои чувства, только через куклу. При создании куклы задействовано много профессий: я и автор, и визажист, и стилист, и художник по костюмам. Многие пришли в эту сферу, потому что было интересно заниматься сразу несколькими задачами, можно пробовать себя в разных направлениях. К тому же, на мой взгляд, с куклой легче договориться, чем с человеком.
Вы сами коллекционируете кукол или считаете это бессмысленным занятием?
- Раньше я думала, что не буду коллекционировать. Первую работу, которую я купила, прислали на стенд «Кукла года». Я открыла коробку и поняла, что не смогу с ней расстаться. По той же схеме у меня появились остальные работы. На каждой выставке я обязательно приобретаю новые. Сейчас в моей небольшой коллекции более 70 работ. Это авторские куклы, мишки Тедди и их друзья, картины, украшения. На этой выставке мне особенно хотелось бы отметить куклу, изготовленную по прототипу Алисы Селезневой. Мне она близка еще потому, что этот фильм вышел в мои школьные годы, мы очень любили эту историю, подражали персонажам. Кроме того, меня часто сравнивали с героиней фильма. А песню «Прекрасное далеко» я исполняла на всех районных праздниках, так как была солисткой школы. Я счастлива, что автор согласилась поучаствовать в нашей выставке и передала нам свои работы из Киева. Впервые проект с Алисой был показан в Гостином дворе. Хорошо, когда мастера хотят с помощью своих кукол напомнить людям о том прекрасном времени, в котором мы жили. Советские фильмы учили зрителей быть добрее и уметь дружить. Хотелось бы, чтобы сейчас снимали что-то подобное. А пока этого не происходит, важно показывать нашим детям таких героев, что кукольные мастера и делают.
По какому принципу вы выбираете авторов, чьи работы выставляете?
- Я подбираю работы самостоятельно, не претендуя на какой-либо высокохудожественный вкус. Мне нравится, когда от куклы идет теплая энергетика. Часто бывает так, что я нахожу работу в интернете, связываюсь с мастером, и, когда мы начинаем общаться, оказывается, что мы на одной волне. Многим авторам интересно создавать куклу, когда задается определенная тема. Но часто бывает так, что к выставке работу не успевают доделать. Все-таки процесс творческий, и его запрограммировать сложно. Например, к этой выставке не успели сделать Бременских музыкантов, которых я очень хотела здесь видеть.
Авторы, с которыми вы сотрудничаете, профессиональные мастера или любители?
- Когда я прошу авторов прислать о себе информацию, часто оказывается, что у них интересная история. Одни имеют серьезный опыт работы в области искусства: иллюстраторы, мультипликаторы, театральные художники. У других есть опыт совсем не в творческих профессиях и нет художественного образования, но они решились попробовать, и не зря! Часто к куклам приходят в зрелом возрасте или когда уходят в декрет. Появляется время и, соответственно, возможность творчески мыслить.
Какие работы никогда не смогут оказаться на вашей выставке?
- К любому направлению я отношусь позитивно. Чаще я приглашаю поучаствовать тех авторов, чьи работы мне лично хотелось бы приобрести. Сейчас появляется все больше направлений, изобретаются новые техники. И это очень радует! В свое время нас учили не отходить от определенных правил. Но ведь работы авторские, соответственно авторы не должны бояться экспериментировать. Это логично для творческой работы.
Как вы относитесь к так называемым хоррор-куклам?
- Отрицательно. Хочется вдохновляться, а не ужасаться. Я против того, чтобы такие направления называли модными. Есть авторы, которые себя ломают, считая, что хоррор-тематика хорошо продается, тем самым создается ложная картинка, навязывание. Это не только мое мнение, я наблюдала много реакций на выставках. Люди хотят видеть прекрасное.
Сейчас также очень популярны шарнирные куклы. Вы сами занимаетесь их изготовлением? Насколько это сложно?
- Мне давно нравятся куклы аниме. В свое время я не могла найти никакой информации о шарнирных куклах, но ситуация быстро изменилась. В итоге я закончила курс японской кукольницы Отаке Ке. Сделала себе большую куклу, о которой мечтала. Но продолжать пока не планирую. Авторов, работающих в этом направлении, сейчас очень много. Чтобы дорасти до высокого уровня, потребуется много труда и времени. Я пока не готова.
А сколько времени нужно для того, чтобы дорасти до высшего уровня мастерства?
- Все индивидуально. У кого-то с первого раза получается, а кому-то нужно постоянно ходить и совершенствоваться на разных мастер-классах. Я ходила на такие занятия, чтобы послушать, посмотреть, вдохновиться, окунуться в творческую атмосферу, мне этого было достаточно. Многим важно, чтобы мастер помогал, направлял, делал работу вместе с учеником. Кто-то вообще находит в интернете информацию и самостоятельно учится. Меня такие люди очень удивляют. Также многое зависит от материала. С фарфором, например, работать сложнее, изготовление идет в несколько этапов: лепка из пластилина, снятие формы из гипса, отливка, обжиг... И на каждом этапе возможны неприятные сюрпризы. То есть это длительный процесс, которому нужно долго учиться.
Некоторые люди верят, что в кукле остается частичка автора. Как вы относитесь к такому мнению?
- В тот момент, когда автор делает куклу, конечно же он хочет поделиться тем, что чувствует. Но в разные мистические истории, будто бы куклы оживают, я не верю. Иначе я бы их не покупала, мне было бы страшно. Также я не согласна с высказыванием, будто бы автор относится к своим куклам, как к детям. Я отношусь к кукле, как к любому художественному произведению.
Расскажите о дальнейших планах. Какие выставки нас ждут?
- Тем очень много, все заранее перечислять не хочется. Это неисчерпаемый источник вдохновения. Хотелось бы проводить такие мероприятия как можно чаще. А пока два раза в год: летом и зимой, когда особенно хочется волшебства. Я думаю, что публику хорошо знакомить с куклами именно в такой атмосфере. На крупных выставках другой формат: много народу, суета, устаешь, работы в итоге видишь далеко не все. А здесь есть возможность спокойно прогуляться, отдохнуть на банкетках, познакомиться поближе с каждым автором. Люди остаются на несколько часов. Можно, кстати, купить почти все представленные экспонаты. Но бывает и такое, что автор не готов расстаться с работой, ему просто хочется поделиться ею со зрителем. У меня тоже есть несколько таких работ. Первую я оставила дома, вторую и третью — подарила близким. Время от времени можно приехать и на них посмотреть.
Источник: