Первые октябрьские дни, которые собрали делегатов на третий специализированный форум NFC LIVE Moscow 2016 по тематике бесконтактных
платежных решений, мистическим образом совпали с датами событий, которые инициировали колоссальные сдвиги в этой отрасли. На предыдущей неделе в России состоялся
запуск платежного сервиса Samsung Pay, который позволяет владельцам смартфонов
этого производителя привязывать банковские карты и оплачивать покупки в
магазинах с помощью специального приложения. На первом этапе сервис доступен
клиентам 5 банков: это Альфа-Банк, ВТБ24, МТС Банк, Райффайзен и Русский Стандарт,
а также платежная системя Яндекс.Деньги. А сегодня праздник у фанатов Apple: долгожданный запуск аналогичного платежного
сервиса Apple Pay. Причем в качестве основного партнера выступил Сбербанк, на
долю которого приходится большая часть (около половины) всех выпущенных в
России карт.
«Мы ожидаем, что 2017-й станет годом массового распространения бесконтактных платежей, - рассказал корреспонденту expotrade.ru генеральный директор компании CardsMobile Кирилл Горыня, - в Россию пришли всерьез и надолго мировые IT-гиганты, что многократно ускорит процессы на рынке».
Компания CardsMobile, создатель приложения «Мобильный кошелек», - один
из первопроходцев бесконтактных технологий в России.
«Еще в 2013 году на нас смотрели как на городских
сумасшедших, мы запускали сервис на трех моделях смартфонов. Сейчас NFC
поддерживает парк из сотни моделей, число установок нашего приложения – сотни
тысяч. Бесконтактные платежи из «гиковской», нишевой истории превратились в
нечто само собой разумеющееся. У людей не возникает дискомфорта, они готовы
платить смартфоном», - утверждает Кирилл Горыня.
Это мнение подтверждают исследования аналитических компаний,
согласно которым в США 32% потребителей уже используют мобильные кошельки, а
более 73% высказали готовность хранить карты в таких приложениях. Агентство «J’son
& Partner» проводило такой опрос и в России: 66% респондентов хотят
расплачиваться в магазинах мобильным телефонам, а 38% и вовсе готовы отказаться
от банковской карты в пользу смартфона.
Надо сказать, что в CardsMobile воспринимают свой мобильный
кошелек не как сугубо платежный инструмент, а буквально в качестве аналога обычного
бумажника, в котором, помимо наличных и банковских карт, достаточно места занимают
скидочные карты. В этом и заключается проблема, «боль» потребителя, считают в компании,
и видят развитие сервиса в трансформации в универсальную платформу для хранения
идентификационных сущностей. Приложение поддерживает выпуск и привязку
банковских карт, также с его помощью можно перевести в цифровой формат карты
программ лояльности, которые в магазинах будут считываться с экрана смартфона
вместо привычной пластиковой карты. Каждые сутки пользователи приложения
оцифровывают 50-70 тысяч карт, а их общее количество превысило 5 миллионов.
«Мы буквально облегчаем жизнь клиента, - продолжает Кирилл
Горыня, - каждая пластиковая карта весит в среднем 4,7 граммов, и мы до конца
года взяли на себя обязательства в 40 тонн – такой общий вес карт, которые
россияне смогут больше не носить собой».
Растет количество торговых точек, в которых покупатели могут
расплатиться бесконтактным способом – будь то банковская карта с NFC-чипом или
инновационное мобильное приложение.
«В 2008 году была проведена первая в России бесконтактная операция по банковской карте, единственный NFC-терминал работал в кафе в Камергерском переулке», - вспоминает вице-президент MasterCard Андрей Тарусов. По его словам, парк бесконтактных POS-терминалов вырос за прошлый год на 140%. Некоторые эксперты дают оценку, что это порядка 250 устройств, их распространение активно продолжается. Платежные системы требуют, чтобы банки устанавливали все новые POS-терминалы с поддержкой NFC, тем более, что все современные модели оборудования по умолчанию поддерживают такой функционал. Некоторые банки не спешат модернизировать свою сеть, так как это сопряжено с дополнительными расходами на лицензирование ПО, процедуры сертификации и прочее. Впрочем, с набором критической массы пользователей поддержку бесконтактных платежей будут требовать торговцы, и банки будут вынуждены ускорить миграцию.
В целом развитие платежной инфраструктуры в России
происходит по правильному сценарию, предполагающему сокращение наличного
оборота в пользу безналичных платежей. Такой вывод можно сделать из доклада
Дениса Сальникова, издателя журнала «Банковские технологии» - организатора
форума. Он презентовал выкладки из «Платежного атласа России», согласно которым
количество банкоматов в стране уменьшается, в том числе за счет сокращения количества банков. Однако число POS-терминалов год от года растет – по данным Банка
России их количество превышает 1,5 миллиона. В некоторых регионах показатель проникновения
достигает 10 тысяч POS на миллион жителей, что приближается к уровню западных
стран.
У каждого из операторов бесконтактных сервисов своя
аудитория и своя изюминка, считает Ильдар Скрижалин, менеджер по развитию бизнеса
Gemalto. Samsung Pay умеет работать практически с любыми терминалами, даже не
оборудованными NFC-модулем, благодаря уникальной технологии MST. Сервисы Apple традиционно
сильны в части user experience – удобству и скорости проведения операций.
Другие игроки, эмитенты бесконтактных продуктов, могут занять свою нишу в
формирующейся экосистеме благодаря интеграции с другими сервисами. Gemalto предлагает
решения, которые позволят реализовать облачную токенизацию, эмиссию и
обслуживания бесконтактных проектов. Как считает эксперт, роль независимого
технологического вендора вполне может вписаться в картину отраслевого
разделения труда, хотя другие участники рынка полагают, что в ближайшей
перспективе технологический сервис будут контролировать держатели сервисов - те
же крупные платежные системы.
Операторы сотовой связи – еще одна категория игроков,
которые могут иметь серьезные виды на рынок бесконтактных продуктов, в том
числе в силу своего контроля над инфраструктурой. Пока потенциал
телеком-компаний в целом в отношении финансовых сервисов раскрыт слабо, тем не
менее, их активность вызывает большой интерес. Андрей Макаров, руководитель
платежных сервисов МТС, поделился текущим состоянием и видением оператора в
отношении бесконтакта. Месяц назад был запущен новый проект, мобильное
приложение МТС.Деньги. Созданное на базе уже упомянутого кошелька от компании CardsMobile,
приложение позволяет выпустить виртуальную карту МТС Банка и расплачиваться ею
посредством NFC-модуля смартфона. Также в приложении доступна карта для проезда
в общественном транспорте Москвы, выпуск скидочных карт и купонов. Банковская
карта обладает обычными реквизитами, которые можно использовать, например, для
привязки и оплаты покупок в других приложениях – Gett, Uber и пр. Пока
потребителю не совсем просто сориентироваться в многообразии финансовых
инструментов, но бесконтактные платежи не существуют сами по себе, происходит
конвергенция с существующими сервисами. Вообще, есть смысл говорить не о NFC-платежах,
а «remote banking», удаленной аутентификации пользователя в различных каналах и
сервисах, считает Андрей Макаров.
Попытки осмыслить и предвосхитить клиентские ожидания,
спрогнозировать и свести к минимуму уязвимости новой технологии, учесть
законодательные новации – в программе форума ответы на интересующие его вопросы
мог найти специалист любого профиля.
Источник: