Организаторы Площадки Медиа

Алексей Банковский: Строительство газовых заправок коммерсантам не интересно

Экспотрейд – Редакция Экспотрейд –
Алексей Банковский: Строительство газовых заправок коммерсантам не интересно
06 октября 2016 года

    Участник газового форума в Петербурге рассказывает, с какими проблемами сталкивается рынок газомоторного топлива

    Петербургский международный газовый форум – ведущая площадка для обсуждения актуальных проблем отрасли. Ключевая тема форума в этом году – развитие рынка газомоторного топлива. О перспективах, преимуществах и недостатках газобаллонной техники корреспонденту expotrade.ru рассказал генеральный директор ООО «Италгаз Инжиниринг» Алексей Банковский.

    Президент Путин неоднократно призывал ускорить переход на газомоторное топливо. Какими темпами это осуществляется?

    - Темпы высокие. Серийное производство транспорта на природном газе в разы увеличилось. Если раньше с конвейера сходило в общей сложности от 500 до 1000 газовых автомобилей, то сейчас выпускается порядка 2000 газовых КАМАЗов в год. Волжский автобусный завод выпускает 300 единиц газовой техники в год, автобусный завод в Павловске – 400 единиц, а ЛИАЗ – 200. Сейчас завод «Урал» запустил производство газовых автомобилей. Это очень значимое событие. Только до конца этого года они планируют выпустить 90 автомобилей. Поверьте, это много. Кроме того, сейчас принято де-факто решение о том, что компания АТС проводит переоборудование на нулевом километре для Автоваза.

    Алексей Юрьевич, расскажите подробнее о программах, которые стимулируют переход на газомоторное топливо?

    - «Газпром» софинансирует перевод техники на газомоторное топливо и предоставляет для этих целей беспроцентный кредит на год. Еще есть государственная программа целевого субсидирования автопроизводителей. Она направлена на то, чтобы снизить стоимость техники для конечного потребителя. Условно говоря, если автозавод продает автомобиль в газовом исполнении, то они продают его дешевле на миллион, который потом ему компенсирует государство. Эта программа действует, на это выписаны достаточно большие средства.

    Какова сейчас доля импортной газовой техники на российском рынке?

    - В Россию пришла IVECO газовая, SCANIA газовая. Но они как пришли на российский рынок, так и ушли с него, потому что таможенная ставка, к примеру, на газовый седельный тягач очень высокая. Это дает свободу российским производителям, потому что на рынке сейчас нет жесткой конкуренции. Тем не менее, китайцы поставляют автобусы King Long в значительном количестве. Конечно, не сотнями, а всего лишь десятками, но раньше и этого не было.

    Насколько выгоден перевод техники на природный газ?

    - Если мы говорим о газодизельной технике, которая использует двойной цикл питания, то экономия на топливе составляет порядка 20-25%. Если мы говорим о чисто газовой технике, то экономия достигает 30% в зависимости от региона и стоимости газа. Проблема заключается в том, что газовая машина вынуждена ездить вокруг заправочки и только, а владельцы КАМАЗов вынуждены обвешивать машину баллонами. Если на автомобиль навесить то количество баллонов, которое удовлетворит потребителя по пробегу, это не удовлетворит его по деньгам. А если баллонов мало, это удовлетворит потребителя по деньгам, но не удовлетворит по пробегу. Тем не менее, использование газомоторного топлива выгодно.

    Как решается вопрос со строительством газовых заправок?

    - Строительство заправочной станции – очень дорогостоящая и тяжелая процедура. Это является основной проблемой. Строительство газовых заправок коммерсантам не интересно, если только не построить заправку и не перепродать ее «Газпрому». А если «Газпром» ее не купит? Срок окупаемости большой, строительство стоит дорого, поэтому если кто и может строить газовые заправки, то это «Газпром» и государство. Однако, если взять заправку, которую построил «Газпром», и взять такую же, которую построил для себя частник, цена будет отличаться в три раза в меньшую сторону для частника. Здесь нет такой-то банальной вещи, как откат. Просто частник имеет возможность оптимизировать и надлежащим образом распределять траты и усилия, а «Газпром» вынужден идти согласованным протоколом, шаг за шагом, работать со специальными организациями и так далее. Поэтому заправка, построенная частным лицом, с оптимизацией получения согласовательной документации обходится в 3 раза дешевле, чем заправка, построенная официальным путем с соблюдением всех букв закона, при том, что оборудование будет стоять одно и то же. Но самое страшное не это, а административные препоны, которые необходимо пройти. А их преодолеть невозможно, даже сам «Газпром газомоторное топливо» упирается в них. С того, что сам Лихачев придет в Трансгаз и скажет, что он – Лихачев, ему не подмахнут нужные документы, потому что заправка является опасным объектом. Ему скажут, чтобы он подготовил необходимые бумажки и пришел с ними через неделю, потому что закон должен быть соблюден. Есть примеры, где заправки, построенные частниками, выгодны, например, в Новомосковске, потому что там почти все ездят на газе. В свое время местный «Газпром» перевел на газовое топливо весь транспорт, поэтому там построили частную заправку.