Организаторы Площадки Медиа

Владимир Таровик: Суда не пекутся, как пирожки

Экспотрейд – Редакция Экспотрейд –
Владимир Таровик: Суда не пекутся, как пирожки
07 октября 2016 года

    Участник энергетического форума в Петербурге рассказывает, как решить проблемы освоения арктических месторождений

    В Санкт-Петербурге проходит международный энергетический форум. Эксперты отрасли обсуждают проблемы освоения месторождений континентального шельфа и вопросы предотвращения нефтяных разливов в Арктике. Какими темпами идёт развитие технических средств, что мешает разработчикам выйти на отечественный рынок и как повлияли санкции на процесс освоения месторождений в Арктике, корреспонденту expotrade.ru рассказал главный инструктор отдела системной интеграции "Крыловского государственного научного центра" Владимир Таровик.

    Владимир, расскажите, пожалуйста, на каком этапе сейчас находится развитие технических средств для освоения месторождений на шельфе?

    - Тема разливов очень актуальна, она обсуждается в течение длительного времени, начиная с первых этапов освоения месторождений на шельфе, с первых бурений в море. А сегодня, поскольку мы выходим в лед Арктики, тема становится чрезвычайно актуальной. На сегодняшний день пути борьбы с разливами нефти основываются на интуитивных практических инженерных соображениях. Отсутствует очень важный аспект, который должен предварять все проектные и технические работы, а именно: разработка физико-математических методов изучения разливов нефти в арктических условиях. Что происходит с нефтью, которая вышла из скважины с температурами 60-90 градусов и попала в минус 50 градусов в Арктике? Что будет происходить с этим разливом в условиях сплоченности льда? Все зависит от того, сколько выйдет нефти – 6 тонн, 60 тонн, 600 тонн, и какой конгломерат при этом создается. Это важный аспект, который требует развития, он пока еще не доработан. Существует масса всякого рода морских средств, предназначенных для того, чтобы бороться с разливами. Однако принципиальных изменений в технических средствах не происходит. Меняются только некоторые технические параметры судов-нефтесборщиков. Также происходит адаптация к условиям, в которых они работают, – к определенным акваториям, в которых будут применяться эти средства. Морские средства сертифицированы, регистром утверждены. Ответственность на себя берут те организации, которые занимаются опасностями разливов в рамках той документации, которая существует.

    Что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы начали появляться инновационные разработки?

    - Необходимо формировать научно-техническое сообщество в этом направлении и, в первую очередь, с обратной связью к нашим главным держателям лицензий. Надо, чтобы Газпром, Роснефть и Лукойл почувствовали заинтересованность в этом плане не просто на уровне гуманитарной, но и под определенным давлением и нормативных документов, и административных требований вплоть до правительственных решений, которые требовали бы развития данного направления. Потому что сегодня рассуждают так: все соответствует нормативной документации, деньги потрачены, судно-сборщик сделано, а дальше ответственность мы с себя снимаем, потому что всё этим документам соответствует. А потом, если что-то происходит, то вопросы возникают к страховой компании, которая компенсирует все эти ущербы. На этом вопрос завершен. Погибли ли люди, произошли ли разливы или экологическая катастрофа – это все выходит за рамки ответственности, потому что по документам все соответствует. Это противоречие существует. Мы видим, что в нашей жизни бумага определяет очень многие вещи, поэтому техника не развивается. Мы пытаемся предложить новые технические решения, но если они обременяют будущего пользователя, стимулируют его на дополнительные затраты, то это никому не нужно. Поэтому позиция в данном отношении сейчас такая: если регистр не требует, то мы и делать не будем. Технические средства адаптируются к конкретным условиям. Например, в Баренцевом море относительно легкие ледовые условия – там будут одни средства, если мы уходим дальше на восток, где более тяжелые условия, то соответственно нужно думать о более тяжелых средствах. Можно сказать, что прогресс в этом и проявляется – повышается ледовое качество судов-сборщиков, изменяется система удержания на акватории, внедряются новые методы позиционирования судна, увеличиваются мощность и ресурс машины.