Организаторы Площадки Медиа

Операция «Финовация»

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Операция «Финовация»
14 октября 2016 года

    Каким будет финансовый рынок в 2026 году? Делегаты, собравшиеся в президиуме пленарного заседания форума финансовых инноваций «Финополис-2016», пытались сделать свои прогнозы, поскольку этот вопрос во многом определяют вектор развития отрасли. Ключевыми докладчиками стали Председатель Банка России Эльвира Набиуллина, глава Центробанка Герман Греф, владелец «крупнейшего в мире онлайн-банка» (по его собственному определению) Олег Тиньков, основатель платежной системы Qiwi Сергей Солонин. О важности мероприятия для республиканских властей свидетельствовало участие Президента Татарстана Рустама Минниханова, а международный уровень форума обеспечивали эксперты консалтинговых компаний с мировым именем PWC (PriceWaterhouseCooper, Nigel Vooght) и Accenture (Edwin Van der Ouderaa).

    Какие изменения окажут наиболее серьезное влияние на компании финансовой сферы, потребителей, сотрудников и регулятора? Такую канву обсуждения задал модератор заседания, Председатель правления Сбербанка Герман Греф. В отличие от предыдущих периодов, похоже, что определять динамику этих изменений будут именно потребители, искушенные современными гаджетами и онлайн-сервисами. Сергей Солонин, один из основателей успешного платежного сервиса Qiwi, считает, что должно произойти разделение на 2 логические плоскости: банк – это место, где хранятся деньги, а вот распоряжаться ими потребители будут с помощью финтех-сервисов. Лишь некоторые банки смогут сохранить за собой функции фронт-офиса, предоставлять клиентам интерфейс для управления своими деньгами. Такая точка зрения вполне коррелирует с процессами, уже вовсю набирающими силу в Европе. Вторая платежная директива предписывает банкам открыть доступ к данным своим клиентов небанковским сервисам через стандартизованные средства разработки (API). Российский регулятор пока не столь кардинально подходит к вопросу, но, судя по интересу к альтернативному сектору финуслуг, такой подход вполне может быть взят на вооружение. Солонин и другие спикеры делали заслуженные реверансы в сторону Центробанка, который за последние годы осовременился, по многим вопросам (прежде всего, остроактуального блокчейна) занимает конструктивную позицию и входит в равноправный диалог с рынком.


    Участников «Финополиса» в этом году собралось в 1,5 раза больше, чем на дебютном прошлогоднем форуме, порадовалась Эльвира Набиуллина. За этот год многое изменилось, и самое главное – наладилась совместная работа регулятора с участниками рынка, главным образом как раз по поводу финансовых инноваций. Вообще, 10 лет – это очень длинная перспектива, заметила глава Центробанка, изменения происходят слишком быстро.

    Между тем, все участники форума проголосовали за один из вариантов ответа на вопрос: «Каким станет главный вызов для банковского сектора в ближайшее десятилетие?». Большинство (31%) респондентов отдали предпочтения ответу «Взрывной рост новых технологий, требующих постоянной адаптации». На втором месте оказался более консервативный вариант «Неблагоприятная макроэкономическая среда и низкий рост темпа ВВП». Еще 2 года назад, напомнила Набиуллина, на одном из банковских форумов аудитория посчитала технологические вызовы наименее влияющим на бизнес.

    Многое изменилось и для самого мегарегулятора – если раньше приходилось иметь дело со статичными институтами, понятными подходами к контролю за рисками, сегодня Центробанк отвечает за всю финансовую сферу. Это ведет к колоссальному возрастанию роли отчетности и необходимости качественных изменений в работе надзорных органов. Нужно менять идеологию регулирования, говорит руководитель Банка России, ориентироваться на партнерство и создание финансовой экосистемы, а не регулировать отдельные институты. За последние годы Центробанку пришлось заняться зачисткой рынка от слабых, зачастую недобросовестных игроков, поэтому у него сформировалась репутация карающего органа. Однако это были временные, но необходимые меры, стратегически регулятор нацелен на диалог, совместную выработку решений и совместную работу с бизнесом. То, что это не декларации, а реальные намерения, банки убедились в этом году в ходе обсуждений и совместных пилотных проектов, связанных с использованием блокчейн-технологий.

    Основную задачу по устранению с рынка участников, ведущих нечестную игру, Центробанк выполнил, - высказал свое мнение банкир Олег Тиньков. Что же касается его взгляда в будущее, то банк – это телефон, или тот гаджет, который его заменит. Скорее всего, будет конвергенция между оператором мобильной связи и банком, по крайней мере, в части розничного бизнеса, обслуживания частных клиентов, считает банкир.

    «Зачем вообще нужны отделения? - прозвучал риторический вопрос главы Тинькофф Банка, - у нас 5 миллионов клиентов, которые первоклассно обслуживаются из одного офиса. До сих пор многие думают, что имеет значение доверие к банку, солидность, какие-то дубовые двери. Наш председатель правления Оливер Хьюз недавно шокировал публику на петербургском форуме. Банки проспали свой бизнес, упустили финтех-революцию, заявил он, а молодежи нужен сервис, нужно классное мобильное приложение, а не весь этот пафос".

    "Мы не можем похвастаться мудростью глаз, и умелыми жестами рук, потребителю не нужно это, чтобы нас понять", - переиначил Олег Тиньков строки Виктора Цоя, сорвав аплодисменты зала.


    Рустам Минниханов, чье участие в форуме большей частью сводилось к роли свадебного генерала, активно поддержал тезис о ключевой роли инновационного подхода – не только в банковской сфере, но и повсеместно. Хотя Татарстан является одним из самых продвинутых с точки зрения информатизации регионов, доля наличного оборота здесь высокая, признался Герман Греф. Сбербанк и республиканское правительство договорились о проекте «Безналичный Татарстан», которые должен изменить эту ситуацию.

    Новые технологии – роботизация и искусственный интеллект - уже в ближайшие годы повысят производительность финансовых организаций. Обратная сторона этой тенденции – сокращение необходимости в персонале, причем не только рядовом (операционисты, консультанты и др.), но и уровня среднего и даже высшего менеджмента – принятие многих решений будет возложено на машины. В течение 10 лет сокращения могут достигнуть 30, а возможно и 50%, прозвучали оценки экспертов.  

    «Что банковским сотрудникам и всем нам начать делать с понедельника, чтобы не остаться не у дел в будущем?» - задался вопросом модератор сессии Герман Греф. Убедительного ответа, увы, не прозвучало. Вероятно, имеет смысл наращивать IT-компетенции. Это поможет если не овладеть программированием, то, по крайней мере, хорошо разбираться в современных технологиях.

     

    Источник: