Организаторы Площадки Медиа

«Не существует антикварных вещей, которые не нужны никому»

Экспотрейд – Редакция Экспотрейд –
«Не существует антикварных вещей, которые не нужны никому»
17 октября 2016 года

    Участники Антикварного Салона раскрывают секреты успешной торговли

    В Москве проходит 41-й российский Антикварный Салон. Участвуют около 250 галерей со всей России, в частности из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Устюга, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Перми, Самары, Саратова, Ставрополя, Челябинска и Ярославля, а также зарубежные коллекционеры из Германии, Италии, США, Франции и Белоруссии. На стендах представлена живопись западноевропейских мастеров и полотна отечественной реалистической школы, ювелирные изделия, предметы декоративно-прикладного искусства разных континентов и эпох, императорский и советский фарфор, памятники иконописи, скульптуры, библиографические редкости и антикварная мебель.


    На осеннем Салоне можно увидеть произведения западноевропейского искусства: Лодовико Карраччи «Мадонна ди Барджеллини», «Благовещение» Джузеппе Чезари, «Роскошный охотничий натюрморт с овощами и фруктами» Франса Снайдерса. Широко представлены работы русских художников дореволюционного периода, в их числе портреты императора Александра I кисти Боровиковского, адмирала Голенищева-Кутузова работы Левицкого, картины «Спасение после кораблекрушения» Айвазовского, «Москва. Вид на Нескучный сад» Боголюбова и другие. Какие течения в искусстве сейчас пользуются наибольшим спросом и как заинтересовать клиента в кризис, корреспонденту expotrade.ru рассказала искусствовед Наталия Яковлева.

    Наталия, расскажите об экспонатах, которые ваша компания выставляет на Антикварном Салоне? 

    - В основном мы представляем произведения русских ювелирных фирм, носивших высокое звание поставщиков Императорского двора. Конечно, каждый год меняются сами предметы, но направленность деятельности галереи одна и та же. У нас можно приобрести произведения Фаберже, Хлебникова, Овчинникова и других ведущих русских ювелиров и серебряников рубежа XIX-XX веков, а также работы мастеров Императорского фарфорового завода и Керамической мастерской Строгановского училища. Кроме того, у нас представлены картины художников-передвижников и представителей русской академической живописи, иконы в драгоценных окладах и русская художественная бронза. В общем, все экспонаты — дореволюционного периода.

    Насколько велик сейчас интерес к русскому антиквариату иностранных покупателей?

    - Все клиенты галереи — наши соотечественники, и мы очень рады этому, потому что проданные предметы остаются в России.

    Какие из представленных в этом году предметов наиболее примечательны, на ваш профессиональный взгляд?

    - Это «Русская боярышня», или «Женская фигура в русском народном костюме». Это работа Керамической мастерской Императорского Строгановского училища, 1913 год. Совершенно замечательный и абсолютно музейный предмет. Он имеет не только антикварное, но и историческое художественное значение. Такие фигуры делали в Керамической мастерской исключительно для выставок. И именно эта боярышня, судя по всему, экспонировалась в Оружейной палате на выставке, посвященной 300-летию дома Романовых. Мероприятие посещал Николай II, о чем осталась запись в его дневнике в мае 1913 года. «Русская боярышня» запечатлена танцующей, стоит подбоченившись. Художница, которая расписывала роскошный сарафан скульптуры, — Ольга Эрман-Шабад — занималась именно текстилем, была специалистом по тканям, поэтому ей удалось максимально реалистично показать этот наряд.


    В этот раз у нас представлен красавец Арлекин. Это французская подписная художественная бронза. Работа одной из лучших во Франции бронзолитейных фабрик Фердинанда Барбедьена. В таком крупном размере — больше метра — такие скульптуры встречаются очень редко.

    Как кризис повлиял на спрос, и ожидаете ли вы достаточное число покупателей на этом салоне?

    - Ситуация, конечно, сложная, экономический кризис затронул все сегменты антикварного рынка. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее, ведь наши предметы — вне времени, они не потеряют свою цену. Экспонаты могут продаваться по несколько лет, но практика показывает, что в конечном итоге любой предмет находит своего хозяина. И не существует антикварных вещей, которые не нужны никому. 

     

    На выставке традиционно много европейского антиквариата. Цены на импортную старину по понятным причинам выросли. Как выживают компании, которые возят предметы роскоши из Европы, изданию expotrade.ru рассказала другая участница Антикварного салона, продавец-консультант Рима Ануфриева.

    Рима, откуда ваша галерея привозит антиквариат?

    - Мы представляем предметы рубежа XIX-XX веков. У нас несколько стилей: и готика, и барокко, и ренессанс. Все из Европы: Бельгия, Голландия, Германия, Франция. Мебель, которую мы продаем, готова к использованию. Например, у нас есть предметы для рабочих кабинетов, для гостиниц - они вырезаны из цельного дерева. Очень функциональны и, кроме того, конечно, служат украшением комнаты.

    Насколько европейские товары пользуются спросом среди российских покупателей?

    - Раньше было намного больше российских покупателей. Сейчас их уже практически нет. Возможно, клиенты уже все закупили или у них просто поменялись интересы.

    Стало проблематичнее закупать антикварные предметы за рубежом?

    - С одной стороны, негативно повлиял скачок курса. С другой стороны, что намного заметнее, стало сложнее оформлять бумажную документацию. Ужесточили ввоз антиквариата из Европы, и теперь приходится отстаивать километровые очереди на границе, заполнять безумное количество бумаг. И в итоге перевозка предметов в Россию занимает намного больше времени, чем раньше.

    Вы говорите, что у вас достаточно демократичные цены. С чем это связано?

    - Мы не продаем исторические предметы, которые стоят в музеях, как достояние культуры. Наши экспонаты намного проще. У нас есть и оригиналы, и копии. Что касается стоимости, то средняя цена, например, камина высотой 350 см — 35000 €. Картина с шикарной рамой — 7000 €. А, например, картины попроще, на дереве — 3000 €. Кстати, их не очень активно покупают, потому что боятся подделок. На самом деле, работать на дереве могли себе позволить обеспеченные художники, а остальные — на холсте. В целом, могу сказать, что мы давно работает на рынке, и точно знаем, сколько стоит конкретный предмет.