Организаторы Площадки Медиа

"СМИ будут бороться с Фейсбуками и Телеграммами"

Экспотрейд – Редакция Экспотрейд –
"СМИ будут бороться с Фейсбуками и Телеграммами"
26 октября 2016 года

    В Москве прошла конференция Communications Insights

    На конференции Communications Insights в Москве ведущие специалисты в области коммуникаций, новых медиа, связей с общественностью и эксперты по аналитическим решениям рассказали о медиаизменениях и будущем отрасли.

    Конференция состояла из трех частей: Trends insights - о специфике оценки PR и анализе воздействия коммуникационных кампаний на бизнес-процессы, Data insights - о методах обработки больших данных и Com insights - о тонкостях успешного взаимодействия с целевой аудиторией.

    В рамках первой сессии спикеры рассказали, как меняется профессия PR-менеджера и обозначили, каким должен быть работник в этой сфере уже сегодня. По словам заместителя директора по коммуникациям Фонда развития интернет-инициатив Сергея Скрипникова, PR-менеджер должен будет уметь взаимодействовать не только с людьми, но и учиться работать с большими объемами данных: «Сейчас впервые произошел карьерный излом. Раньше программист, разработчик зарабатывал больше всех. Сейчас это не так, потому что в большинстве организаций крайне ждут Data Scientist — специалиста, который может работать с данными, извлекать из них инсайты. Такой человек востребован организациями будущего».


    Среди факторов, которые повлияли на изменение взаимодействия PR-менеджеров с потребителями, специалисты отметили и массовый переход в новые каналы коммуникации: «Пиарщики проспали мессенджеры. Что это значит? Сегодня специалисты, которые, в первую очередь, занимаются коммуникациями между людьми, до сих пор недостаточно используют новые популярные платформы в своей работе, как на B2B-, так и B2C- аудиторию», — отметила организатор конференции, генеральный директор PR News Лилия Глазова.

    В рамках доклада «Медиа будущего: какие они? Что должны знать о новых форматах PR- и маркетинг-специалисты?» журналист-международник, продюсер мультимедийных проектов Артем Галустян рассказал, за какими форматами будущее и почему PR-менеджерам особенно выгодно сегодня создавать совместные с крупными редакциями проекты.

    Артем, сейчас лонгридами называют чуть ли не все объемные материалы, которые, на самом деле, далеки от этого формата. Поясните, что должно быть в материале, чтобы его можно было назвать лонгридом? 

    - Если говорить про жанровые характеристики, то это журналистика на скрещении с документалистикой и, может, с артом. Это мультимедийная история, которая по своей архитектуре сильно отличается от привычной мультимедийной статьи. Раньше стержнем был текст, а вокруг него спиралью вертелись визуальные материалы. Они иллюстрировали разные абзацы, текстовые блоки. В мультимедийной истории логика повествования предполагает другие механизмы: каждая мысль выражена тем инструментом мультимедиа, который релевантно ее доносит. То есть в репортажный кусок лучше включить фотогалерею, для погружения в ситуацию — видеофайл. И каждый блок обязательно несет свой смысл и выстаивает мозаику общей картины. Безусловно, лонгрид — это текстоцентричный проект. Но это не говорит, что вокруг этого текста «пляшет» весь мультимедийный материал. Это просто значит, что основная степень восприятия фактуры идет именно через текст. К тому же лонгрид — это максимально визуальноёмкий формат, который предполагает достаточно долгий цикл производства. Например, первый такой материал — проект Snowfall — потребовал 9 месяцев работы у 16 человек. При этом были задействованы люди вне редакции, которые помогали в углубленном исследовании предмета. Если измерять масштабы производства в человеко-часах, то это очень трудоемкое дело.

    Тогдла возникает вопрос, насколько выгодно создавать лонгриды?

    - Многие медиаменеджеры говорят, что это абсолютно нерентабельно, какие бы показатели эффективности в итоге не получились. И действительно: человекочасы, затраченные на этот продукт, и выхлоп, который вы имеете в итоге, абсолютно не соизмеримы, какое бы количество просмотров не было. Сейчас уже можно сказать, что мультимедийный storytelling с моушн-эффектами и емким визуальным потенциалом не стал трендом в редакционной жизни СМИ. Этот продукт остается премиальным. Его будут делать редко и только те редакции, у кого есть достаточно ресурсов. В то же время лонгриды занимают все больше места в ряду нативных мультимедийных форматов, то есть совместных проектов редакций и различных компаний, которые готовы покрывать издержки. В первую очередь, нужно смотреть именно на имиджевый потенциал, который вы в итоге сможете вытащить из проекта. Здесь он раскрывается на 100%. Это очень сильный формат по влиянию, по эффекту и по степени манипулятивности эмоциями пользователя. Соответственно, в него нужно оборачивать очень крутой контент, чтобы материал «выстрелил».


    А как спрогнозировать, «выстрелит» материал или нет?

    - На мой взгляд, когда вы выбираете тему для мультимедийной истории, должны быть соблюдены 3 признака. Это очевидные вещи, но их часто игнорируют. Во-первых, обязательно должна быть некая событийность, герой и сюжет, то есть некая история. Во-вторых, должен быть мощный эмоциональный и визуальный потенциал у истории. Иногда у душераздирающей содержательной истории мало визуального потенциала, который вы можете достать, и тогда ее не стоит брать. И, в-третьих, эксклюзивность в широком понимании. Это может быть эксклюзивная редакторская работа, когда исторический материал обработан с той стороны, с которой к нему никогда не подбирались. Если автор обратит внимание на эти три признака, то он поймет, что, например, 10 барбершопов города нельзя подать через лонгрид. Почему бы просто не сделать рейтинг — наиболее подходящий формат для такой темы. Многие подобные бессмысленные проекты-лонгриды в итоге обесценили сам формат.

    Когда аудитории надоест читать лонгриды, что придет на смену этому формату? 

    - Эксперты, чье мнение я разделяю, считают, что это переходный формат. Уже приходят другие, с возможностью еще большего погружения и вовлечения аудитории в материал. Следующее звено в эволюции — это virtual reality, которое предполагает полное погружение в обстоятельства места и действия. Такое делает сейчас, например, NYTimes. Я думаю также, что формат мультимедийных историй модифицируется в разных сферах по-своему. Например, документальное кино может обрести свои формы в интернете. И это уже происходит: есть примеры отличный web documentary проектов на Al Jazeera. Помимо этого, формат уйдет и в другие в сферы искусства. Сейчас музеи часто выкладывают тысячи оцифрованных фотографий в интернет. Пока они делают это, не понимая, как такие проекты правильно презентовать. Я думаю, что через какое-то время у нас появятся мощные онлайн-галереи, которые дадут возможность виртуального присутствия.

    Что касается новых медиа, то какими они будут и какие факторы будут способствовать трансформации традиционных?

    - СМИ в будущем (даже уже сейчас) начнут борьбу за внимание аудитории. И при этом бороться будут с Фейсбуками и Телеграммами — соцсети уже уверенно доминируют в индустрии внимания. Будет больше каналов доставки информации. СМИ, в основном, будут заняты дистрибуцией контента, меньше — развитием одного канала информации. И, конечно же, поиск новых бизнес-моделей. Все ищут «золотой ключ». Но, кажется, у каждого этот ключ будет свой. 

    Источник: