Организаторы Площадки Медиа

А. Смирнов: Министерства экологии и промышленности между собой не общаются

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
А. Смирнов: Министерства экологии и промышленности между собой не общаются
27 октября 2016 года

    Участник Международного делового форума PAP-FOR Russia в Санкт-Петербурге оценил экологическую ситуацию в ЦБП

    На Международном деловом форуме PAP-FOR Russia в Санкт-Петербурге эксперты обсуждают проблемы целлюлозно-бумажной промышленности. Особое внимание они уделили вопросам очистки сточных вод. По мнению специалистов, ЦБП является "загрязнителем № 1" среди всех отраслей промышленности. На долю отрасли приходится каждая четвёртая тонна загрязняющих веществ, которые сбрасывает промышленность. Что мешает модернизации очистных сооружений, почему надо отменить налог на экологическое оборудование и как работает импортозамещение в ЦБП, корреспонденту expotrade.ru рассказал участник форума, инженер-технолог Александр Смирнов. 

    Александр, от каких экологических проблем в целлюлозно-бумажной промышленности сейчас уже невозможно отмахнуться?

    - Самый большой бич - это очистка сточных вод. Есть два фактора, которые влияют на эту проблему. Первый фактор - сооружения очистки сточных вод на ЦБК и КБК финансируются по раздаточному принципу. То есть сначала модернизируется производство, а потом только очистные сооружения. Второй фактор - крайне жёсткие нормы, которые сейчас предъявляются к ЦБК и очистке сточных вод. В данном случае я сравниваю российские стандарты с нормами США и Евросоюза. В той же Белоруссии, которая находится совсем рядом с нами, можно гораздо спокойнее работать, потому что она перешла на европейские нормы. Я знаю, что Украина тоже сейчас гармонизирует свои стандарты с Евросоюзом.

    Есть ещё две проблемы - газовые выбросы и осадки сточных вод. Само по себе производство, если это не варка целлюлозы, не сильно загрязняет окружающую среду. Если присутствуют какие-то газовые выбросы, проблема решается очень просто: устанавливаются фильтры - и газовых выбросов почти нет. А вот с осадками вопрос остаётся открытым. Это как бомба замедленного действия. Сейчас этому вопросу не уделяют внимания ни сами бумажники, ни регламентирующие органы. Дело в том, что никто не знает, куда девать осадки сточных вод. Вроде, как они идут на полигон ТБО, но что с ними происходит на полигоне - неизвестно.


    Как, на ваш взгляд, можно решить эти проблемы?

    - Я считаю, что нам следует перейти к нормам так называемого технического регламентирования. Это значит, что очистные сооружения надо оценивать в зависимости от их мощностей и возможностей. То есть если сооружение может очистить воду только на 50 %, пускай очищает ее на 50%. Очистному сооружению дали норму эффективности, фабрика ее соблюдает, поэтому ее не штрафуют. А деньги, которые она заплатила бы за штрафы, пускай вкладывает в модернизацию очистных сооружений. В последующем специальные органы ещё раз оценят обновлённые сооружения и повысят норму эффективности. Не надо штрафовать предприятие, не надо выпускать какие-то драконовские законы, которые невозможно соблюдать. Лучше стимулировать бумажников на то, чтобы они очищали воду и не загрязняли природу. Я считаю, это путь к решению всех проблем, которые сейчас существуют.

    Как решаются вопросы экологической безопасности ЦБП на государственном уровне?

    - В России Министерства экологии и промышленности между собой, наверняка, не общаются. Одним нужна очистка сточных вод, другим - высокие мощности. Эти ведомства не понимают, что одно порождает другое. Когда мы увеличиваем мощности, мы ухудшаем очистку. В Белоруссии существует жесткий контроль со стороны президента, там созданы межпрофильные комитеты, которые работают на рубежах экологии и промышленности. У нас тоже создали такой орган в 90-х годах - бюро НДТ. Однако оно существует номинально. В прошлом году бюро выпустило два норматива, но их ещё не ввели на официальном уровне. 

    На форуме много говорили о снижении НДС на экологическую продукцию. Почему это необходимо?

    - Когда мы завозим зарубежное оборудование, то за счёт перевозки и НДС оно увеличивает свою стоимость на 1/5. Если бы оборудование из Германии стоило в России столько же, сколько и там, у многих фабрик в нашей стране появилась бы возможность модернизировать своё производство и очистные сооружения. Сейчас такой возможности нет. К сожалению, не все оборудование выпускается у нас в России, поэтому снижение НДС на экологическую продукцию просто необходимо как временная мера.


    То есть об импортозамещении в ЦБП говорить не приходится?

    - С 2014 по 2015 год импортозамещеие развивалось очень вяло. Люди завозили в страну комплектующие и собирали оборудование здесь. Это не импортозамещение. Конечно, не всё можно произвести в России. Те же провода мы привозим из Германии. Но доля завозимых продуктов в общем объёме продукции должна быть, по-моему, не более 45%. Сейчас у нас есть линейки, которые мы делаем почти на 97%. Поэтому импортозамещение идёт. Мы можем выпускать свою продукцию, у нас для этого хватает знаний и производственной базы, мы делаем оборудование не хуже импортного.

    На выставке представлено много китайских товаров, в частности, для очистки сточных вод. Что вы думаете о соотношении цены и качества на оборудование из Поднебесной?

    - В мае я посетил несколько китайских заводов. Помню, мы шутили по дороге на первый завод, что там, наверное, все делают на бетонном полу, собирают мешалку кувалдой и крутят все это вручную. Когда мы приехали на первый завод и увидели все это по факту, мы были в шоке. Действительно, человек с молотком собирал оборудование на бетонном полу. При поставке такой продукт отработает месяц и поломается. Однако на каждом следующем заводе мы замечали повышение культуры производства и качества оборудования. Три из пяти заводов, которые мы посетили, ничем не уступают ни российским, ни европейским предприятиям. Мы спрашивали, почему их оборудование стоит так дёшево. У них существует очень много программ для поддержки бизнеса. Если ты хочешь делать бизнес не на внутренний, а на внешний рынок, тебе дадут экономические преференции: снизят налоговую ставку, дадут беспроцентный кредит. Ещё очень важный момент, который не ограничивает их рост: у них намного меньше проверяющих органов. К примеру, чтобы покрасить изделие, в России надо пройти все круги ада. Надо получить разрешения, создать специальные условия, оборудовать специальную комнату, проверить краску. При этом может прийти пожарный или эколог и оштрафовать за промасленную тряпку. В Китае этого нет. Если ты производственник и обеспечиваешь какое-то количество людей рабочими местами, тебе все это просто списывается. Тут вопрос в том, что можно либо помогать бизнесу, либо мешать ему. Если ничего не делать для бизнеса, это тоже из серии мешать. Поэтому в Китае, как и в Европе, создана система единого окна. Приходит предприниматель и говорит, что хочет открыть производство. У него уточняют все детали, выдают комплект документации, он его заполняет, и за него все оформляется. 

    Источник: