Организаторы Площадки Медиа

«Результаты российских скачек и бегов не признаются во всем мире»

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
«Результаты российских скачек и бегов не признаются во всем мире»
28 октября 2016 года

    Участники международной конной выставки «Эквирос-2016» обсуждают сложную ситуацию в конном спорте

    На выставке «Эквирос-2016» представлен широкий ассортимент конной амуниции, а также экипировка всадника: от сапогов до цилиндра. По словам производителей, цены на европейские бренды поднялись в среднем на 50%, однако покупатели все равно не стремятся переходить на более дешевую российскую продукцию.

    «В России производство только-только начинается, поэтому и качество экипировки соответствующее. Чтобы достичь уровня зарубежного производителя, нам не хватает и опыта, и хорошего оборудования, и приличных материалов. Конечно, те, кто на выставке берет товары отечественного производства, делают это только потому, что они дешевле», — пояснила директор конного магазина Светлана Добровольская. 


    На «Эквиросе» традиционно презентовали последние селекционные достижения российских коннозаводчиков.

    «В России великолепные донские, буденовские и орловские рысаки — сразу вспоминаем нашего великолепного Балагура, который добился крайне высоких мировых результатов. В настоящий момент 2 лошади российского разведения — тракененская (на Олимпиаде выступала под седлом Иннесы Меркуловой) и ганноверская (под седлом Марины Афрамеевой) — добились высочайших успехов. Это наши лучшие лошади, по результатам они превосходят привозных», — отметила генеральный директор КСК «Карцево» Наталия Бронникова.

    Между тем, именно посредственные результаты на Олимпиаде в Рио стали причиной разгоревшихся споров о состоянии конных видов спорта в России. Некоторые эксперты говорили на выставке о разлаженной работе ФКСР, другие — о недостаточном финансировании со стороны государства. По словам вице-президента Федерации конного спорта России, мастера спорта международного класса Владимира Белецкого, ФКСР ставила задачу получить квалификацию для сборных команд, и именно с этой точки зрения планировался весь тренировочный процесс.

    «В выездке лицензии получили две всадницы, которые выступили в личном зачете. Спортсменки были хорошо подготовлены, прекрасно выступали, но, к сожалению, досадная ошибка не позволила побороться за высокие призовые места. В троеборье впервые за многие годы Россия выставила композитную команду. Здесь в борьбе за квалификацию не хватило финансовых возможностей выставить наших всадников на топовых турнирах, чтобы они получили опыт выступлений среди сильнейших пар мира. Также проблемы возникли и при транспортировке на учебно-тренировочный сбор в Германию, откуда команда отправлялась в Рио. Надо понимать, что в связи с географическим положением России прохождение границы регулярно вызывает проблемы. Ведь лошади тяжело переносят длительные поездки и физически устают от них. Конечно, все это повлияло на результат», - сказал Белецкий.


    Что еще мешает нашим всадникам подняться на пьедестал почета и какие меры предпринимают чиновники для вывода конных видов спорта из кризиса, корреспонденту expotrade.ru рассказала пресс-секретарь Федерации конного спорта России Анна Карпова.

    Анна, сейчас ведутся разговоры об объединении конного спорта со скачками и бегами под эгидой Федерации конного спорта России. Почему этот вопрос подняли сейчас?

    - На самом деле, эта необходимость назрела давно, потому что, например, на сегодняшний момент скачки и бега у нас в стране нелегитимны. Они находятся в юрисдикции Минсельхоза, а все остальные виды — в ведении Минспорта, из-за чего возникает ряд проблем. Результаты российских скачек и бегов не признаются во всем мире, так как правила не соответствуют международным стандартам. Почему это важно? В мировом сообществе есть рейтинговые скачки, в которые нельзя просто прийти и заявить лошадь, если она не занимает определенное место в мировом рейтинге. Так как российские результаты не учитываются при подсчете этого рейтинга, наши лошади не могут набрать баллы и выступить на крупном турнире. Поэтому наездники вынуждены выезжать за границу, стартовать там и попадать таким образом в рейтинг. То есть все проходит мимо российских скачек. В итоге, чтобы этот замкнутый круг разбить, скачки и бега необходимо интегрировать в международную систему.

    Тем не менее, почему-то есть противники такого решения. В чем основные минусы интеграции? 

    - Я думаю, проблема в том, что многие живут стереотипами. Мнение, что скачки — это сельское хозяйство, к которому мы, как Федерация спорта, не имеем отношения, очень сильно впечаталось в умы. Тем не менее, переговоры об интеграции уже ведутся. Со стороны ОАО «Российские ипподромы» есть понимание того, что это реальный выход. 

    Что касается коневодства, в каком состоянии оно сейчас в России? Почему мы практически не занимаемся своими, отечественными породами? 

    - Нельзя говорить категорически, что мы не выращиваем достойных лошадей. Например, две лошади, которые выступали в Рио в выездке — Аванс и Мистер Икс, нашей, российской селекции, и их достижения признаны всем миром. Это большой плюс и для отрасли, и для конезаводчиков, которым необходимо продвигать своих животных. Большая проблема в том, что у нас нет механизма взаимодействия с этими самыми конезаводчиками. Ситуацию усложняет и то, что в настоящий момент у нас коннозаводство складывается не только из крупных структур, но и из мелких частных крестьянско-фермерских хозяйств. А в советское время была менее разрозненная структура. Сейчас только начинает работу Комитет по коннозаводству, созданный при ФКСР, правда, быстрых результатов ждать не стоит.


    Как государство помогает развитию конного спорта? 

    - Минспорта, конечно же, финансирует различные мероприятия. Но нужно понимать, что деньги не идут на счет Федерации. Это происходит не так, как все представляют, по схеме «мы получили средства и разделили их, как захотели». Нет, Минспорта выделяет финансы под конкретное событие: на участие сборной в международных соревнованиях, например, в первенстве или чемпионате Европы. Также средства выделяются на проведение Всероссийских соревнований. Государство частично компенсирует оплату судей, аренду спортивного объекта. Все эти пункты расходов есть, но они выделяются под строгую отчетность. И этих средств, конечно же, недостаточно.

    Не секрет, что конный спорт — элитарный. Нужна лошадь, дорогая экипировка. В советское время лошадь спортсмену предоставляло государство. Была бы Петушкова на пьедестале, если ей не дали Пепла?! Возможно ли сегодня возвращение к этой системе? 

    - Не думаю. Тогда Федерация имела другую структуру, и структура государства была другая. В любом случае, если мы говорим об уровне Олимпиады, то конный спорт считается элитным и дорогим в любой стране. В массовом же спорте есть очень много детско-юношеских школ, где можно за небольшую плату или даже бесплатно ходить на занятия. Например, в Московской области есть клубы, где за месяц (4 занятия в неделю) нужно заплатить всего 2500 рублей. А в частном клубе столько стоит только одно занятие, причем это средняя цена.

    Почему же тогда у нас это не такой массовый спорт, как в европейских странах? 

    - Причина в неинформированности населения. Я знаю, что в некоторых регионах нередко случаются ситуации, когда стоит вопрос о закрытии бюджетных школ, потому что в них никто не идет. В государственных учреждениях действует такая система, когда количество мест дается в зависимости от числа учащихся. Если, например, в этом году не добрали 2 человека, то в следующем эти 2 места могут сократить. Почему происходит недобор? Обычно из-за того, что о конной школе просто не знают родители, им не дают нужной информации. Тем не менее, если 5 лет назад СМИ крайне мало интересовались конным спортом, то сегодня при содействии Федерации появляется все больше публикаций и телесюжетов.

    Может быть, дело еще и в дороговизне экипировки, которую приходится покупать родителям?

    - На начальных этапах совершенно не нужно покупать дорогие вещи, особенно, когда речь идет о детях — ведь они быстро растут. В любом спорте выбор экипировки зависит от того, как ее будут использовать. Мы же не идем кататься в лес на лыжах, которые стоят, как Олимпийские. Вот и здесь для начала обучения достаточно обычного снаряжения.

    Достаточно ли развит конный спорт в регионах?

    - У нас много регионов, которые климатически не имеют возможности развивать конные виды спорта. В северных частях это, в принципе, не популярно. На юге дела обстоят по-другому из-за культур казачества или же близкого расположения множества конных заводов. Соответственно, там функционируют достаточно крупные Федерации. Есть и такие регионы, где членами федерации являются всего 5-6 человек. Причем интересно, что даже такими силами они пытаются популяризировать спорт, проводить соревнования, пусть и небольшие. Весь вопрос в том, налажена ли коммуникация.

    Почему бы нам не внедрить германскую систему? На прошлой Олимпиаде в Рио именно немцы завоевали в конных видах спорта больше всех медалей. 

    - Понятно, что нам многого не хватает, чтобы конкурировать с немцами, но нужно понимать, что в Россию интегрироваться германский опыт не получится. У них совершенно другая система, которая структурно строится совсем не так, как у нас. Например, лошадь выведена в отдельный статус: это и не сельскохозяйственное животное, и не спортинвентарь. Ведь у нас, например, по нормам Минспорта, считается равносильным, что на соревнования едет хоккеист с клюшкой, что всадник с лошадью. И нет абсолютно никакого финансирования на поддержание лошади, как спортсмена. Мы же понимаем, что ей, как и людям, нужна та же терапия, должный уход. В Германии особый статус прописан на законодательном уровне, соответственно, и коневодство финансируется по-другому, и сам конный спорт. Более того, Федерация конного спорта у нас находится под Министерством спорта, в Германии — под Министерством внутренних дел. Понятно, какой статус у этого ведомства и как поэтому реагирует на нужны конного спорта государство.

    Если это приносит такие результаты, может и нам есть смысл передать Федерацию конного спорта России от Минспорта в ведение того же МВД? 

    - Конечно, сделать можно многое, но нужно учитывать и последствия. Сейчас мы можем какие-то вопросы между собой регулировать, сотрудничать с теми же скачками, с коневодством, Международной федерацией, и этого пока достаточно. А ломать министерские законы — это слишком длинная история, и лезть в нее нужно с очень большой осторожностью. 


    Источник: