Организаторы Площадки Медиа

Выход есть?

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Выход есть?
25 ноября 2016 года

    В Москве проходит VIII ежегодный Финансовый форум России

    «Финансовая политика определяющей роли в экономическом росте не играет», – таким утверждением озадачил собравшихся на сессию «Финансовая система России: как максимально соответствовать промышленному росту» председатель совета директоров "МДМ Банка" Олег Вьюгин. По его мнению, рост возникает только тогда, когда в государстве есть четкие правила игры, предусматривающие, в частности, уважение к правам собственности и не допускающие нарушения этих прав с помощью административного ресурса вопреки действующим в стране законам. «К сожалению, за 25 лет в России таких правил не установилось, – констатировал Вьюгин. – Законы есть, но их правоприменение оставляет желать лучшего». В результате, по мнению банкира, «государство нарушило баланс», расширив свое присутствие в экономике, чрезмерно контролируя активы и ренту. Коммерческие интересы крупных государственных компаний начинают работать против частных – и это угнетает механизм инвестирования.

    Против роста, по словам Вьюгина, действуют и конъюнктурные ограничения, главное из которых – мировое падение цен на энергоресурсы. Проведенная два года назад девальвация рубля не дала ожидаемого эффекта – экспортной экспансии. Объем экспорта увеличился незначительно, что свидетельствует о негибкости российской экономики. Помочь ей, на взгляд Вьюгина, в силах только масштабное дерегулирование.


    Партнеры Олега Вьюгина по дискуссии тоже не выразили оптимизма относительно происходящего. «Источником роста экономики может быть только инвестирование», – убежден председатель корпоративного и инвестиционного банка Citi CEEMEA Иракли Мтибелишвили. Но при этом сразу встает фундаментальный вопрос доверия в самом широком смысле: политическом, экономическом, социальном. К сожалению, отмечает Мтибелишвили, в нашем обществе уровень этого доверия чрезвычайно низок, что сказывается на экономике самым приземленным образом – потенциальные инвесторы вкладывать деньги боятся.  «До 2014 года драйвером роста являлось потребление, – уточнил Мтибелишвили. – Но сейчас, фигурально выражаясь, потребитель мертв. Поэтому драйвером роста должны стать инвестиции, следовательно, надо создавать условия для их притока, поднимать уровень доверия». Тем более, что такой большой стране, как Россия, внутреннего рынка мало – ей нужны внешние займы. В годы относительной стабильности она заимствовала и потребляла в среднем от 80 до 100 млрд долларов внешнего капитала, привлеченного в разных формах, и эта часть ресурсной базы постоянно подпитывала экономический рост, напомнил Мтибелишвили.

    Насыщение российской экономики деньгами в нынешней ситуации не даст результата, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, – с тем же успехом они из нее утекут; ежегодный отток капитала из России в среднем составляет 3,5 % ВВП. По мнению Гурвича, необходимо создать такие условия, чтобы деньги «не боялись попасть в чужие руки», чтобы им не грозила опасность «потерять свою стоимость», то есть обесцениться и, наконец, чтобы у них была возможность работать на будущее, а не на решение сиюминутных проблем в настоящем. Обеспечить такие условия может только сильная макроэкономическая политика и устранение внешних и внутренних барьеров на пути капиталов, считает эксперт.


    Деньги сами по себе не способны дать импульс экономическому росту не только в России, но и в мире – к аналогичному выводу пришли участники другой сессии форума - «Мировые финансы: прогноз развития». Сегодня правительства во всем мире, похоже, осознали, что действиями одних центробанков экономику из стагнации не вывести. Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик обозначил современные мировые тенденции, влияющие на экономическое развитие: рост имущественного расслоения и недовольства населения политикой правящих элит; подмена назревших структурных реформ промышленной политикой; доминирование региональных факторов по сравнению с глобальными; значительное замедление темпов роста международной торговли и инвестиций, ограничивающее возможности национальных бюджетных политик. Регион, который в отличие от Запада, внушает экономические надежды, – это Азия. «Если в Америке и Европе мы видели откат в плане глобализации, то в Азии этот процесс не останавливается и даже ускоряется», – отмечает Лисоволик. Лидерство в нем, разумеется, принадлежит Китаю.

    А что же делать в этой ситуации тем, кому, в сущности, непосредственно адресован форум, – финансовым директорам компаний и представителям банковского сообщества? Ответу на этот вопрос были посвящены сразу две послеобеденные сессии форума – «Повестка дня финансового директора на 2017 год» и «Банковская система России: фокус на корпоративный банкинг».

    Финансовые директора обсуждали проблемы привлечения финансирования, оценивали его доступность и стоимость, пытались спрогнозировать риски, связанные с возможным изменением валютного курса; обсуждали пути повышения операционной эффективности в своих компаниях. Сегодня, как и в докризисное время, возможность воспользоваться заемными финансами у разных отраслей совершенно разная. Так, представитель энергосектора, заместитель генерального директора по экономике и финансам «Т плюс» Кирилл Лыков сообщил коллегам, что в кризис его отрасль пользуется у банков гораздо большей симпатией, чем до кризиса: «Мы заместили кредитные лимиты менее надежных, по мнению банков, отраслей». По словам Лыкова, банки сегодня активно предлагают энергетикам кредиты по ставкам на уровне 10 %, а в декабре традиционно ожидается «предновогодний парад» более выгодных предложений. Менее любимый банками ритейл, как сообщил финансовый директор группы Bosco di Ciliegi Алексей Скворцов, имеет возможность кредитоваться в среднем под 12 % годовых и выше. При этом представители практически всех отраслей отметили тенденцию к долгожданному (хотя и очень постепенному) снижению банковских кредитных ставок.

    Участники сессии по корпоративному банкингу были озабочены встречной проблемой – как привлечь платежеспособного, надежного и, желательно, постоянного корпоративного клиента. Розничные сети массово сделали выбор в пользу крупных госбанков. «Середнякам» же приходится действовать в условиях жесткой конкуренции с уже упомянутыми госбанками и «дочками» иностранных банков, работающими в России. Правда, при детальном анализе выяснилось, что ситуация не так уж безнадежна. Госбанки, предлагающие компаниям более широкий спектр услуг по более выгодной стоимости, зачастую проигрывают средним банкам в гибкости предоставления этих самых услуг, возможности соответствовать индивидуальным нуждам клиентов. А иностранные «дочки», в свою очередь, обладая значительно большим опытом работы на глобальных рынках, уступают отечественным банкам в знании специфики российского рынка. 

    Источник: