Организаторы Площадки Медиа

Общественный транспорт: прошлое и будущее

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Общественный транспорт: прошлое и будущее
29 ноября 2016 года

    Выставка «ЭкспоСитиТранс-2016» проходит в Москве

    В числе участников выставки "ЭкспоСитиТранс" - более 100 компаний из 15 стран мира, которые представляют инновационные технологии и сервисы для пассажиров и различные виды общественного транспорта нового поколения. Среди новинок - бесшумные автобусы с пониженным уровнем выбросов углекислого газа и высокими характеристиками безопасности, эргономичные велосипеды с большим запасом хода и разные модели электробусов и двухэтажные поезда.

    Впервые в рамках «ЭкспоСитиТранса» организована экспозиция Международного фестиваля детского и молодёжного научно-технического творчества. Школьники и студенты привезли модели городского и сельского транспорта будущего, которые по дизайну больше похожи на гоночные автомобили. 

    В выставке также участвуют государственные автотранспортные предприятия Москвы и Подмосковья, обслуживающие метрополитен, железные дороги и наземный городской транспорт. Когда российские города перейдут на беспилотные автобусы и как планируют модернизировать автопарки, корреспонденту expotrade.ru рассказал главный инженер ГУП МО «Мострансавто» Виктор Хальзов.   

    Виктор Владимирович, на выставке представлено много новых моделей электротранспорта. Когда в Московской области начнут курсировать такие составы?

    - Именно электрический привод нас, действительно, очень привлекает как с точки зрения экологии, так и с точки зрения снижения эксплуатационных затрат. В начале этого года мы брали в опытную эксплуатацию разработку электробус КАМАЗ-6282, построенный на базе кузова низкопольного автобуса НефАЗ. Он у нас работал в Одинцовском предприятии автомобильного транспорта на маршруте от метро "Славянский бульвар" до инновационного центра Сколково. Но работал недолго. По итогам, к сожалению, мы дали отрицательное заключение. Но, как говорят, отрицательный результат — это тоже результат. Представители НефАЗ КАМАЗ очень правильно восприняли нашу критику, оперативно сделали новый образец, который также представлен на этой выставке.


    В чем были основные недоработки?

    - Одна из слабых сторон любого электробуса — ограниченность запаса хода. Тот электробус, который мы тестировали, позиционировался без подзарядки 75-100 км. По факту оказалось значительно меньше. Не сработала система рекуперации энергии: когда идёт торможение, электроэнергия как бы возвращается обратно, и она может использоваться вторично. Второе замечание, казалось бы, мелочь, но самое неприятное в современном подвижном составе — это отсутствие кондиционера. Если бы они его поставили, то запас хода был бы ещё меньше, потому что кондиционер тоже съедает электроэнергию. Ну, и было много конструктивных вопросов, связанных с отделкой, шумовыми характеристиками, расположением аккумуляторных батарей. И еще одна недоработка — сама зарядка: мы проводили зарядку в межсменное время. Нужно как минимум 5 часов. Экстренную зарядку, которая по времени занимает до 15 минут, только позиционировали, но не создали инфраструктуру. И мы не могли ею пользоваться. Учитывая первый очень тяжёлый опыт, мы решили продлить вторую эксплуатацию даже не на полгода, а на 9 месяцев. Мы хотим посмотреть, как электробус ведёт себя во все сезоны. То есть в третий квартал следующего года мы сможем дать своё окончательное заключение по поводу целесообразности использования электрического транспорта в Подмосковье.


    То есть в перспективе мы сможем уйти от традиционных видов транспорта?

    - Да, конечно. Сегодня помимо автобусов с так называемым традиционным двигателем внутреннего сгорания активно позиционируют себя газовые автобусы. В Москве идея их внедрения долгое время буксовала, но сейчас в самом городе уже создаётся нужная инфраструктура. Планируется, что один из автопарков перейдет полностью на газ. В Подмосковье мы пока не развиваем газовую тему, потому что, к сожалению, инфраструктура очень слабо развита. Из-за чего мы вынуждены искать варианты. Мы выбрали маршрут до Сколково, потому что там — центр инновации, где должно быть все новое. Плюс ко всему, недалёко находится Одинцовское предприятие автомобильного транспорта. Уже решено, что для нового электробуса в Сколково оборудуют устройство для ускоренной подзарядки, чтобы он мог работать полноценно. А пока, если обычными автобусами мы выполняем 6-8 рейсов, то электрический от силы делает 3-4 рейса: 2 утром и 2 вечером. Он даже не может полноценно перевозить пассажиров в час пик.


    Что касается обновление автопарка, какие автобусы придут на смену устаревшим - отечественные или зарубежные, как раньше?

    - Сейчас, что очень важно, наши производители наконец-то начали делать достойный силовой агрегат. Так, Ярославский моторный завод начал выпускать двигатели. Раньше мы брали импортные. Но взять всю ходовую часть или, как это называется на техническом языке, шасси, российского производства мы не можем: у нас в основном все импортное. Закупаемся у очень достойной компании, широко представленной во всем мире: 85% ездят на компонентах немецкой «Цанрад Фабрик». От этого не уйти: мосты, рулевой, карданный вал, и, самое главное, это автоматическая коробка передач, оптимально созданная с точки зрения расхода, в том числе, и по топливу — все оттуда. Конечно, импортозамещение используется везде по максимуму. Это позволяет снижать стоимость, при этом сохраняя качество подвижного состава. Например, если раньше мы требовали, чтобы были надежные кондиционеры импортного производства, то сейчас в автобусах стоят кондиционеры отечественной разработки. Они показали себя достойно этим летом, отказов было очень мало.

    Одна из проблем Центрального региона — это устаревший автопарк, который требует обновления. В каком состоянии находится общественный транспорт в Московской области?

    - За последние 3 года в Подмосковье обновили более 2 тысяч автобусов. Если учесть, что мы ежедневно выпускаем на линию около 5300, то эта цифра приближается к 40%. Мы считаем, что это хороший темп. Уже есть договоренности на следующие годы, то есть обновление будет продолжаться. Мы считаем, что правительство Московской области очень правильно оценивает ситуацию, и в общем-то последовательно решает именно эту первостепенную задачу.


    Что касается 60% необновленного транспорта, в каком состоянии он сейчас находится?

    - Эти автобусы можно отнести к разряду устаревающих. К примеру, у нас работают сегодня 708 олимпийских автобусов - с 2014 года. То есть это тоже еще новый транспорт. Также большое количество автобусов Hyundai, которые когда-то были взяты в лизинг, им по 5-6 лет. Но они тоже в приличном состоянии. Получив подвижной состав по этому году, мы сможем убрать с маршрутов самые старые автобусы. Тем более, сейчас пошла очень хорошая практика. У нас были автобусы малого класса - Mercedes-Benz Sprinter. Им более 10 лет, пробег больше 1 млн км. Они очень дорогостоящие в обслуживании и ремонте. Но вот группа ГАЗ своевременно создала достойную машину ГАЗель Next, и мы сейчас производим массовую замену. В этом году мы получим более 300 машин. Sprinter у нас около тысячи, но на линии выходят около 700-800. То есть под замену попадает почти половина. 


    В то же время пассажиропоток постоянно растет. Хватит ли имеющихся автобусов, или автопарк придется не только обновлять, но и расширять?

    - Пассажиропоток растет, но где-то он перераспределяется. Появляются новые виды транспорта. Ведь нужно рассматривать транспортную инфраструктуру в комплексе. Сегодня в Подмосковье начинают завоевывать популярность среди пассажиров интермодальные перевозки. Поэтому мы не планируем увеличение количества подвижного состава, а хотим просто усовершенствовать саму систему перевозок. В первую очередь, совершенствование маршрутной сети, замена подвижного состава. Там, где работали автобусы большого класса, а пассажиров было не так много, будут теперь автобусы среднего класса. Мы считаем, что тем количеством подвижного состава, который у нас есть, мы сможем должным образом возить наших жителей Подмосковья.

    Сейчас одна из популярных тем — переход на беспилотные виды транспорта, в том числе, и внедрение беспилотных общественных автобусов. Возможно ли это в обозримом будущем в Подмосковье?

    - Да, это перспективно. Но, наверно, переход возможен только в условиях крупных мегаполисов, где можно создать обособленную инфраструктуру. В Подмосковье пока этого нет, поэтому на такие темы говорить рановато.