Организаторы Площадки Медиа

Рынок транспортных услуг: на пути к стабильности

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Рынок транспортных услуг: на пути к стабильности
07 декабря 2016 года

    Участники конференции в Москве обсудили дефицит и профицит железнодорожных вагонов

    Участники конференции «Рынок транспортных услуг» в Москве обсудили промежуточные итоги работы Совета рынка в железнодорожной отрасли, создание которого одобрили в Правительстве полгода назад, динамику грузопотоков в ближайшей перспективе, предпосылки для появления частных перевозчиков, а также принципы формирования долгосрочной и предсказуемой тарифной системы.

    Один из наиболее важных вопросов — это перезагрузка тарифной модели на рынке транспортных услуг, заявил в своём выступлении в рамках пленарного заседания «Целевая модель рынка. На пути к стабильности» директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон. Он отметил, что экономика РЖД сильно поменялась, и сейчас нужно, в первую очередь, рассматривать три ключевых направления: «первое — пересмотр подхода к тарификации и учет массы тары. Тогда грузоотправителя заинтересует использование инновационного подвижного состава. А это, в свою очередь, станет стимулом для создания инновационного подвижного состава с меньшей массой тары. Второе направление — это решение вопроса с классами грузов. Мы считаем, что разделение останется. Однако сегодня классность не соответствует той рыночной ситуации, которая складывается у конкретных грузов. И третье, принципиально важное направление — это тарификация на коротких расстояниях. Она в два раза выше, чем стоимость перевозки грузов на дальних расстояниях. При этом себестоимость на 20-30% больше в зависимости от этих двух сегментов».

    В своем выступлении Ярослав Мандрон также затронул проблему локального дефицита и, наоборот, профицита парка полувагонов. Вторая проблема возникла, когда вслед за либерализацией рынка железнодорожных перевозок в России операторы начали приобретать все больше вагонов. При этом, из-за нежестких правил продления срока эксплуатации старых железнодорожных вагонов они не стали избавляться от советских составов. Стремительный рост парка в конечном итоге привел к снижению скорости и нестабильности сроков доставки грузов. Ситуация постепенно улучшается благодаря запрету продления срока службы грузовых вагонов, который ввели в начале этого года. Такие меры привели к стимулированию реального спроса на новые составы: «Более 1 трлн рублей было вложено в обновление вагонов. Нужно признать, что около трети этих денег еще не вернулись инвесторам и банкам, которые эти задачи профинансировали. Ставка, которая сформировалась на рынке, с нашей точки зрения, только сегодня, спустя несколько лет, позволяет опять начинать возвращать инвесторам средства, которые они вложили в вагонный парк. Наверное, та цена, которая сегодня формируется, с одной стороны, позволяет не допускать деградирования операторского рынка, а с другой — позволяет инвесторам возвращать инвестиции. Нам важно сохранить эту ставку, чтобы избежать волатильности в 2017-19 годах», — пояснил Ярослав Мандрон.

    Резюмирую, Мандрон подчеркнул, что баланс можно достигнуть не путем ввода ограничений со стороны государства, а благодаря созданию системы стимулов для вагоностроителей, которая позволит им выпускать на рынок не более 20 тысяч новых вагонов в год.