Организаторы Площадки Медиа

Игорь Хохлов: Мы тестируем процедуру самостоятельной посадки пассажиров на борт

Экспотрейд – Редакция Экспотрейд –
Игорь Хохлов: Мы тестируем процедуру самостоятельной посадки пассажиров на борт
08 декабря 2016 года

    Участник Авиационного IT-форума рассказывает о внедрении в работу аэропорта новых технологий

    Авиационный IT-форум России и СНГ проходит в Москве. В рамках трех международных конференций участники обсуждают возможности внедрения современных технологий в авиационную промышленность, а также бизнес авиакомпаний и аэропортов. Без каких IT-решений не обойтись крупному аэропорту и чем российские разработки уступают зарубежным, корреспонденту expotrade.ru рассказал директор дирекции производственных ИТ-систем международного аэропорта Шереметьево Игорь Хохлов. 

    Игорь Николаевич, какую долю в бюджете занимает IT-структура в аэропорту Шереметьево, и какую она приносит выгоду?

    - По нашим оценкам, доля составляет от 3 до 6% по затратам всего аэропорта. Сложно сказать, сколько процентов возврата инвестиций нам дают IT-проекты. Перед внедрением мы всегда оцениваем определенные риски в отсутствии системы. Например, затраты авиакомпаний по потерянному багажу или из-за задержек рейсов, связанных с несвоевременным снятием чемоданов с борта, достаточно крупные. Когда мы ввели специальную систему управления, то материальные потери значительно уменьшились. Точно посчитать эффективность конкретной системы невозможно, можно лишь через 1-2 года подвести итоги и понять, дало ли нововведение положительный эффект.

    В Шереметьеве применяют два подхода: это и разработка решений собственными силами, и внедрение проектов от российских и зарубежных поставщиков. Все же какова доля собственных разработок?

    - Определить долю своих разработок и приобретенных достаточно сложно. В нашем KPI фигурирует 238 систем, из них собственных разработок - порядка 30. С точки зрения количества это небольшой процент, но если считать значимость, то собственных решений практически половина от того, что реализовано в аэропорту.


    А что касается сторонних разработок, чаще всего используются российские или зарубежные продукты?

    - Приоритет однозначно отдается российским разработкам. У нас много пилотных проектов. Мы не жалеем своих сил, чтобы протестировать какие-то инновационные продукты и убедиться в том, что российский аналог не хуже, чем импортный. Если решение нас устраивает, мы, естественно, будем приобретать наиболее эффективное и дешевое, поскольку бизнес не дает лишних денег.

    По каким параметрам отечественные разработки уступают зарубежным?

    - Отечественные разработки уступают с точки зрения комплексного подхода к решениям. Объективно опыт, который используется при разработке импортных продуктов, гораздо шире, а подход систематичнее, и поэтому сама процедура от постановки задач и алгоритмов до тестирования готового решения более совершенная. У нас же, в том числе из-за отсутствия большого количества аэропортов, все делается, скорее, на энтузиазме и зависит от конкретных разработчиков, насколько им удалось реализовать идею. И к тому же за рубежом больше инвестиций и возможностей развития. А у нас, к сожалению, не так велики источники финансирования.

    Что мешает тиражировать собственные комплексные решения аэропорта Шереметьево, в том числе и за рубеж?

    - Проблема в том, что даже если в российских аэропортах и работают толковые программисты и у них есть хорошие постановщики задач, то в итоге создаются локальные продукты, которые эффективны с точки зрения функций и даже денег именно для конкретного места. Например, наша собственная группа разработчиков долгое время отрабатывала наиболее интересные решения, и в итоге мы получили некоторую выстраданную модель, которая эффективно работает в наших условиях. И дальше как раз возникла проблема: у нас, как у аэропорта конечного пользователя, нет возможностей тиражирования комплексных продуктов. Для этого нужно создавать специально структуру, которая займется продажами, организацией и реализацией проектов. А наша основная задача все же в том, чтобы обеспечить нормальную работу своих систем. Вот если в Центре стратегических разработок в гражданской авиации, который как раз и сфокусирован на том, чтобы распространять лучшие практики, поставят задачу развивать определенные продукты, тогда и можно будет организовать цепочку продажи эффективных IT-решений.


    Насколько тяжело в аэропортах реализовывать проекты по разработке ПО, тем более, что этот процесс не является профильным?

    - Мы привыкли к тому, что IT-специалисты понимают, что мы от них хотим. Согласитесь, мало кто из пользователей решится сам внедрять систему управления ресурсами, так как никто не хочет, чтобы его контролировали с ее помощью. Эти идеи предлагают программисты. Мы же делимся ими с нашими партнерами от бизнеса, пытаемся убедить в эффективности, и дальше происходит совместное принятие решений.

    Какие именно IT-решения, на ваш взгляд, принесут ощутимую пользу аэропорту?

    - Все зависит от характеристик аэропорта. Например, конкретно у нас есть система управления ресурсами, которую мы считаем эффективной. Она позволяет правильно использовать ресурсы при существенном росте объемов перевозок. При небольшом количестве аэропортовых операций это не работает. Или, например, система совместного принятия решений — это взаимодействие с органами управления воздушным движением аэропорта и ключевой авиакомпанией. Это тоже перспективное внедрение в условиях большого количества рейсов. В этом году нам удалось создать компьютерную модель движения воздушных судов. С помощью этой системы моделирования мы посчитали пропускную способность на всех этапах строительства нашей аэродромной инфраструктуры. И теперь можем вносить необходимые изменения в процессе строительства. Если говорить о пилотных проектах, то сейчас, например, мы монтируем устройства, которые позволят пассажирам самостоятельно регистрировать багаж. Также мы тестируем процедуру самостоятельной посадки пассажиров на борт. Главная проблема — это идентификация человека по его документам, это непростая задача. Еще один проект, который может принести значимый результат, связан с определением времени нахождения пассажиров в различных зонах. Мы хотим, чтобы люди понимали, сколько минут потребуется, допустим, на регистрацию, проход паспортного контроля, таможни, личного досмотра, и могли спокойно ходить по зоне Duty Free. Еще одна задача — это поиск решения по мониторингу клининга отдельных помещений в аэропорту. При огромном количестве пассажиров эта функция становится критически важной. Вроде бы, простая задача, но информационные технологии реально помогают повысить качество.


     

    Источник: