Организаторы Площадки Медиа

Битва за инвесторов

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Битва за инвесторов
10 декабря 2016 года

    XIV Региональный инвестиционный конгресс прошел в Москве

    Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов-2016, представленный РА «Эксперт» на региональном инвестиционном конгрессе в Москве, принес две новости – плохую и хорошую. Плохая: инвестиционные риски растут ускоренными темпами третий год подряд (1,3%, 2,9% и 3,7% соответственно), чего не случалось со времен составления первого рейтинга в 1996 году. По данным ЦБ, за 2014-15 годы поток прямых иностранных инвестиций в нашу страну, некогда входившую в первую пятерку стран-получателей, уменьшился на 80%. Доля инвестиций в региональных бюджетах достигла минимума – 6 %, вместо свободных денег у 80% субъектов растут государственный долг и соцобязательства. Хорошая новость: падать больше некуда, и в 2017 году составители рейтинга ожидают стабилизацию, а затем и хоть слабый, но все-таки рост экономики.

    «Бизнес потихоньку адаптировался к кризису, – сообщил на инвестиционном конгрессе в Москве заместитель генерального директора РАЕХ Дмитрий Кабалинский. – Объем инвестиций в основной капитал не сокращается в 50% регионов, в 70% регионов преодолен спад промышленности».


    Регионы-лидеры, улучшившие свои позиции в рейтинге по сравнению с прошлым годом, можно разделить на несколько групп. Первая – регионы с традиционно развитым химическим комплексом. Это, в частности, Тульская область, еще с советских времен располагающая мощным кластером химпредприятий – на ее территории производятся минудобрения, синтетические волокна, бытовая химия; Татарстан, реализующий крупные проекты по переработке нефти и производству изделий из нефтепродуктов, Новгородская область (база крупного производителя минудобрений – компании «Акрон») и Ленинградская область (производственная база «Фосагро»).

    Вторую группу роста составляют регионы с развитым агропромышленным комплексом, удачно вписавшиеся в процесс импортозамещения, – Ставропольский и Алтайский края, Тамбовская и Воронежская области. В 2015 году, отмечают эксперты, одни только экспортные поставки принесли российским аграриям 16 млрд долларов. В нынешнем году этот уровень с высокой вероятностью будет превышен.

    Третья группа – регионы, участвующие в выполнении гособоронзаказа: Удмуртия, на долю которой приходится значительная часть производства ядерных ракет и оперативно-тактических ракетных комплексов, а также Иркутская и Ульяновская области с их мощными авиастроительными кластерами. Однако этот фактор может перестать действовать через два года – федеральные власти предупреждают о грядущем снижении объемов гособоронзаказа.

    Четвертая группа – «тяжеловесы» с масштабными инвестпрограммами и инфраструктурными проектами, чьим ярким представителем является Московский регион. Так, несмотря на кризис, столица и область заметно преуспели в дорожном строительстве.

    К пятой группе относятся регионы – получатели средств в рамках федеральных инвестпрограмм развития: Крым с Севастополем, а также Дальний Восток.

    Но эти пять групп скорее исключения, которые, увы, только подтверждают печальную картину. А что же остальные субъекты?

    «Единственным конкурентным преимуществом для регионов в нынешних условиях является улучшение инвестиционного климата, – отметил Кабалинский. – Однако пока даже в самых прогрессивных секторах инвесторы оценивают его на тройку, а в таких сферах как подключение к энергосетям или получение разрешений на строительство – на тройку с минусом или вовсе на двойку». К этому можно добавить земельную неразбериху: ошибки кадастровых инженеров, отсутствие проектов межевания территорий и информации о свободных площадках в государственной и муниципальной собственности и т. д.

    «Инвестору необходимы плюсы, чтобы он поверил этому региону и этой стране, – солидарен с Кабалинским замглавы администрации Липецкой области Андрей Козодеров. – Основных плюсов традиционно два – это стабильность и снижение издержек».

    Одним из логичных и понятных способов создать необходимые условия для работы инвесторов, по мнению Козодерова, являются особые экономические зоны (ОЭЗ). В регионах их сегодня около 10, и каждый год, включая последние кризисные, в них открывается по 4-5 заводов. «В целом для России сегодня характерен низкий уровень кооперации, – отметил Козодеров, – но наличие высокотехнологичных иностранных производств будет способствовать встраиванию нашей экономики в мировую».


    По словам директора по работе с инвесторами АО «Особые экономические зоны» Евгения Автушенко, большинство регионов сегодня начали серьезно готовиться к приему инвесторов – выстраивают соответствующую инфраструктуру, оперативно принимают решения на заседаниях экспертных советов, предоставляют инвесторам свободные земельные участки и дают возможность развивать бизнес. Многие губернаторы лично участвуют в этом процессе, стараются использовать все имеющиеся рычаги на местах, чтобы облегчить жизнь инвестору. В некоторых регионах, образно выразился Автушенко, «инвесторов буквально носят на руках». Там, где процесс налажен, положительная динамика не заставляет себя ждать: количество заявок от будущих резидентов ОЭЗ резко возрастает, причем активность проявляют не только иностранные компании, но и отечественные; те и другие кооперируются друг с другом, объединяя имеющиеся ресурсы, – и в результате успешно выходят со своей продукцией на рынок.  Отрадно то, добавляет Козодеров, что эти тенденции стали заметны и в сложных, высокотехнологичных отраслях – машиностроении и электротехнической промышленности.

    О новых форматах помощи регионам со стороны федерального центра собравшимся рассказал директор департамента региональной промышленной политики Минпромторга РФ Алексей Беспрозванных, подчеркнув, правда, при этом, что «не от федеральной власти зависит, как будет развиваться регион, а будет зависеть от конкретной политики, конкретной команды региона». Основу взаимодействия представляют соглашения о сотрудничестве – сегодня Минпромторг заключил их со всеми российскими субъектами. В рамках каждого заключенного соглашения разрабатывается региональный план развития промышленности. «Те, кто реально взял и сделал планы, синхронизировал их со всеми своими министерствами, очень быстро и активно получают поддержку и возможность участвовать в различных мероприятиях, которые организует Минпром, – а их достаточно много, в том числе связанных с экспортом продукции», – заверил Беспрозванных.

    По словам чиновника, все заместители губернаторов, курирующие промышленность, сегодня проходят в Минпромторге недельную стажировку, которая по традиции завершается встречей с министром. Эти же заместители входят в состав Координационного совета по промышленности, также возглавляемого главой Минпромторга. Инициативы, высказанные на ежеквартальных заседаниях Совета, нередко служат основанием для вынесения предложений на уровень федерального правительства. Кроме того, отметил Беспрозванных, создана единая площадка для взаимодействия с регионами – геоинформационная система промышленности РФ, где в интерактивном режиме можно ознакомиться с содержанием региональных проектов и мерах их поддержки.

    И, наконец, последнее направление работы Минпромторга – создание Генеральной схемы размещения промышленности в РФ и территориальной стратегии развития промышленности. Необходимость создания вызвана тем, что сегодня регионы, активно конкурируя друг с другом за инвесторов, нередко создают по соседству несколько предприятий одной направленности, не заботясь о том, «переварит» ли их рынок.

    Повышению инвестиционной привлекательности регионов служит и такой орган как Фонд развития промышленности. За нынешний год в него поступило на рассмотрение около 1600 заявок на сумму 516 млрд руб. («К сожалению, много проектов, которые не совсем качественно подготовлены, но это тренинг для совместных команд регионов и предприятий», – отметил Беспрозванных.) Из них одобрено 163 заявки на сумму 43,6 млрд руб., подписано 98 договоров займа на сумму 28,5 млрд руб. По расчетам, эти проекты должны привлечь в реальный сектор 54,7 млрд рублей и создать более 10 тыс. рабочих мест. Общий бюджет всех инвестпроектов – чуть больше 112 млрд руб.

    В свою очередь, в 12 субъектах России сегодня работают региональные фонды развития промышленности. С их помощью предприятия получают возможность привлечь на 5 лет по ставке 5% годовых от 20 до 100 млн руб. в рамках совместного финансирования: 70% выделяет федеральный бюджет и 30% – региональный. Общая сумма, выделенная регионами на поддержку через фонды на следующий год – 2 млрд руб. «Через региональные фонды мы помогаем и регионам, и предприятиям, – пояснил Беспрозванных, – и планируем развивать этот инструмент в 2017 году. Эффективность будем считать по результатам отдачи на вложенные средства, в том числе по количеству вновь созданных рабочих мест».  

    Присутствовавшие на конгрессе представители иностранного бизнеса – генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф и президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко также отметили, что за кризисные годы многие российские регионы приобрели более профессиональный подход к работе с иностранными инвесторами, однако посетовали, что излишняя зарегулированность и обилие специальных условий, порождающих непрозрачность, нередко мешают инвестору принять взвешенное решение насчет того, куда направить деньги. 

    В заключении организаторы конгресса провели церемонию награждения трех лидеров «по минимальному уровню риска». Ими признаны Липецкая, Тамбовская области и Краснодарский край. 


    Источник: