На 36-й выставке "Национальная слава" менеджер псковской компании по производству натуральных продуктов Михаил Малышев поделился мыслями на тему импортозамещения с корреспондентом expotrade.ru.
Михаил, по вашему мнению, достаточно сейчас на полках магазинов отечественных натуральных продуктов?
В супермаркетах обычно таких продуктов мало, туда просто не пускают отечественных производителей. А вот в частных магазинах и эколавках они есть, но цена там на порядок выше. На рынок сложно пробиться. Известные ритейлеры в большинстве случаев работают только с крупными брендами. Вход стоит больших денег, так как желающих много, а магазинов мало — соответственно, конкуренция за полку огромная. У нас же, как у небольшого производителя, нет возможности платить за то, чтобы наш продукт взяли.
В магазинах уже появились специальные полки для фермерских продуктов, стало ли от этого легче производителям?
Я думаю, что от фермерских продуктов, которые продают на таких полках, остается только название. И псевдонатуральное молоко, на котором указывается срок годности 7 суток, часто стоит намного больше времени и не портится. О чем это говорит? Туда все равно добавляются консерванты.
Не обязательно, все зависит от состава. Например, мы продаем мед — он сам по себе натуральный консервант. По правилам сертификации его можно хранить 2 года, но по факту он может простоять дольше. В чаи и варенье добавляем имбирь, различные травы, которые тоже удлиняют срок годности. Кстати, тот же мед можно испортить. Хотя, казалось бы, зачем туда добавлять что-то лишнее. Сейчас в России мало хорошего меда. Производители кормят пчел таким образом, чтобы они давали больше продукта. Понятно, что пользы от него уже меньше. Но зато он дешевый и его много.
Что вы можете сказать о продуктах с приставкой «эко»? Можно доверять такой маркировке или это очередная уловка маркетологов?
Такие продукты нередко ничем не отличаются от обычных. «Эко» — стало ярлычком, который стимулирует спрос, но никак не отражается на составе товара. Лучше смотреть как раз на состав продукта, хотя, к сожалению, у нас население к этому еще не привыкло. Если хотите «эко» — поезжайте в деревню, там действительно экологически чистая еда.
Вообще, насколько легко
обмануть покупателя?
Покупатель, в первую
очередь, сам виноват, что не читает написанное на упаковке. Хотя, с другой
стороны, вы и не узнаете правду, если производитель не захочет вам ее показать.
В России в этом плане все держится на доверии. Ну и, конечно, помогают знаки
качества, которые не так-то просто подделать. Например, мы проходим не только
обязательную сертификацию, но и дополнительную экосертификацию, где проверяют,
не загрязняет ли производитель окружающую природу, какое сырье использует. И
наличие такого знака говорит об уровне продукции.
На самом деле, поддержка есть. Правда, небольшая — нас слишком много, на всех денег не хватает. Но в целом государство стало больше участвовать в жизни отечественных производителей. Например, мы выиграли грант на разведение молочного скота и производство кисломолочной продукции. Нам предоставили деньги. Я знаю, многие жалуются, что помощи не хватает, но я думаю, самим компаниям нужно упорнее работать в этом направлении. Конечно, хотелось бы, чтобы государство давало развиваться частным магазинам, а то их все активнее поглощают сетевые. Понятно, что цены у частников выше, чем в крупных супермаркетах. Но как иначе, когда аренда просто сумасшедшая! Мало кто из предпринимателей может ее потянуть, и если они снизят цену на товары, то будут работать себе в убыток. У «сетевиков» есть возможность платить за помещение, потому что они закупают продукты в огромных объемах. И производители им отдают товары чуть ли не за бесценок. А маленькие магазины, соответственно, не могут купить товар по таким низким ценам. И продавать приходится дороже. Круг замыкается.
А кто сказал, что у нас так сильно популярны зарубежные продукты? Большинство продовольственных товаров в России — отечественного производства. Удивительно, но многие действительно думают, что в стране — разруха, ни заводов, ни фабрик, ни, как следствие, хорошей продукции, во всяком случае продовольственной. Я уверен в обратном. Например, у нас большая часть свинины продается своя. С молочной продукцией немного сложнее, хотя сейчас восстанавливается часть ферм, разрушенных во времена СССР. Все сладости, помимо шоколада, тоже наши. Какие-то крупные зарубежные торговые марки уже давно перенесли производства в Россию и на них работают наши люди, используя российское сырье. То, что компания не российская — ну ничего страшного, они же инвестировали серьезные средства при строительстве своих фабрик у нас в стране. И компаний, которые основались в России, тоже достаточно. Например, «Мираторг» — гигантский российский производитель, которому удалось выйти даже за рубеж. Просто мы должны нарастить объемы производства. А как это сделать, когда не хватает того же скота? Мы совсем недавно начали импортозамещение и через год уже захотели результатов. Я думаю, что должно пройти не менее 10 лет, чтобы появились заметные изменения.
Часто российских
производителей ругают, что они не могут сделать нормальную упаковку. Какая
проблема здесь?
Источник: