По оценкам Всемирного банка инфраструктура страны на 40% определяет конкурентоспособность ее экономики. Так, в США в рамках восстановления экономики после Великой депрессии 1933—1939 гг. были осуществлены 44 тысячи инфраструктурных проектов по строительству дорог, дамб, мостов, сооружений. Таким образом были созданы рабочие места и снижена безработица, что помогло сгладить негативные социальные последствия. Между прочим, созданная во время кризиса инфраструктура стала базой для последующего экономического прорыва США и функционирует до сих пор.
Помимо этого известного примера, можно вспомнить опыт Германии, Англии, Китая, где именно во время экономических кризисов происходило ускоренное создание инфраструктуры. На сегодня в Китае, например, совокупные инвестиции в эту сферу составляют около 40% ВВП, благодаря чему страна пережила рецессию 2008-2009-го годов, почти не сбавляя темпов роста. Аналогичные вложения в инфраструктурные проекты России обычно составляли порядка 21–22% ВВП (по оценке консалтинговой группы Emerging Advisors Group).
Инфраструктурные проекты России: проблемы финансирования
Как известно, с 2014-го года
российские проекты испытывают недостаток инвестиционных средств из-за
экономических санкций со стороны стран Запада. В итоге Россия пытается активно
стимулировать развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) внутри страны.
Развитие территорий, транспортных и строительных проектов и ГЧП — темы
грядущего VIII Общероссийского Форума «Инфраструктурные проекты России», в
работе которого примут участие представители как бизнеса, так и государственных
структур.
Законодательная база для проектов
ГЧП в России была заложена в 2015-м году принятием Федерального Закона «О
государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации». Однако до сих пор многие инвестиционные компании
относятся с настороженностью к инфраструктурным проектам. Для частного
инвестора такие вложения обладают рядом неблагоприятных свойств:
— высокая капиталоемкость;
— длительный срок окупаемости и
возврата капиталовложений;
— низкая чистая приведенная
стоимость;
— высокие риски.
В тоже время государство по
вполне понятным причинам не может взять на себя полностью финансирование таких
проектов и старается сделать их привлекательными для частных инвесторов.
Обсуждается опыт стран, где компании, участвующие в проектах ГЧП, получают
налоговые льготы и иные преференции.
Инфраструктурные проекты 2016: развитие ГЧП
В силу указанных выше
особенностей капиталовложений в инфраструктурные проекты, в настоящее время в них участвуют в основном
крупные компании, а также негосударственные пенсионные фонды.
В 2016 году в России существует более
1300 проектов ГЧП, по которым принято решение о реализации. В основном
соглашение заключается в форме концессии. Среди них 15 проектов федерального
уровня, 191 — регионального и более 1100 проектов муниципального уровня по
данным Ассоциации «Центр развития государственно-частного партнерства» и
Министерства экономического развития Российской Федерации.
Очевидно, что именно
муниципально-частное партнерство в форме концессии станет основной формой
развития ГЧП на ближайшее время. Однако крупные инфраструктурные проекты, в
частности, развития Дальнего Востока или развития межрегиональных транспортных
магистралей невозможны без ГЧП на федеральном уровне. Как сделать
инфраструктурные проекты более привлекательными для частных инвесторов, чего
ждет бизнес-сообщество и что им может предложить государство — одна из тем
предстоящего Форума.
Источник: