Организаторы Площадки Медиа

Вложения в инфраструктуру и ее развитие — путь к выходу из кризиса

Экспотрейд – Редакция Экспотрейд –
Вложения в инфраструктуру и ее развитие — путь к выходу из кризиса
19 декабря 2016 года

    В преддверии VIII Общероссийского Форума «Инфраструктурные проекты России»

    По оценкам Всемирного банка инфраструктура страны на 40% определяет конкурентоспособность ее экономики. Так, в США в рамках восстановления экономики после Великой депрессии 1933—1939 гг. были осуществлены 44 тысячи инфраструктурных проектов по строительству дорог, дамб, мостов, сооружений. Таким образом были созданы рабочие места и снижена безработица, что помогло сгладить негативные социальные последствия. Между прочим, созданная во время кризиса инфраструктура стала базой для последующего экономического прорыва США и функционирует до сих пор.

    Помимо этого известного примера, можно вспомнить опыт Германии, Англии, Китая, где именно во время экономических кризисов происходило ускоренное создание инфраструктуры. На сегодня в Китае, например, совокупные инвестиции в эту сферу составляют около 40% ВВП, благодаря чему страна пережила рецессию 2008-2009-го годов, почти не сбавляя темпов роста. Аналогичные вложения в инфраструктурные проекты России обычно составляли порядка 21–22% ВВП (по оценке консалтинговой группы Emerging Advisors Group).

    Инфраструктурные проекты России: проблемы финансирования

    Как известно, с 2014-го года российские проекты испытывают недостаток инвестиционных средств из-за экономических санкций со стороны стран Запада. В итоге Россия пытается активно стимулировать развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) внутри страны. Развитие территорий, транспортных и строительных проектов и ГЧП — темы грядущего VIII Общероссийского Форума «Инфраструктурные проекты России», в работе которого примут участие представители как бизнеса, так и государственных структур.

    Законодательная база для проектов ГЧП в России была заложена в 2015-м году принятием Федерального Закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако до сих пор многие инвестиционные компании относятся с настороженностью к инфраструктурным проектам. Для частного инвестора такие вложения обладают рядом неблагоприятных свойств:

    — высокая капиталоемкость;

    — длительный срок окупаемости и возврата капиталовложений;

    — низкая чистая приведенная стоимость;

    — высокие риски.

    В тоже время государство по вполне понятным причинам не может взять на себя полностью финансирование таких проектов и старается сделать их привлекательными для частных инвесторов. Обсуждается опыт стран, где компании, участвующие в проектах ГЧП, получают налоговые льготы и иные преференции.

    Инфраструктурные проекты 2016: развитие ГЧП

    В силу указанных выше особенностей капиталовложений в инфраструктурные проекты,  в настоящее время в них участвуют в основном крупные компании, а также негосударственные пенсионные фонды.

    В 2016 году в России существует более 1300 проектов ГЧП, по которым принято решение о реализации. В основном соглашение заключается в форме концессии. Среди них 15 проектов федерального уровня, 191 — регионального и более 1100 проектов муниципального уровня по данным Ассоциации «Центр развития государственно-частного партнерства» и Министерства экономического развития Российской Федерации.

    Очевидно, что именно муниципально-частное партнерство в форме концессии станет основной формой развития ГЧП на ближайшее время. Однако крупные инфраструктурные проекты, в частности, развития Дальнего Востока или развития межрегиональных транспортных магистралей невозможны без ГЧП на федеральном уровне. Как сделать инфраструктурные проекты более привлекательными для частных инвесторов, чего ждет бизнес-сообщество и что им может предложить государство — одна из тем предстоящего Форума

    Источник: