Одной из основных тем, обсуждавшихся 21 декабря 2016 года на форуме «Инфраструктурные проекты России 2016», стали вопросы поиска источников финансирования инфраструктурных проектов, без которых не может быть комплексного развития территорий. Большинство спикеров сошлось на том, что деньги в экономике есть, в том числе и на инфраструктурные проекты, вот только распоряжаться ими нужно грамотно. В первую очередь государству.
Половина – мимо
Всем мало-мальски разбирающимся в экономике понятно, что никакого комплексного развития
территорий без дорог, телекоммуникаций, инженерной инфраструктуры быть не может
– невозможно построить технопарк или жилой квартал в чистом поле. Очевидно, что
инвестировать в инфраструктуру нужно и для развития жилищного строительства, и
для создания индустриальных площадок. И российская инфраструктура по сравнению
с развитыми странами ощутимо недофинансирована.
Помимо этого,
есть еще один стимул вкладываться в инфраструктурные проекты: инвестиции в инфраструктуру
являются глобальным мультипликатором – при увеличении вложений на 1% от ВВП,
экономика получает прирост ВВП в 1,5%. А если инвестировать в этот сектор в
кризисные периоды, как сейчас, можно получить ежегодный прирост темпов
увеличения ВВП в 2,5%. Такие цифры привел на форуме Андрей Тимофеев, глава
консалтинговой компании BCG в России и СНГ.
Возникает
вопрос, кто же должен вкладываться в инфраструктуру: государство или частные
инвесторы? Или вместе? Бюджетных средств на то, чтобы дать мощный толчок
развитию инфраструктуры, не хватает, а те, которые выделяются, не используются
в полной мере.
Одним из
основных источников финансирования крупных инфраструктурных проектов является
Фонд национального благосостояния (ФНБ) – «подушка безопасности» всероссийского
масштаба. Сегодня, по словам замминистра финансов РФ Сергея Сторчака, утвержден
перечень из 12 самоокупаемых инфраструктурных проектов в области транспорта,
электрорэнергетики, нефтехимии, связи, предусматривающих финансирование из
средств ФНБ в общем объеме 972,5 млрд рублей. На 1 декабря 2016 года из ФНБ фактически
выделено на реализацию этих проектов 463,2 млрд рублей.
Однако, как
отмечает замминстра, у нас по всем подобным проектам не проработана этапность,
на каждом из 8 этапов от проектирования до ввода в эксплуатацию и мониторинга
функционирования есть просчеты и ошибки, которые тормозят процесс.
По данным
Счетной палаты РФ, в половине профинансированных проектов полученные от государства
средства не используются в полном объеме из-за неготовности или
непроработанности проектной документации, в ряде случаев не проведены
предтендерные работы, не готовы соответствующие регламенты. Изучив ситуацию, Минфин России решил перейти
к жестким мерам: с 2017 года новые средства в соответствии с паспортом проекта будут
выделяться только после полного освоения предыдущего транша. «Это требует от
инициаторов проектов жесткого финансового планирования, cash-flow должно быть выверено до миллиметра»,
- отметил Сторчак. Ведомство также не исключает и изъятия неиспользуемых
средств, если графики реального инвестирования не соблюдаются.
«Драконовская мера, но она вынужденная», - подчеркнул замминистра, пояснив, что
дешевые длинные деньги из ФНБ должны использоваться эффективно.
Согласно
принятому недавно бюджету, по словам замглавы министерства финансов, из средств
ФНБ придется «вынуть» в 2017-2019 около 2 трлн рублей на покрытие дефицита
федерального бюджета, поэтому с будущего года обязательства по субсидированию
новых проектов государство на себя брать не будет.
Отлучить от дотаций?
Частные
инвесторы при всех этих сложностях на фоне экономического кризиса не особо торопятся
нести деньги в инфраструктурные проекты. Президент УК «БЛ Групп» Георгий Боос
(бывший федеральный министр по налогом и сборам и экс-губернатор
Калининградской области) уверен, что само государство виновато в отсутствии
доверия частных инвесторов и в их малой активности. «За свою жизнь я мало видел
эффективных предпринимателей, выросших на дотациях государства,» - подчеркнул
Боос. Он считает, что государство должно, во-первых, заняться своими прямыми
обязанностями по развитию инфраструктуры, во-вторых, прекратить дотировать
частный бизнес и, в-третьих, прекратить «наезды» на бизнес там, где оно не
может обеспечить правовое регулирование.
Одним из
серьезных ресурсов, который мы потеряли, Боос называет ввоз в Россию без
акцизов и пошлин подакцизных товаров таким организациями как РПЦ или Российский
фонд спорта. «Если бы все эти потерянные деньги мы пустили на инфраструктуру,
она у нас сейчас была бы не хуже, чем в США», - сетует предприниматель.
Скрытый ресурс
Между тем,
глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов «Альянс пенсионных фондов»
Сергей Беляков знает, где взять средства на развитие инфраструктуры даже без
этих утекающих сквозь пальцы средств. По его оценке, в негосударственных
пенсионных фондах сейчас сосредоточено 3,1 трлн рублей, а вместе со средствами ПФР – около 5 трлн рублей. И это
лишь малая толика средств, которые можно было бы использовать для
финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов, которые стали бы
локомотивом всей экономики. Сейчас эти деньги в лучшем случае идут на «затыкание»
бюджетных дыр, на решение текущих проблем. А еще 31 трлн рублей лежат «мертвым
грузом» на счетах частников в банках -
вместо того чтобы работать на благо владельца и всей экономики в целом.
Озабоченные
доходностью вложений будущих пенсионеров, НПФ, между тем, уже начали активно
вкладываться в инфраструктурные проекты – осторожно, с оглядкой на регулятора,
но начали. По словам Белякова, 51% от капитала пенсионных фондов сейчас
инвестируется в небанковские продукты, в том числе 12% - в проекты транспортной
инфраструктуры, 11% - в электроэнергетические инфраструктурные проекты.
Результат налицо: за пятилетний период
доходность нпф превысила инфляцию.
Сергей
Беляков уверен, что необходимо менять структуру инвестиционного портфеля в
экономике в целом и дать больше «вольницы» тем же пенсионным фондам при
инвестировании, а не вынуждать их вкладывать в «голубые фишки» или ОФЗ – прямо
скажем, не самые доходные инструменты. «Общий уклон у нас – все время защищать,
ограждать кого-то от чего-то, - отмечает эксперт. – Такая гипертрофированная
озабоченность вопросами защиты убивает возможности развития».
При менее
жестком регулировании финансовых рынков, в частности деятельности нпф, частные
инвестиции могут если не полностью заменить бюджетные вливания, то, по крайней
мере, обеспечить дополнительное финансовое плечо, считает Беляков и приводит
пример развитых стран, где средства на пенсионных счетах действительно
работают, а их объем составляет не 6,4% от ВВП, как у нас, а 100-150%.
Источник: