По данным ООН, «налоговые оазисы» сегодня существуют на территории более чем 50 государств. Выбор офшоров в мире огромен – на любой вкус и кошелек. Основных преимуществ два – анонимность владения и управления компанией, а также возможность минимизировать уплату налогов или вовсе не платить их.
Соответственно, ущерб от существования офшоров тоже очевиден. По разным оценкам, из-за юридического бегства экономических агентов национальные бюджеты ежегодно недобирают около 250 млрд долларов. Этим проблемам была посвящена конференция "Деофшоризация экономики: итоги 2016, перспективы 2017 года".
Налоговые оазисы пустеют...
Само
собой встает резонный вопрос: почему мир, объединив усилия, не покончит с этими
«черными дырами»? Но не все так просто. Для развитых стран офшоры исторически
являлись удобным инструментом внешнеэкономической экспансии. Сегодня не
обязательно вести открытую войну за ресурсы и рынки на чужой территории. Вместо
этого посредством офшоров можно поставить под свой контроль компании,
занимающиеся добычей ресурсов и их экспортом на мировой рынок. Ради этого
правительства развитых стран до поры до времени готовы были терпеть издержки от
ухода в офшоры своих собственных национальных компаний.
Но
ситуация меняется. Сегодня неудобства существования офшоров для большинства
государств перевешивают связанную с ними выгоду, и они понуждают «налоговые
оазисы» и ушедшие в них компании к раскрытию информации. Так, США в рамках
деофшоризации расторгли почти все договоры об избежании двойного
налогообложения с офшорными странами. В ЕС все сделки с компаниями из офшорных
зон подлежат обязательной проверке. Более 120 соглашений об обмене налоговой
информацией, в том числе с основными офшорными территориями, в последние
десятилетия заключил Китай.
Борьба с «очагами налогового беспредела» ведется и на международном уровне. В частности, в 2009 году ОЭСР утвердила стандарты налоговой прозрачности, к которым за три года присоединилось более 90 стран. Свой значительный вклад в деофшоризацию вносит и ООН.
Беда российских киприотов
Одной
из основных пострадавших от офшоров, бесспорно, является Россия. По различным
оценкам, доля юрлиц, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, в нашей стране
в последние годы достигла 80% от общего числа компаний. Столь массовое бегство нередко
оправдывают отсутствием комфортной среды для развития бизнеса на родине – несовершенством
законодательства и судебной системы, административным давлением, высокими
процентными ставками и, как следствие, невозможностью соперничать со своими
иностранными конкурентами на российской же территории.
Официально
датой начала борьбы с офшорами в России можно считать декабрь 2012 года.
Президент России Владимир Путин констатировал наличие проблемы в ежегодном Послании
Федеральному собранию и поручил правительству разработать комплексные
предложения по ее решению. В 2013-м российским властям неожиданно «помог» ЕС. В
обмен на представление финансовой поддержки он попытался заставить
правительство Кипра ввести крупный единовременный налог на часть депозитов,
размещенных в кипрских банках. Эксперты отмечают, что 30% (20 млрд долларов) этих
вкладов принадлежали россиянам. Кипрский кризис впервые поколебал уверенность в
том, что офшор – это тихая гавань в бурном мире.
Украинские
события и введенные вслед за ними антироссийские санкции 2014 года также
способствовали возвращению части российских капиталов на родину – хранить их за
рубежом для многих стало небезопасно.
Возвращение домой
На фоне этих событий, в ноябре 2014 года, в России был принят закон о деофшоризации. Он, в частности, обязывает физических и юридических лиц сообщать в налоговые органы об участии в капитале иностранных компаний, а также создает механизм налогообложения прибыли офшорных компаний.
Следующая
«антиофшорная» веха – январь 2015 года. Россия ратифицировала Совместную
Конвенцию Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым
делам. Подписав эту конвенцию, наша страна получила возможность обмениваться
налоговой информацией с офшорными юрисдикциями, с которыми ранее не имела
двусторонних налоговых соглашений. Летом того же года президент РФ подписал
закон об амнистии возвращенных из офшоров капиталов, по которым совершены
правонарушения до 1 января 2015. (Для ряда стран такие амнистии являются
обычной практикой.) Тогда же государство впервые потребовало от бизнеса
раскрыть зарубежные активы и ввело в Налоговый кодекс понятие «контролируемая
иностранная компания» (КИК).
Под
знаком деофшоризации прошел и нынешний, 2016 год. В феврале был подписан закон,
запрещающий предоставление субсидий, бюджетных инвестиций и госгарантий
компаниям, в уставном капитале которых доля «офшорников» превышает 50%. В мае
Россия присоединилась к многостороннему соглашению ОЭСР об автоматическом
обмене налоговой информацией. В соответствии с ним с 2018 года российские
чиновники получат доступ к данным о зарубежных, в том числе офшорных счетах. Подписанное
соглашение – только часть международного «Плана действий по борьбе с
размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения» (BEPS),
который изрядно озадачил бизнес.
И
последняя новость: 21 декабря вступил в силу ФЗ N215 от 23 июня 2016 года, согласно
которому юрлица обязаны располагать информацией о своих бенефициарных
владельцах.
Масштабная
деофшоризация приводит к тому, что риски все сильнее перекрывают выгоду
пребывания в «налоговых убежищах». Содержать компании в офшорах становится
дорого и юридически небезопасно. За принятые антиофшорные меры отечественный
бизнес «голосует рублем», или, вернее, долларом. В 2015 году по сравнению с 2014-м
чистый вывоз капитала из России сократился с 151,5 млрд долларов до 57,5 млрд долларов,
а за первые девять месяцев 2016-го он составил «всего лишь» 9,6 млрд долларов.
Источник: