Организаторы Площадки Медиа

Денис Буцаев: "Деньги в экономике есть!"

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Денис Буцаев: "Деньги в экономике есть!"
23 декабря 2016 года

    О трудностях ГЧП, новых эстакадах, ОЭЗ и еще одной кольцевой дороге рассказал вице-премьер Московской области

    "Деньги в экономике есть!". Такая фраза звучала рефреном во время форума «Инфраструктурные проекты России 2016», прошедшего 21 декабря в Москве. Об этом говорили многие выступавшие, подчеркивая, что состояние инфраструктуры регионов зависит в первую очередь не от объема выделенных бюджетных денег, а от того, как ими распорядились. Наглядный пример грамотного и вдумчивого подхода к финансированию и реализации инфраструктурных проектов – Подмосковье.

    Денис Буцаев, вице-премьер, министр инвестиций и инноваций Московской области, объяснил участникам дискуссии, почему одни регионы успешно реализуют инфраструктурные проекты, строят дороги, детские сады, транспортные развязки, оптово-распределительные центры для сельхозпродукции и т.п., а в других, вроде и деньги выделяются, но ни нормальных дорог, ни ОРЦ, ни социальной инфраструтуры так и нет.


    Подмосковный вице-премьер обратил внимание, что сегодня очень трудно найти хорошо структурированные проекты для реализации по схемам государственно-частного партнерства (ГЧП). Подготовка проекта под концессионное соглашение – дело трудоемкое и сложное (как правило, на такую работу уходит около полугода), требующее соответствующей технической базы, которой у большинства регионов просто нет. Это оказывается серьезным сдерживающим фактором для роста, в том числе инфраструктурных проектов. По словам Буцаева, лишь в нескольких регионах есть такие возможности - в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Калининградской областях.

    Куда идут привлекаемые в рамках ГЧП деньги? Как ни странно, в самые «тяжелые» на языке инвесторов области, то есть долго и мучительно окупаемые проекты, в частности, в транспортные, отметил подмосковный вице-премьер. 26 районов Московской области реализуют проекты в области жилищно-коммунального хозяйства в формате ГЧП, в энергосервисе - 160 проектов.

    Буцаев привел пример одного из серьезных и важных проектов, реализуемых в регионе – это реконструкция железнодорожных переездов. В часы пик автомобилисты теряют очень много времени, для того чтобы пересечь железнодорожное полотно, в результате возникают многокилометровые пробки. Самое разумное решение – строить эстакады над железной дорогой. В Московской области выбрано 12 таких «узких» мест. И на все 12 уже найдены инвесторы: три взял на себя Российский фонд прямых инвестиций, остальные – негосударственный пенсионный фонд. 

    Сдерживающими факторами в реализации проекта являются всяческие нормативные ограничения концессионной деятельности и работы негосударственных пенсионных фондов, связанные с тарифами, с размерами гарантированной доходности НПФ, которые требует ЦБ РФ и т.п.

    Другой масштабный транспортный проект в Подмосковье – строительство четырех объездных дорог вокруг крупных городов, для реализации одного из них уже также найден инвестор. 

    В разработке также масштабный и сложный с точки зрения структурирования транспортный проект – строительство еще одной кольцевой дороги вокруг Москвы – для легкорельсового трамвая протяженностью 246 км. Как пояснил Денис Буцаев, подмосковное правительство сейчас занято проектированием этого транспортного объекта за бюджетные средства, после определения точного объема капитальных затрат планируется объявить конкурс на реализацию первого этапа строительства с выделением гранта. На реализацию первого этапа в 74 км требуется 180 млрд рублей.

    Говоря о различных форматах реализации инфраструктурных проектов в Московской области, чиновник особо отметил роль особых экономических зон (ОЭЗ), предпринимательская деятельность в которых становится особенно привлекательной благодаря льготным налоговым режимам. Сейчас в Подсковье действуют три ОЭЗ – одна, самая первая, в Дубне, которую региональные власти планируют развивать. С 2006 года, когда ОЭЗ была создана, в ней обосновались 120 резидентов, 24 из них появились в 2016 году. Она заполнена так, что потребовалось ее расширение. «Мы запросили разрешение на дополнительные 60 га, чтобы присоединить их к ОЭЗ «Дубна»», - рассказал Буцаев на форуме.  

    В 2015 году созданы еще две особые экономические зоны  - ТВТ «Ступино Квадрат» (промышленно-производственная зона) и ТВТ «Исток», Фрязино  (инновационная зона). Это частные зоны, для которых правительство Московской области нашло частных инвесторов, которые действительно вкладывают средства в инфраструктуру. Со стороны государства ОЭЗ получают возможность предоставлять своим резидентам, которых тоже отбирают государственные структуры, предоставлять налоговые льготы, что делает ОЭЗ еще более эффективным инструментом.

    Действующие в регионе ОЭЗ считаются эффективными, об их закрытии речь не шла даже после поручения президента РФ Владимира Путина приостановить действие ОЭЗ в России из-за их неэффективности. «Лучше этого инструмента ничего в мире не придумали, - подчеркнул Буцаев. – Его часто ругают, в том числе на федеральном уровне, но надо понимать, что ругают из-за того, что им неэффективно пользовались. Многие ОЭЗ очень неаккуратно расходовали денежные средства, выделяемые на инфрастуктурные проекты».

    Такой формат как индустриальные парки в Московской области также очень востребован и перспективен с точки зрения инфраструктурных проектов, хотя там и нет как такого государственно-частного партнерства. В регионе сейчас 43 индустриальных парка. По мнению Буцаева, это единственный вариант размещения нового производства в регионе сейчас.

    Говоря о дальнейшем развитии инфрастуктуры, в том числе в формате ГЧП, вице-премьер Подмосковья отметил, что необходимо закрепить для стратегических международных инвесторов неизменность налогового режима хотя бы на 10 лет. Сейчас такая льгота обсуждается властями области с федеральным Минфином по некоторым проектам. Это понятный для международных компаний инструмент  поддержки в отличие от выделения бюджетных средств. Такие льготы делают процесс принятия решения гораздо более быстрым, подчеркнул Буцаев.

    Источник: