Организаторы Площадки Медиа

Необычный бизнес: православные выставки-ярмарки

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Необычный бизнес: православные выставки-ярмарки
29 декабря 2016 года

    Коммерция или просветительство?

    Православные выставки-ярмарки — полноценный сегмент выставочной индустрии. Хотя в других странах также существуют и активно развиваются подобные христианские мероприятия, в России и в этой сфере заметны отличительные черты.

    Европейские католические и протестанские выставки проводятся крупными светскими организациями и по своей сути становятся крупными пропагандистско-просветительскими мероприятиями на основе волонтерства. Собственно ярмарочная сторона — прямые продажи той или иной продукции на самой выставке — на Западе не афишируется.

    В России же свои традиции. Попробуем разобраться, в чем они состоят и какова перспектива развития этого сегмента выставок.

    Православные выставки-ярмарки: экспоненты.

    В России эти мероприятия не проводятся с таким размахом, как в Европе, зато их намного больше и проходят они чаще. За две предрождественские недели в каждом регионе страны - как минимум одна православная выставка-ярмарка. При этом уровень и качество мероприятий, к сожалению, может быть очень и очень разным.

    — В нашей экспозиции представлено всё, что составляет материальную сторону жизни церкви, клира и прихожан, — говорит Валерий Егоров, директор компании «Покровский центр», который одним из первых в выставочном бизнесе начал заниматься православными выставками в стране, организатор Православной выставки-ярмарки «Рождественский дар», лауреат Золотой медали ВДНХ за развитие этого направления. — Преподобный Иосиф Волоцкий употреблял термин «церковные вещи», включая сюда всё, что служит устройству и благоукрашению храмов, духовную литературу и другое, производимое и взращиваемое в монастырях, храмах, на подворьях и на их землях, в том числе пищу, которой кормят нуждающихся, странников и паломников.

    Таким образом, становится понятен круг экспонентов, участвующих в православных выставках-ярмарках. Это могут быть строительно-архитектурные компании — но не все, а которые строят храмы. Ювелиры, но не все, а занимающиеся церковными изделиями, индивидуальными святынями. Издательства, которые специализируются на святоотеческой и служебной литературе.

    Православные выставки-ярмарки: эксклюзив.

    Вещи и товары, которые невозможно увидеть нигде более — визитная карточка, по которой любой посетитель сразу узнает настоящую православную выставку-ярмарку.

    — Свечи, иконы, лампадное масло, ладан, облачения священнослужителей, плащаницы, орлецы, — перечисляет Валерий Егоров, — это всё только на наших мероприятиях. Почти всё можно купить или заказать.

    Уникальный и популярный раздел — продукты питания, произведённые в монастырях и храмах. Это не только постные грибы, ягоды  и овощи, но и мясные деликатесы. Тут же можно увидеть посуду, столовые приборы, скатерти, салфетки и другую утварь. Кстати, многие вещи и предметы специально создаются в соответствии с решением церковных Соборов прошлых веков. Акцент на многовековой православной традиции — еще одна особенность мероприятий данного сегмента.

    Православные выставки-ярмарки: коммерция или просветительство?

    Именно за то, что православные выставки не просто выставки, а еще и ярмарки, их чаще всего и критикуют. Действительно, вроде бы целью мероприятий должно быть прежде всего просветительство, а на месте видишь сплошную коммерцию… Именно поэтому некоторые мероприятия данного сегмента, к сожалению, совершенно выродились и больше напоминают «блошиный рынок».

    — Ярмарки есть очень разные и зачастую не имеющие отношения к православию и элементарной деловой порядочности, — согласен Валерий Егоров. — Большое количество схожих ярмарок отрицательно сказывается на общем их уровне. Событий становится больше, а участников столько же, происходит «размывание» процесса. И, к сожалению, в таком многообразии вольготно чувствуют себя раскольники и сектанты, маскирующиеся под православных.

    Однако полностью отказаться от коммерческой составляющей и заниматься только просветительством православные выставки-ярмарки вряд ли смогут по ряду причин.

    • В России пока нет столь мощных мирских организаций, которые могли бы провести подобное мероприятие на некоммерческой основе, то есть без окупаемости издержек.
    • Многим жителям России в силу транспортной удаленности приходится не только приезжать смотреть и слушать, но и сразу приобретать то, что необходимо. В частности, как рассказал Валерий Егоров, на православной выставке-ярмарке часто закупается недорогая одежда для насельников монастырей. Хочется особо отметить желание многих производителей помочь в решении насущных бытовых проблем обителей. 
    • Для монастырей, подворий и других некоммерческих хозяйств это возможность реализации своей продукции, а для посетителей — возможность не только приобрести ее, но и пообщаться, узнать об обители. 
    • Традиционная российская ярмарка создает праздничную и непринужденную, неформальную атмосферу, которая в случае проведения форума или конгресса исчезнет.

    Впрочем, не стоит думать, что православные выставки-ярмарки вообще не выполняют никакие просветительские задачи. Тут можно провести аналогию с книжными ярмарками: есть совершенно ужасные по типу «книжных развалов», а есть вполне достойные мероприятия.

    Качественно организованная православная выставка-ярмарка проводится не постоянно, а 3-6 дней. В ее рамках зачастую проводят встречи с известными священнослужителями, беседы с ними, освещается деятельность монастырей и приходов. По словам Валерия Егорова, значительная часть посетителей — именно миряне, светские люди, которые знакомятся с жизнью, традициями и трудами их православных сограждан. «Есть и такие, кто после посещения выставки и беседы становится прихожанами, — говорит наш собеседник. — Возможно, им не хватало очень немногого, и они увидели и услышали это на ярмарке». 

    Источник: