Юристы становятся мастерами декупажа, PR-директора - ювелирными дизайнерами, учителя шьют кукол... Что стоит за этой тенденцией и возможно ли превратить творчество в бизнес? Этот вопрос возникает сам собой на фоне фантастического многообразия рукодельных шедевров, который мы наблюдали в канун и во время новогодних праздников. Что мешает развитию hand made индустрии и как мастера выживают в кризис - мнением делится участница выставки-ярмарки "Авторские штучки" из Санкт-Петербурга Татьяна Васильева.
Сложно ли превратить творчество в бизнес?
Ещё как! Мастерам народного творчества крайне сложно сделать бизнес и зарабатывать деньги. Только очень целеустремленный человек сможет добиться успеха в сфере hand made. Говорю это, основываясь на собственном опыте. Я инвестировала в свой бизнес три года. На протяжении этих лет приходилось во многом себе отказывать - покупать что нравится, путешествовать... Зато сейчас у меня есть все для моих украшений из кожи и камней. Например, на полке с белой кожей у меня лежат полотна всех оттенков белого: от молочного до серого. На полке с красной - все оттенки от нежно-розового до бордового. Есть золотистая или серебристая кожа - любая, о какой только можно подумать.
С какими трудностями пришлось столкнуться в начале?
Да и не только в начале! Материалы стоят дорого, аренда места тоже стоит больших
денег, продать украшения сложно - не предмет первой необходимости. В результате прибыли остается очень мало... Поэтому нам
очень нужны выставочные площадки, где можно бесплатно показывать людям свои
работы. Ключевая проблема заключается в том, что на хендмейд-мастеров смотрят исключительно с коммерческой стороны. Да, сейчас
многие продают свои товары через социальные сети. Но давайте будем смотреть
правде в глаза: для многих потенциальных потребителей это не рабочий инструмент, и эти люди сразу выпадают из круга возможных покупателей.
Что, на ваш взгляд, помогло бы стимулировать развитие
народного творчества?
Я считаю, что деятельность мастеров народного творчества должна
поддерживаться на государственном уровне - нам не нужны никакие инвестиции, вливания, кредиты, нужна просто возможность показать свои работы. Я много езжу по стране и знаю, что в
некоторых регионах действительно проводятся мероприятия, направленные на
развитие народного творчества. Например, в Калининградской области мастера
участвуют в ярмарках на особых условиях, организаторы выставок часто дают им
скидки на аренду места. Однако это нельзя назвать тенденцией. К
сожалению, пока это - единичные случаи.
Насколько прибыльно заниматься народным творчеством?
Я бы не сказала, что этот бизнес приносит мне какую-то серьезную прибыль, но на жизнь хватает. Наверное, в нашем бизнесе выживаю люди творческие, которые получают удовольствие от процесса создания продукта. И немаловажную роль играет ощущение востребованности себя как мастера. Когда я работаю над украшением, я получаю удовольствие. Когда мое изделие покупают, я получаю в два раза больше удовольствия. Человек коммерческий, который работает только ради получения прибыли, в этом бизнесе не выживет. Я бы сказала, что это вообще нельзя назвать бизнесом, это образ жизни.
И как на этом образе жизни отразился экономический кризис?
Во-первых, сильно упал спрос. Сейчас люди позволяют себе гораздо меньше, чем два года назад. Во-вторых, резко снизился размер чистой прибыли с каждого проданного украшения. Стоимость моих изделий зависит от курса евро. Поэтому, когда он поднялся в два раза, пришлось пожертвовать частью прибыли, чтобы не поднимать слишком цену. Но я не отчаиваюсь. Вообще я - оптимист и не склонна драматизировать какую-либо ситуацию. Мы же творческие люди, поэтому всегда сможем найти выход из сложной ситуации.
Татьяна, почему лично Вы решили посвятить себя рукоделью?
Мне нравится делать женщину красивее. Я сама очень люблю украшаться. Если честно, я очень люблю работать с клиентками преклонного возраста. Когда женщина лет 70-ти и старше выбирает у меня украшение, то она и диктует, сколько за него заплатит. Если комплект украшений стоит 3 000 рублей, а она захочет купить его за 300, то я отдам его за 300. Почему? Потому что в них я вижу себя в будущем.
Источник: