Организаторы Площадки Медиа

Технология чуда, или Как использовать один шанс на миллион

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Технология чуда, или Как использовать один шанс на миллион
16 января 2017 года

    С 16 по 20 января в Москве проходят одна за другой конференции по репродуктологии

    Об истории удивительных открытий и невероятных возможностях рассказывает президент Российской ассоциации репродукции человека профессор Владислав Корсак.


    Опять британские ученые…

    Первому «человеку из пробирки» британке Луизе Браун уже под 40. Своим появлением на свет она обязана, помимо биологических родителей, эмбриологу Роберту Эдвардсу и гинекологу Патрику Стептоу. В 2010 году 85-летнему Эдвардсу – одному из авторов технологии ЭКО и единственному живущему на тот момент – была присуждена Нобелевская премия. А какого упорства, какой беззаветной верности идее потребовало это открытие! Десять лет они работали вхолостую. Сначала Эдвардс понял, как созревает яйцеклетка, потом Стептоу отработал технологию ее извлечения из яичника, потом смогли ее успешно оплодотворить и получить эмбрионы, потом несколько сотен(!) переносов (имплантаций) эмбрионов в матку было сделано, пока наступила первая беременность. Какую веру надо было иметь в успех! Но и здесь все шло совсем не гладко: первая беременность – внематочная. Вторая – выкидыш. Только третья закончилась нормальными родами. И тогда группа Эдвардса отправила в журнал Ланцет заметочку, что наконец родился ребенок, «зачатый в пробирке».

    Душа и технологии

    Долгое время церковь была против ЭКО. Но к созданию человека мы имеем весьма косвенное отношение. Мы работаем с клетками. А человека делают человеком не клетки. Нас и до сих пор упрекают, что мы вмешиваемся в Божий промысел. Но это не так. В какой момент душа появляется? В этом вопросе представители разных конфессий даже между собой не могут договориться. Во время одной из передач православный священник сказал мне: душа приходит, когда клетки начинаются делиться и появляется зародыш. Но как тогда получается, что мы переносим два пятидневных эмбриона – рождается тройня? Однояйцевые близнецы (из одной оплодотворенной яйцеклетки) становятся результатом разделения эмбриона уже внутри матки, через несколько дней после переноса. Так что таинством не владеем. Ну а если относиться к бесплодию как к божьей каре, то почему так не относиться к косоглазию, аппендициту, морю других болезней. Почему не избавить человека от страдания, если мы можем это сделать? Кстати шанс забеременеть в результате ЭКО выше, чем естественным путем - 40% против 25%. Но, к сожалению, гарантий мы никаких дать не можем. Только шанс. Правда, справедливости ради надо сказать, что в некоторых центрах репродукции вероятность выше средней, в некоторых – ниже. Это зависит от наработанного опыта. Но и для каждой женщины этот шанс свой. Если ей до 30 лет, то, может быть и выше 60%, а если за 40 – то вероятность существенно ниже.

    Эмбрион как пациент

    Известно, что эмбрион может развиваться «автономно», не прикрепляясь к стенке матки до 6 дней - этот феномен и позволил создать ЭКО. И именно Роберт Эдвардс высказал идею, что этот период надо использовать для выявления возможных генетических (если речь идет о патологии одного какого-то гена) и хромосомных заболеваний. Так появилась предымплантационная генетическая диагностика. Один из ее основоположников – наш бывший соотечественник Юрий Верлинский, весьма успешно работавший в США. Это был переворот. Можно сказать, что благодаря этому стало возможным буквально снять родовое проклятие – некоторые формы рака, болезнь Альцгеймера и т.д. Все, что сегодня соотнесено с каким-либо геном, можно выявить у эмбриона. Они такие красивые в свете микроскопа… Помимо сложного генетического анализа, проверяем наборы хромосом, чтобы исключить, например, синдром Дауна и др. Мало того, известны наборы хромосом, по которым можно определить, будет ли выкидыш. Ведь 60-70% выкидышей раннего срока (6-7 недель) связаны именно с этими наборами хромосом. Теперь церковь пытается нас упрекнуть: вы выбираете эмбрионы, кому жить, а кому - нет. Но мы не очень-то выбираем. Во-первых, эмбрионы сами выбирают: либо развиваются, либо нет. Во-вторых, теперь мы их криоконсервируем и можем хранить до тех пор, пока родители не будут готовы родить следующего ребенка. В нашей практике есть семьи, у которых двое и трое детей после переноса размороженных эмбрионов.

    С такими технологиями секс остается только для удовольствия

    Сейчас очень хорошие результаты в криоконсервции яйцеклеток. Мы были первые, кто сделал это в нашей стране: у нас еще несколько лет назад родился ребенок из размороженной яйцеклетки. Что это значит? Во-первых, это замечательное достижение – возможность иметь своих детей для женщин, перенесших онкологические заболевания, ведь в результате химио- и рентгенотерапии яйцеклетки гибнут. С другой стороны, эта технология – сохранение «молодых» яйцеклеток – весьма актуальна для женщин, откладывающих материнство. Тенденция очевидна: чем выше образование, тем ниже рождаемость. Готовы физиологически – не готовы социально. Ну и наоборот. Но ведь женский чадородный век ограничен... Женщина может выглядеть на 20 лет моложе своего возраста, но яйцеклетка-то уже не та…  Поэтому и озаботились сохранением молодых сил для более поздних дел. Поскольку это достаточно новая возможность, пока, в основном, сдают клетки на хранение, возвращаться за ними время еще не пришло.

    Что касается мужского бесплодия, которое в мире только растет, произошла настоящая революция – ИКСИ – инъекция единственного(!) сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки. Это когда шанс действительно один на миллион, и мы его научились использовать.

     

    Источник: