Организаторы Площадки Медиа

Легпром выходит из кризиса?

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Легпром выходит из кризиса?
30 января 2017 года

    В Минске проходит целая выставка достижений белорусского легпрома - 5 масштабных мероприятий сразу. Как дела в России?

    Из всех отечественных отраслей едва ли не самые тяжелые постперестроечные испытания выпали на долю легкой и текстильной промышленности. Только за последние 14 лет ее доля в ВВП страны снизилась более чем в 25 раз – с 12% до 0,4%. Но последний, 2016 год стал исключением – и, как надеются власти, отправной точкой, с которой развитие многострадальной отрасли пойдет вверх.

    В очередь за инновациями

    Беды отечественной легкой и текстильной промышленности хорошо известны – это устаревшая техническая база (большинство видов оборудования для легпрома в России не производится), дорогое сырье (республики, в которых выращивался лен и хлопок, стали отдельными государствами), засилье импорта. В последние годы к списку форс-мажорных обстоятельств добавились падение платежеспособного спроса населения и международные антироссийские санкции. Последние ударили главным образом по финансированию, которое и без того было проблемным: банки с неохотой кредитуют высококонкурентные и низкоприбыльные отрасли, к которым исторически относится отечественный легпром.

    Но у неприятностей, преследующих легпром, есть и оборотная сторона. Уже упомянутые падение спроса и санкции привели к массовому сокращению импорта (по данным 2016 года – на 34%), и место ушедших зарубежных торговых марок постепенно занимают российские. Девальвированный рубль снизил себестоимость пошива – в результате отечественные компании, долгое время производившие товары в Китае, все чаще прибегают к услугам «родных» швейников.

    Кроме того, Россию захватил мировой тренд, о котором лет 15-20 назад никто бы не подумал: спрос на продукцию легпрома, в основном высокотехнологичные материалы, так называемый технический текстиль, растет со стороны других отраслей – авиастроения, автопрома, сельского хозяйства, медицины, строительства, в том числе дорожного. Интерес к продукции из инновационных материалов проявляют также спортсмены и военные. До недавнего времени большая часть подобного сырья ввозилась из-за рубежа, однако теперь стратегия изменилась.

    Нефть и газ вместо льна и хлопка

    По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, теперь Россия будет использовать свои конкурентные преимущества и сделает упор на производство синтетических волокон, благо сырьем для них служат нефть, газ и целлюлоза. Сегодня производство полиамидных волокон и нитей для текстильной промышленности и смежных с ней отраслей в нашей стране осуществляется на крупнейших химкомбинатах «Куйбышев-Азот», «КурскХимВолокно», «Газпромхимволокно» и «Щекиноазот».

    По планам Минпромторга, к 2025 году более 60% производимых в России химических волокон и нитей будет перерабатываться внутри страны. На реализацию этой задачи направлен и новый проект, представленный на пресс-конференции «Стратегические направления развития легкой промышленности в России. Создание новых подотраслей текстильной промышленности». В моногороде Вичуга Ивановской области планируется построить первый в нашей стране комплекс по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) текстильного назначения. Открытие производства мощностью до 205 тыс. тонн синтетического волокна и нитей в год позволит не только ликвидировать сырьевую зависимость отечественных текстильщиков от импортного сырья, но и поставлять его на экспорт.

    Общая сумма инвестиций в проект составляет около 25 млрд руб. В его финансировании участвует Внешэкономбанк, рассматриваются варианты софинансирования со стороны Федерального фонда развития моногородов. Новый комбинат, пуск которого намечен на 2020 г., по словам губернатора Ивановской области Павла Конькова, сразу же начнет «обрастать» индустриальным парком.

    Господдержка сработала - обернулась ростом

    Как уже было сказано, 2016 г. стал переломным для легкой промышленности – она вошла в число немногих отраслей экономики, показавших рост по итогам 11-и месяцев. По данным Минпромторга, по отношению к аналогичному периоду 2015 года текстильное и швейное производства в целом выросли на 5%, кожевенное и обувное – на 6,1%. Но наиболее существенное наращивание объемов произошло в сегменте производства нетканых материалов (тех самых высокотехнологичных) – 27,5% и спецодежды – 37,4%.

    По словам Виктора Евтухова, этим ростом легпром в значительной степени обязан мерам государственной поддержки. «Механизм субсидирования процентов по кредитам, привлеченным на пополнение оборотных средств, позволил организациям легкой промышленности в 2016 году привлечь дополнительные кредиты для закупки сырья и материалов, увеличить темпы роста производства, и выпустить дополнительно продукции на 9,2 млрд руб.», – отметил Евтухов. Он также заявил, что в нынешнем году объемы этой господдержки могут значительно – почти на 40% – увеличиться по сравнению с уже заложенными в федеральном бюджете и составить 3 млрд руб. Соответствующее решение правительство должно принять уже в ближайшее время.

    Наряду с организацией и расширением производств немаловажной является и задача активного продвижения отечественной продукции, в том числе и за рубеж. Сегодня, по словам представителей Минпромторга, спросом в других странах пользуется российская одежда и обувь для активного отдыха, спорта, работы в экстремальных условиях, а также домашний текстиль (в частности, последний закупают IKEA и Decathlon). Стремясь нарастить объемы экспорта, российские предприятия объединяются и выставляют свою продукцию на коллективных стендах на отечественных и зарубежных выставках.

    Ближайший крупный форум – «Российская неделя текстильной и легкой промышленности» (организаторы – Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности и ЗАО «Экспоцентр» при поддержке Минпромторга) состоится в конце февраля нынешнего года в Москве. Его главной темой станет межотраслевая кооперация, включающая работу с торговыми сетями, отраслями нефтехимической, мебельной, целлюлозно-бумажной, автомобильной промышленности.

    Источник: